«Билет» на рынок стоит от $100 млн. Какие проблемы ожидают суперапп Kaspi в Украине. Объясняют Kasta, Rozetka и другие игроки /Фото Wikipedia
Категория
Новости
Дата

«Билет» на рынок стоит от $100 млн. Какие проблемы ожидают суперапп Kaspi в Украине. Объясняют Kasta, Rozetka и другие игроки

Wikipedia

Осенью 2021‑го казахстансая финтехкомпания Kaspi.kz заявила о планах выйти на украинский рынок, купив платежный сервис Portmone и БТА Банк. За оба актива казахстанцы заплатили около $24 млн. На очереди – маркетплейс. Как финтех из Казахстана изменит украинский рынок?

Большую историю про приход Kaspi в Украину читайте в материале для подписчиков: На Украину надвигается финтехгигант из Казахстана стоимостью $27 млрд. Стоит ли бояться украинским компаниям?

Kaspi.kz развилась в финтех, e‑commerce и платежную компанию из стандартного розничного банка. В 2020 году Kaspi.kz привлекла на IPO на Лондонской бирже $870 млн, ворвавшись в круг крупнейших финтехкомпаний мира с текущей капитализацией около $27 млрд.

Украинская финансовая индустрия и ритейл еще не видели подобных мультисервисных игроков. Менеджмент и акционеры Kaspi.kz отказались комментировать Forbes свои планы в Украине. «Нам еще нужно немного времени», – сказала исполнительный директор компании Маржан Ельшибаева.

Главный актив компании – Super App, который ежедневно используют 6 млн казахстанцев. Внутри – свыше 5000 услуг, оплатить которые можно без комиссии, маркетплейс на 1,2 млн товаров от 80 000 продавцов с опцией рассрочки и бесплатной доставки, бонусная система. За последний год в приложении появились разделы «Госуслуги» (через приложение можно получить соцвыплаты, оплатить штрафы, зарегистрировать автомобиль и зафиксировать результат ПЦР‑теста) и Travel (авиабилеты).

В 2020 году объем рынка электронной коммерции в Украине достиг $4 млрд

Компания рассчитывает воспользоваться особенностями украинского рынка: значительной долей наличных расчетов при высоком проникновении смартфонов. В Украине Kaspi планирует повторить стратегию Super App.

Для этого ей не хватает решений для торговли (маркетплейс) и логистики (логистический оператор, курьерская служба), говорит СЕО платежной системы NovaPay Андрей Кривошапко. Потенциальная цель среди маркетплейсов, которые могли бы привлечь Kaspi, – облачный e‑commerce с собственными точками выдачи, полагает СЕО IT‑платформы для торговцев HUBBER Максим Беляк.

Перестройка нишевых онлайн‑магазинов в маркетплейсы – главный тренд последних лет. Бизнес‑модели уже изменили Rozetka, АЛЛО, «Эпицентр» и Kasta. «Точка заработка смещается от прямой продажи продуктов к дополнительным сервисам», – объясняет СЕО Kasta Андрей Логвин.

«Билет» на рынок маркетплейсов в Украине стоит, по его мнению, от $100 млн. «У Kaspi деньги есть, но это длинная дорога, – говорит Логвин. – Ни клиенты, ни торговцы пока не подозревают об их существовании».

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Полноценно выйти на рынок Kaspi сможет не раньше второй половины 2022 года, а на завоевание лидирующих позиций может уйти несколько лет, полагает СЕО sportbank Денис Сапрыкин. «Чтобы занять свое место на рынке, мы инвестировали в IT и логистическую инфраструктуру сотни миллионов долларов, – говорит сооснователь крупнейшего маркетплейса Rozetka Владислав Чечеткин. – Конечно, приход Kaspi – это незаурядный вызов. Но я вижу здесь, скорее, синергию, чем конкуренцию».

В 2020 году объем рынка электронной коммерции в Украине достиг $4 млрд (в Казахстане, по оценке PwC,– в два раза меньше), говорится в исследовании, которое подготовили компании Soul Partners, «Baker Tilly Украина» и Aequo при поддержке USAID. За пять лет рынок e‑commerce вырос почти в три раза, с начала пандемии – на 41%.

В ближайшие годы сегмент может вырасти еще в полтора‑два раза. Доля e‑commerce в соседних с Украиной странах занимает 10–15% розничного рынка, у украинского рынка– около 9%, говорится в исследовании. Средний чек – $22, в два раза ниже, чем в Казахстане.

Чем Украина может удивить Kaspi? Высокая конкуренция, сформированные клиентские предпочтения (например, оплата через Google Pay и Apple Pay, к которым Kaspi не подключен, и не получившие пока массового распространения в Украине платежи по QR), сложная регуляция, перечисляет Сапрыкин из sportbank. Украинский рынок на 60% серый, поэтому Kaspi придется приспосабливаться к таким вещам, как контрабанда, кеш и ФЛП, добавляет Логвин из Kasta.

Почему Kaspi выбрала Украину, не решившись на экспансию в Россию, с которой Казахстан входит в Таможенный союз? «Это очень конкурентный рынок, в который нужно вложить сотни миллионов долларов, – говорит на условиях анонимности украинский инвестбанкир, имеющий опыт работы в России. – В Украине для аналогичного результата можно потратить в 10 раз меньше». Кроме того, акционеры Kaspi считают финансовый рынок России токсичным из‑за влияния властей на бизнес.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Инвестгид на 2022-й год, Семёнов и его телеканалы, цифровая Украина | Рейтинг работодателей