Осенью 2021‑го казахстансая финтехкомпания Kaspi.kz заявила о планах выйти на украинский рынок, купив платежный сервис Portmone и БТА Банк. За оба актива казахстанцы заплатили около $24 млн. На очереди – маркетплейс. Как финтех из Казахстана изменит украинский рынок?
Отримуйте щоденний лист з останніми матеріалами та новинами від Forbes
Большую историю про приход Kaspi в Украину читайте в материале для подписчиков: На Украину надвигается финтехгигант из Казахстана стоимостью $27 млрд. Стоит ли бояться украинским компаниям?
Kaspi.kz развилась в финтех, e‑commerce и платежную компанию из стандартного розничного банка. В 2020 году Kaspi.kz привлекла на IPO на Лондонской бирже $870 млн, ворвавшись в круг крупнейших финтехкомпаний мира с текущей капитализацией около $27 млрд.
Украинская финансовая индустрия и ритейл еще не видели подобных мультисервисных игроков. Менеджмент и акционеры Kaspi.kz отказались комментировать Forbes свои планы в Украине. «Нам еще нужно немного времени», – сказала исполнительный директор компании Маржан Ельшибаева.
Главный актив компании – Super App, который ежедневно используют 6 млн казахстанцев. Внутри – свыше 5000 услуг, оплатить которые можно без комиссии, маркетплейс на 1,2 млн товаров от 80 000 продавцов с опцией рассрочки и бесплатной доставки, бонусная система. За последний год в приложении появились разделы «Госуслуги» (через приложение можно получить соцвыплаты, оплатить штрафы, зарегистрировать автомобиль и зафиксировать результат ПЦР‑теста) и Travel (авиабилеты).
В 2020 году объем рынка электронной коммерции в Украине достиг $4 млрд
Компания рассчитывает воспользоваться особенностями украинского рынка: значительной долей наличных расчетов при высоком проникновении смартфонов. В Украине Kaspi планирует повторить стратегию Super App.
Для этого ей не хватает решений для торговли (маркетплейс) и логистики (логистический оператор, курьерская служба), говорит СЕО платежной системы NovaPay Андрей Кривошапко. Потенциальная цель среди маркетплейсов, которые могли бы привлечь Kaspi, – облачный e‑commerce с собственными точками выдачи, полагает СЕО IT‑платформы для торговцев HUBBER Максим Беляк.
Перестройка нишевых онлайн‑магазинов в маркетплейсы – главный тренд последних лет. Бизнес‑модели уже изменили Rozetka, АЛЛО, «Эпицентр» и Kasta. «Точка заработка смещается от прямой продажи продуктов к дополнительным сервисам», – объясняет СЕО Kasta Андрей Логвин.
«Билет» на рынок маркетплейсов в Украине стоит, по его мнению, от $100 млн. «У Kaspi деньги есть, но это длинная дорога, – говорит Логвин. – Ни клиенты, ни торговцы пока не подозревают об их существовании».
Полноценно выйти на рынок Kaspi сможет не раньше второй половины 2022 года, а на завоевание лидирующих позиций может уйти несколько лет, полагает СЕО sportbank Денис Сапрыкин. «Чтобы занять свое место на рынке, мы инвестировали в IT и логистическую инфраструктуру сотни миллионов долларов, – говорит сооснователь крупнейшего маркетплейса Rozetka Владислав Чечеткин. – Конечно, приход Kaspi – это незаурядный вызов. Но я вижу здесь, скорее, синергию, чем конкуренцию».
В 2020 году объем рынка электронной коммерции в Украине достиг $4 млрд (в Казахстане, по оценке PwC,– в два раза меньше), говорится в исследовании, которое подготовили компании Soul Partners, «Baker Tilly Украина» и Aequo при поддержке USAID. За пять лет рынок e‑commerce вырос почти в три раза, с начала пандемии – на 41%.
В ближайшие годы сегмент может вырасти еще в полтора‑два раза. Доля e‑commerce в соседних с Украиной странах занимает 10–15% розничного рынка, у украинского рынка– около 9%, говорится в исследовании. Средний чек – $22, в два раза ниже, чем в Казахстане.
Чем Украина может удивить Kaspi? Высокая конкуренция, сформированные клиентские предпочтения (например, оплата через Google Pay и Apple Pay, к которым Kaspi не подключен, и не получившие пока массового распространения в Украине платежи по QR), сложная регуляция, перечисляет Сапрыкин из sportbank. Украинский рынок на 60% серый, поэтому Kaspi придется приспосабливаться к таким вещам, как контрабанда, кеш и ФЛП, добавляет Логвин из Kasta.
Почему Kaspi выбрала Украину, не решившись на экспансию в Россию, с которой Казахстан входит в Таможенный союз? «Это очень конкурентный рынок, в который нужно вложить сотни миллионов долларов, – говорит на условиях анонимности украинский инвестбанкир, имеющий опыт работы в России. – В Украине для аналогичного результата можно потратить в 10 раз меньше». Кроме того, акционеры Kaspi считают финансовый рынок России токсичным из‑за влияния властей на бизнес.


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.