Директор Ryanair Майкл О’Лири высоко оценивает потенциал рынка Украины. Он готов запустить рейсы в семи новых для ирландского лоукостера местных аэропортах, как только украинцы подпишут соглашение о свободном небе. Авиационные эксперты в один голос утверждают, что инфраструктура не готова
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Как только Украина присоединится к авиационному рынку Европейского Союза, подписав соглашение об общем авиационном пространстве, Ryanair начнет агрессивную экспансию, обещает О’Лири. Он ожидает новостей в ближайшие месяцы. Дипломаты не называют точной даты. «Европейская правда» пишет, что это произойдет 12 октября.
«Единственный рынок, на который хотел бы указать, – это Украина, – сказал О’Лири инвесторам Ryanair во время презентации годового отчета авиаперевозчика. – Мы станем крупным инвестором в Украине, когда они присоединятся к Европейскому открытому небу».
Ryanair ведет себя агрессивно на всех рынках, демпингуя цены, говорит Виктор Логвиненко, экс-региональный менеджер «АэроСвит» и МАУ. По его словам, у компании в бизнес-модели заложен обязательный ежегодный рост на 25%, который они планируют обеспечить в том числе за счет Украины. О’Лири обращает внимание на высокий спрос со стороны украинских заробитчан, которые летают за рубеж на сезонные работы. По его словам, они пользуются рейсами, на которых цена билета – €40.
Точных данных о том, сколько украинцев работает за рубежом, нет. Министерство социальной политики в 2019 году насчитало, что во время сезонных работ до 9 млн украинцев едут на заработки. Ориентируясь на сезонных рабочих, Ryanair, скорее всего, будет запускать по три-четыре рейса в неделю по самым популярным для них направлениям, считает Логвиненко. Заробитчане чаще всего ездят в Польшу, Кипр и Бельгию.
За счет украинского рынка компания планирует частично восстановить потерянный за время пандемии пассажиропоток – он упал на 81%. В 2020 году компания перевезла всего 27,5 млн пассажиров, а годом ранее – 149 млн. К 2026 году Ryanair планирует перевозить до 200 млн человек в год. Компания в 2021 финансовом году увеличила заказы на Boeing 737-8200 со 135 самолетов до 210.
Ryanair работает в пяти украинских аэропортах, и есть еще семь подходящих, говорит О’Лири. О каких аэропортах он говорит? Потенциально Ryanair может начать летать из Одессы, Запорожья, Днепра и Львова, говорит Логвиненко.
Заявления О’Лири слишком оптимистичны, говорит Евгений Трескунов, основатель консалтинговой компании «Авиаплан». По его словам, у нас нет больше аэропортов, которые готовы принять самолеты размеров Boeing и Airbus. Более того, после того как Украина подпишет договор об открытом небе, потребуется еще около двух лет, чтобы подготовить все технические и юридические документы, утверждает Трескунов. «Делать такие заявления без этого понимания – это эпатаж», – говорит он.
Правительство Украины планирует до 2030 года построить 50 новых аэропортов, но работы еще не начались, говорит Владимир Омелян, экс-министр инфраструктуры. Он считает, что заявление О’Лири станет сигналом для властей. «За короткое время они могли бы провести хоть какой-то ремонт аэродромов», – говорит он. По его подсчетам, строительство взлетной полосы в среднем стоит около $125 млн, а для реализации плана 2030 года нужно $5 млрд.
Программа «Открытое небо», или Open Skies, была создана для отмены воздушных барьеров между европейскими странами. Авиаперевозчики тех стран, которые присоединились к инициативе, могут осуществлять не только международные рейсы, но и внутренние. Дмитрий Сероухов, генеральный директор украинской авиакомпании SkyUp, однако, утверждает, что от соглашения выиграют только европейский компании. «Соглашение построено таким образом, что учтены экономические интересы только одной стороны – ЕС», – говорит он. По его словам, европейские авиакомпании получат возможность осуществлять перелеты внутри Украины, тогда как украинские компании не смогут выполнять полеты внутри стран Евросоюза или между этими странами. «Мы отдаем нашим партнерам внутренние перевозки, чтобы получить то, что уже и так имеем», – говорит Сероухов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.