Инфраструктура Польши слишком тесна для украинского бизнеса и не может заместить блокировку Россией портов в Черном море. Об этом сказал коммерческий директор «Метинвеста» Дмитрий Николаенко в интервью польскому бизнес-изданию WNP.PL.
Ключевые факты
- Из-за блокады Черного и Азовского морей группа «Метинвест» начала искать новые виды транспорта для экспорта, отметил Николаенко.
- Сейчас есть два маршрута: первый – в северные порты Польши, второй – в южные порты Румынии.
- «В Украине широкая колея, а в Европе – узкая. Это означает не только перегрузку, но и хранение продукции. Более того, когда такие грузы, как окатыши или железорудный концентрат перегружают грейферами, в продукцию могут попасть некоторые примеси, а очистка – дорогостоящий процесс. Из-за этого только в 2022 году мы потеряли более $19 млн», – сказал Николаенко.
- Он подчеркнул, что Польша не готова к реэкспорту крупных партий товаров из Украины. Маршрут через Польшу влечет серьезные логистические сложности. В частности, минувшей зимой складские помещения в польских портах были заполнены углем, и загрузить продукцию ГМК было невозможно, объяснил Николаенко.
- Также, по словам топ-менеджера, есть проблемы со скоростью движения товаров, которая вдвое меньше той, к которой привыкли в Украине. Группе приходится сталкиваться и со слишком сложными таможенными процедурами, отнимающими дополнительное время.
- Несмотря на это, «Метинвест» стал важным партнером польских портов и железных дорог, отметил Николаенко. По его словам, объем перевалки продукции через польские железнодорожные переходы вырос на 45% по сравнению с 2021 годом. Польские порты смогли увеличить экспорт железорудной продукции и металла более чем на 100% в 2022 году.
- «Однако Польша могла бы получить 70 млн т экспорта в год, которые украинские порты потеряли в результате войны, поэтому общие цифры неутешительны. Общий объем экспорта через польские порты не увеличился и даже сократился на 1% из-за неподготовленности инфраструктуры: не хватает мощностей для обработки грузов как на границе, так и в портах, а сама инфраструктура рассчитана на импорт, а не на экспорт», – констатирует топ-менеджер.
- «Мы сталкиваемся со многими вызовами. Но у нас есть возможность поддерживать остальной бизнес, включая европейские активы», – отметил Николаенко.
Контекст
Металлургическая и горнодобывающая промышленность Украины ранее была ориентирована на экспорт: страна экспортировала 80% металлопродукции и железорудного сырья. Все логистические пути, включая железные дороги и порты, могли с этим справиться.
«Метинвест» владеет производственными мощностями не только в Украине, но и в Болгарии, Италии, Великобритании и США, имеет в своем распоряжении обширную сеть продаж и дистрибуции – ее продукция продается в 95 странах.
«Метинвест» экспортировал продукцию преимущественно через черноморские порты, например Южный, который способен принимать крупнейшие торговые суда класса «кейпсайз», а также через порты Одессы и Николаева. Группа отправляла грузы по всему миру из мариупольских меткомбинатов «Азовсталь» и ММК им. Ильича.
Морской линией из Мариуполя в Италию «Метинвест» отгружал товары на перекатное производство. Контейнеровозы регулярно перевозили слябы (полуфабрикаты метпроизводства) в Италию и Великобританию.
Еще одна проблема – из-за значительного увеличения железнодорожного тарифа (до 140% – для руды, угля и кокса и до 70% – для черных металлов) и дополнительных затрат на доставку продукции в порты ЕС стоимость логистики выросла в четыре-шесть раз. В результате в 2022 году поступления Украины от экспорта черных металлов сократились по сравнению с 2021 годом на 67,5%, до $4,5 млрд.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.