Осенью темпы роста потребительских цен в Украине остаются близкими к трехлетним максимумам – 10,9% в октябре и 11% в сентябре. Инфляция цен производителей, то есть стоимость сырья и комплектующих, по масштабам напоминает ценовые пики 2014–2015 годов – 57%
Компания «Еврокар», производитель авто марки Skoda в Украине, как и другие украинские бизнесы, опасается снижения рентабельности производства в 2022 году. По словам GR-директора «Еврокар» Елены Чепижко, причина не только в глобальном кризисе микрочипов, который в 2021-м может стоить обойтись автоиндустрии в $210 млрд, но и в инфляции.
В октябре инфляция в США ускорилась до 6,2%, хотя рынки ожидали в этом месяце до 5,9%. Такого роста цен не видело целое поколение взрослых американцев – это 31-летний максимум.
Украина может закончить 2021 год с инфляцией выше 10%. В таком случае это будет худший результат за три года. Прогноз НБУ на конец 2020-го – 4-6%, но бизнес и финансовый сектор ожидают более высоких показателей – до 8%.
Высокая инфляция приводит к росту себестоимости продукции во многих индустриях и напрямую влияет на потребителя, говорит Чепижко. «В нашем случае прямой корреляции нет, мы продаем автомобили, товар с достаточно низкой ценовой эластичностью спроса. Но косвенное влияние есть, – считает она. – Инфляционные процессы уменьшают рентабельность бизнеса и увеличивают операционные затраты».
Почему растут цены
32 месяца подряд инфляция в Украине была ниже 10%. Сентябрьский показатель в 11% стал самым высоким значением индекса потребительских цен с декабря 2018 года. Основные причины: подорожание энергоносителей и продуктов питания, сказал Forbes замглавы НБУ Сергей Николайчук. Три квартала подряд, согласно данным опроса Нацбанка по деловым ожиданиям украинских предприятий, главными факторами роста цен были высокая стоимость сырья, энергоносителей и трудовых ресурсов.
Инфляция продукции сельского хозяйства в этом году на пике достигала 68%. Лидеры подорожания среди продтоваров – подсолнечное масло (рост за год на 57,4% по состоянию на октябрь), сахар (48,3%) и яйца (32,4%).
В первом и втором кварталах цены на топливо в Украине выросли на 34,7% и 31,2% соответственно. В июне повышение цен на газ в структуре индекса потребительских цен достигало 175%, сейчас показатель замедлился до 47%, рассказывает Forbes начальник аналитического отдела Альфа-Банка Украина Алексей Блинов.
В чем причины высокой инфляции в продовольстве и энергетике? «Отчасти рост цен на сырьевых рынках связан со спекулятивной составляющей, вызванной большими вливаниями со стороны центробанков, – говорит Forbes Игорь Дейсан, старший аналитик центра макромоделирования Киевской школы экономики (КШЕ). – Разрыв цепей поставок и энергетический кризис тоже сыграли свою роль».
По данным НБУ, рост цен на газ во второй половине 2021-го приведет к увеличению показателя инфляции 2022-го на 0,8 процентных пункта. Нацбанк рассчитывает, что в следующем году кубометр газа на международных рынках подешевеет до $600-700 в первом квартале и до $300-400 по завершению отопительного периода, говорит Николайчук.
Прогноз НБУ по инфляции на конец 2021 года – 9,6%. Инфляция в октябре, отмечает Блинов из Альфа-Банка, замедлилась по не совсем закономерным причинам. Основное – отказ властей от повышения тарифов на газ, электроэнергию и теплоснабжение для населения, говорит он. Другой фактор – укрепление гривни в сентябре–октябре, добавляет Дейсан из КШЕ.
«По нашим оценкам, локальный пик инфляции Украина уже прошла в сентябре. В ноябре мы ожидаем снижения инфляции до 10,1–10,5%», – прогнозирует Блинов.
Украина в большом мировом тренде
Непривычно высокая инфляция – проблема мирового уровня. В сентябре темпы роста цен в Еврозоне обновили 13-летний максимум – 3,4%. В Великобритании – 4,2% инфляции в октябре, 10-летний рекорд.
Ситуация с ценами в развитых странах еще несколько месяцев назад казалась не столь серьезной, говорит управляющий партнер чешской компании OG Research Дэвид Варва, который в середине 2010-х консультировал НБУ при переходе к таргетированию инфляции. «Какие-то факторы могут уйти быстро, например, погодные условия, которые привели к повышению цен на продовольствие, – говорит Forbes Варва. – А вот кризис микрочипов может затянуться. И низкий уровень вакцинации – в некоторых странах это не позволит производителям работать на полную мощность».
Расчет на то, что проблемы с логистикой и другими проинфляционными тенденциями будут влиять на экономику временно, в начале ноября в очередной раз озвучил глава Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл.
Ожидания ФРС – инфляция начнет ослабевать во втором-третьем кварталах 2022 года. На одном из брифингов Пауэлл сказал, что опасения по поводу продолжительного периода инфляции слишком пессимистичны. Он провел аналогию с разработкой вакцин против коронавируса, которые придумали быстрее, чем ожидалось.
Коммуникация о временном характере инфляционного скачка – общий тренд первой половины 2021 года для главных центробанков мира, но сейчас «стадия отрицания» постепенно проходит, полагает Блинов из Альфа-Банка. «Возможно, это был акт самовнушения, – говорит он. – Возможно, попытка успокоить рынки, волнующиеся по поводу сворачивания монетарных мер поддержки».
Скачок инфляции – болезненная тема для центробанков: с начала нулевых в мире доминирует режим «инфляционного таргетирования», когда центральный банк главной целью ставит контроль над темпами роста цен. Ключевая задача – сделать инфляцию стабильной и прогнозируемой. Среднесрочный ориентир для США – 2% в год; ориентир для Украины, которая присоединилась к тренду в 2015-м, – 5%.
Первыми такой подход стали практиковать в начале и середине 1990-х Новая Зеландия, Канада, Чехия и другие страны. Сейчас официальными таргетерами инфляции значатася центробанки примерно 40 стран.
Инфляция угрожает всем
Почему инфляции уделяют так много внимания? Проблема заключается в том, что от нее страдают практически все отрасли экономики, говорит Варва из OG Research. Целые индустрии теряют прибыль из-за роста себестоимости, сбережения обычных граждан обесцениваются, а доверие к национальным валютам падает, объясняет он.
Всплеск цен приведет к тому, что крупнейшие центробанки мира перейдут к решительным мерам – к повышению ключевых ставок. Первым – уже в конце 2021 года может стать Банк Англии. Во втором квартале 2022-го ставку могут повысить США, говорит Николайчук из НБУ. После них повышением ставок займется Европейский центробанк, полагает Варва из OG Research.
НБУ, как и многие другие центробанки развивающихся стран, уже начал повышать учетную ставку в ответ на усиление инфляции – с начала года она выросла с исторически низких 6% до 8,5%. На этом уровне ставка сохранится минимум до начала третьего квартала 2022 года, говорится в Инфляционном отчете НБУ за октябрь.
Высокие ставки – плохая новость для экономики. Это означает высокую стоимость заимствований как для государства, так и для частного сектора, объясняет Forbes аналитик Concorde Capital Евгения Ахтырко. «Высокая стоимость заемных ресурсов будет сдерживать экономический рост», – отмечает она.
При этом действия НБУ не гарантируют, что инфляция в следующем году замедлится до желаемых 4-6%. «Наш базовый прогноз – индекс потребительских цен на уровне 7% в конце 2022 года», – утверждает Блинов из Альфа-Банка.
Что будет, если период высокой инфляции в мире затянется? Наихудший сценарий, по словам Дейсана из КШЕ, – это стагфляция, когда цены растут одновременно с замедлением экономики. «Это ставит центробанки в сложное положение, – говорит он. – С одной стороны, им нужно повышать ставки, чтобы снизить инфляцию, с другой – это может углубить кризис».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.