Категория
Новости
Дата

Соцсеть проблем. Из чего состоит скандал вокруг и внутри Facebook

6 хв читання

Марк Цукерберг, основатель Facebook. /Getty Images

Марк Цукерберг, основатель Facebook. Фото Getty Images

Сбой, который произошел в работе Facebook и ее сервисов 4 октября – самая тривиальная из проблем, в которых оказалась империя Марка Цукерберга. Соцсеть в очередной раз критикуют за негативное влияние на подростков и призывают разделить или урегулировать. Откуда взялись эти обвинения

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Facebook не привыкать к репутационным скандалам – впервые Марка Цукерберга вызвали на слушания в американский Конгресс весной 2018 года. Тогда обсуждали последствия скандала вокруг политической консалтинг-компании Cambridge Analytica, которая использовала данные 87 млн пользователей соцсети для профайлинга накануне президентских выборов 2016 года. 

К осени 2021 года компания подошла с более длинным шлейфом проблем: в Facebook случались новые утечки, соцсеть критиковали за монопольное положение на рынке соцсетей, влияние не выборы и распространение дезинформации, заставили на паузу поставить свой криптовалютный проект. В ответ компания стала «отмывать имидж» – в середине августа Facebook запустил внутреннюю инициативу под кодовым названием Project Amplify, сообщает The New York Times. В рамках PR-кампании соцсеть рассказывала о себе в позитивном ключе: публиковала истории о переходе на возобновляемую энергию, инновационных разработках. 

Кроме того, изменился подход к формированию имиджа Цукерберга – если во время скандала о влиянии российских ботов он принял вину на себя, теперь ему предложили дистанцироваться от обвинений. Когда Джо Байден накануне Дня независимости США заявил, что дезинформация о COVID-19 убивает, Цукерберг, 37, опубликовал видео, на котором он катается на электрическом серфе с американским флагом.

«Сноуден в Facebook». Что раскрыл о соцсети новый осведомитель

Долго эта стратегия не продержалась. С начала ноября издание The Wall Street Journal начало публиковать серию материалов о проблемах внутри Facebook, основанную на внутренних документах. Вот ключевые обвинения из Facebook Files:

  • Facebook не регулирует всех пользователей одинаково. Аккаунты знаменитостей и влиятельных фигур не подвергаются стандартным проверкам – в компании называют эти меры XCheck – как и обычные пользователи;
  • исследователи из команды Instagram (принадлежит Facebook) обнаружили, что соцсеть вредна для ментального здоровья части своих пользователей. Группа риска – девушки-подростки, у которых формируются проблемы с принятием своего тела;
  • отказ от хронологической ленты в пользу алгоритмической группировки контента сыграл на пользу поляризации аудитории. В компании знали об этих последствиях, но топ-менеджмент (включая Цукерберга) отказался принимать меры – чтобы не растерять вовлеченность;
  • Цукерберг хотел использовать Facebook для распространения правдивой информации о вакцинации и доказать, что соцсети – все еще инструмент социального блага. Вместо этого компания показала свою неуправляемость: антивакцинаторы использовали соцсеть в своих целях, несмотря на модерацию.

Соцсеть опровергла все обвинения.

4 октября утечки обрели лицо. Осведомительницей СМИ и (следом) правительства оказалась Фрэнсис Хауген, 37, которая дала интервью телеканалу CBS. В Facebook она входила в команду по обработке данных, до того – работала в Google и Pinterest. Хауген занималась проблемными для соцсети вопросами: изучала работу с выборами, борьбу с рабством, проституцией и продажей органов, управляя командой из пяти человек. 

Интервью Фрэнсис Хауген

Она описывает работу как невыполнимую – на то, чтобы исправить распространение злонамеренной информации, выделили всего три месяца. После того как команду расформировали, Хауген перевели в другой отдел. Когда 6 января в США состоялся штурм Капитолия, она восприняла это как призыв к действию – и начала сбор внутренней информации, связалась со СМИ и конгрессменами. Следом – начала подавать жалобы в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).

Все грехи Facebook. За что еще критикуют соцсеть и как она реагирует на обвинения

Уже 5 октября Хауген предстала перед подкомитетом Сената США по защите прав потребителей. Фокус слушаний – «защита детей в интернете». В своей речи она еще раз подытожила претензии к Facebook и озвучила новые:

  • соцсеть знает, что вредит подросткам и другим сегментам аудитории, но продолжает агрессивно таргетировать на них контент. Ее предложение – поднять допустимый возраст регистрации с 13 до 17 лет;
  • Хауген призывает регулировать соцсети на законодательном уровне, потому что «не верит, что компания готова меняться по своей воле». Предложение одобрительно восприняли как демократы, так и республиканцы – редкость для нынешнего американского политического климата;
  • Facebook уделяет гораздо меньше внимания дезинформации и агрессивному контенту, опубликованному не на английском. Ситуацию усугубляет алгоритмическая лента. «Они знают, что это буквально разрывает семьи. В местах вроде Эфиопии это в буквальном смысле провоцирует этническое насилие», – заявила Хауген;
  • Facebook намеренно избегает открытости и публичности. «Они намеренно скрывают важную информацию от общественности, правительств Америки и других стран», – сказала Хауген. 

Facebook отреагировал на слушания внутренней запиской, опубликованной сразу после трансляции. В ней компания указывала на некомпетентность Хауген. «Она работала менее двух лет, у нее не было прямых подчиненных и она никогда не посещала важные совещания, а также призналась под присягой более шести раз, что не занималась напрямую вопросами, которые обсуждались», – цитирует документ ABS News. 

Свой блог-пост позже опубликовал и Марк Цукерберг. Он оспорил заявление, что «Facebook приоритизирует выручку, а не безопасность и благосостояние пользователей». Цукерберг поприветствовал надзор за индустрией и заявил, что призывает к обновленному интернет-регулированию уже несколько лет.

7 октября журнал Times поместил Цукерберга на обложку с баннером «Удалить Facebook?». Издание опубликовало колонку бизнесмена и раннего инвестора Facebook Роджера Макнами. У него три предложения: создать новый регуляторный орган для контроля за соцсетями, ограничить использование приватной информации и обновить антимонопольное законодательство. Это не первый случай, когда причастный к Facebook сотрудник или инвестор открыто критикует компанию, отмечает издание Axios. Вот лишь короткий список прецедентов:

  • один из создателей кнопки лайка Джастин Розенштейн называл соцсети «вызывающими зависимость и растрачивающими время»;
  • экс-президент Facebook Шон Паркер в 2017 году сказал: «Одному Богу известно, что [соцсети] делают с головами ваших детей»;
  • экс-сооснователь Facebook Крис Хьюз в 2019 году призывал «разделить компанию»;
  • бывший операционный менеджер Facebook Сэнди Паркилас в 2017 году написала колонку с заголовком «Почему мы, Facebook, не можем регулировать себя сами»;
  • сооснователь мессенджера WhatsApp Брайан Эктон призывал пользователей удалить профили в Facebook;
  • бывший продуктовый менеджер Антонио Гарсия Мартинез называл культуру компании «фашистской».

Внутренняя борьба. Чем недоволен персонал империи Цукерберга

Вопросы задают и нынешние сотрудники. В конце сентября руководитель Instagram Адам Моссери объявил о прекращении работы над версией соцсети для детей от 10 до 12 лет. Поскольку в этом возрасте они еще не могут регистрироваться самостоятельно, компания хотела создать продукт вокруг инструментов родительского контроля – по такому принципу действует приложение для переписки Messenger Kids. Публикации The Wall Street Journal и других медиа поставили на этих планах крест. 

На внутреннем совещании сотрудники Instagram, работавшие над детской версией, потребовали от Моссери ответов – что будет с проектом и планируют ли его восстановить – но не получили конкретных обещаний, передает The Information. «Внутри компании недавняя серия публикаций вызвала самые разные реакции – от безразличия до фрустрации», – пишет в том же материале издание, ссылаясь на разговоры с дюжиной бывших и нынешних сотрудников Facebook. 

Еще один признак внутреннего кризиса – отставка Брендона Сильвермана, основателя системы CrowdTangle, которую Facebook поглотил в 2016 году. Она помогает отследить самые виральные посты. Инструмент уже провоцировал внутренние дебаты – журналисты использовали данные CrowdTangle, чтобы показать успешность праворадикального контента или дезинформации в соцсети. Топ-менеджмент настаивал на том, чтобы показывать выборочные данные, Сильверман настаивал на полной прозрачности, передает Insider.

Особенное беспокойство сотрудников вызывает реакция соцсети на критику со стороны прессы и политиков. Одни уверены, что Facebook стал «мальчиком для битья», другие называют реакцию на публикации внутренних документов сигналом того, что компания не готова меняться. «PR-департамент Facebook плох, потому что они не могут, несмотря на один скандал за другим, слаженно двигаться вперед как, например, Apple», – цитирует Insider одного из сотрудников компании. 

Что может изменить ситуацию? Организационная реструктуризация, смена приоритетов или массовый исход сотрудников (сейчас в Facebook работает более 63 000 человек), уверяет The Information.

Не беда. Почему Facebook не угрожает ликвидация или банкротство

Несмотря на внутренние дебаты и шум в прессе, реальной угрозы для Facebook пока нет, уверяют аналитики. Призывы «разделить Facebook» подрывает то, что летом 2021 года компания выиграла на окружном уровне судебные дела о признании ее монополистом в споре с FTC и коалицией из 48 штатов. Регулятор обвинял Facebook в доминировании на рынке после поглощения Instagram и WhatsApp. Судья посчитал, что заявители не смогли сформулировать, что такое монополия, и доказать, что Facebook контролирует рынок социальных сетей более чем на 60%, описывает MIT Technology Review.

Не вызывают значительного беспокойства и финансовые показатели. На момент публикации заметки капитализация Facebook составляет около $930 млрд – это на 22% больше, чем годом ранее. Во втором квартале 2021 года (закончился 30 июня) компания отрапортовала о росте выручки на 56%, до $29 млрд. Рекламодатели не видят причин бросать площадку. Цукерберг тоже двинулся дальше: его последний публичный пост – видео с роботом, который может автоматически обматывать силовые кабели оптическими. Это позволяет быстро и дешево проводить высокоскоростной интернет в отдаленные места.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд