Категория
Новости
Дата

Соцсеть проблем. Из чего состоит скандал вокруг и внутри Facebook

6 хв читання

Марк Цукерберг, основатель Facebook. /Getty Images

Марк Цукерберг, основатель Facebook. Фото Getty Images

Сбой, который произошел в работе Facebook и ее сервисов 4 октября – самая тривиальная из проблем, в которых оказалась империя Марка Цукерберга. Соцсеть в очередной раз критикуют за негативное влияние на подростков и призывают разделить или урегулировать. Откуда взялись эти обвинения

За 12 років консалтингова компанія Franchise Group створила 600+ франшиз. Як масштабувати бізнес за допомогою франшизи в часи турбулентності? Отримайте інсайти і стратегії на Форумі підприємців від власниці та СЕО Franchise Group Мирослави Козачук. Купуйте квиток за посиланням.

Facebook не привыкать к репутационным скандалам – впервые Марка Цукерберга вызвали на слушания в американский Конгресс весной 2018 года. Тогда обсуждали последствия скандала вокруг политической консалтинг-компании Cambridge Analytica, которая использовала данные 87 млн пользователей соцсети для профайлинга накануне президентских выборов 2016 года. 

К осени 2021 года компания подошла с более длинным шлейфом проблем: в Facebook случались новые утечки, соцсеть критиковали за монопольное положение на рынке соцсетей, влияние не выборы и распространение дезинформации, заставили на паузу поставить свой криптовалютный проект. В ответ компания стала «отмывать имидж» – в середине августа Facebook запустил внутреннюю инициативу под кодовым названием Project Amplify, сообщает The New York Times. В рамках PR-кампании соцсеть рассказывала о себе в позитивном ключе: публиковала истории о переходе на возобновляемую энергию, инновационных разработках. 

Кроме того, изменился подход к формированию имиджа Цукерберга – если во время скандала о влиянии российских ботов он принял вину на себя, теперь ему предложили дистанцироваться от обвинений. Когда Джо Байден накануне Дня независимости США заявил, что дезинформация о COVID-19 убивает, Цукерберг, 37, опубликовал видео, на котором он катается на электрическом серфе с американским флагом.

«Сноуден в Facebook». Что раскрыл о соцсети новый осведомитель

Долго эта стратегия не продержалась. С начала ноября издание The Wall Street Journal начало публиковать серию материалов о проблемах внутри Facebook, основанную на внутренних документах. Вот ключевые обвинения из Facebook Files:

  • Facebook не регулирует всех пользователей одинаково. Аккаунты знаменитостей и влиятельных фигур не подвергаются стандартным проверкам – в компании называют эти меры XCheck – как и обычные пользователи;
  • исследователи из команды Instagram (принадлежит Facebook) обнаружили, что соцсеть вредна для ментального здоровья части своих пользователей. Группа риска – девушки-подростки, у которых формируются проблемы с принятием своего тела;
  • отказ от хронологической ленты в пользу алгоритмической группировки контента сыграл на пользу поляризации аудитории. В компании знали об этих последствиях, но топ-менеджмент (включая Цукерберга) отказался принимать меры – чтобы не растерять вовлеченность;
  • Цукерберг хотел использовать Facebook для распространения правдивой информации о вакцинации и доказать, что соцсети – все еще инструмент социального блага. Вместо этого компания показала свою неуправляемость: антивакцинаторы использовали соцсеть в своих целях, несмотря на модерацию.

Соцсеть опровергла все обвинения.

4 октября утечки обрели лицо. Осведомительницей СМИ и (следом) правительства оказалась Фрэнсис Хауген, 37, которая дала интервью телеканалу CBS. В Facebook она входила в команду по обработке данных, до того – работала в Google и Pinterest. Хауген занималась проблемными для соцсети вопросами: изучала работу с выборами, борьбу с рабством, проституцией и продажей органов, управляя командой из пяти человек. 

Интервью Фрэнсис Хауген

Она описывает работу как невыполнимую – на то, чтобы исправить распространение злонамеренной информации, выделили всего три месяца. После того как команду расформировали, Хауген перевели в другой отдел. Когда 6 января в США состоялся штурм Капитолия, она восприняла это как призыв к действию – и начала сбор внутренней информации, связалась со СМИ и конгрессменами. Следом – начала подавать жалобы в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).

Все грехи Facebook. За что еще критикуют соцсеть и как она реагирует на обвинения

Уже 5 октября Хауген предстала перед подкомитетом Сената США по защите прав потребителей. Фокус слушаний – «защита детей в интернете». В своей речи она еще раз подытожила претензии к Facebook и озвучила новые:

  • соцсеть знает, что вредит подросткам и другим сегментам аудитории, но продолжает агрессивно таргетировать на них контент. Ее предложение – поднять допустимый возраст регистрации с 13 до 17 лет;
  • Хауген призывает регулировать соцсети на законодательном уровне, потому что «не верит, что компания готова меняться по своей воле». Предложение одобрительно восприняли как демократы, так и республиканцы – редкость для нынешнего американского политического климата;
  • Facebook уделяет гораздо меньше внимания дезинформации и агрессивному контенту, опубликованному не на английском. Ситуацию усугубляет алгоритмическая лента. «Они знают, что это буквально разрывает семьи. В местах вроде Эфиопии это в буквальном смысле провоцирует этническое насилие», – заявила Хауген;
  • Facebook намеренно избегает открытости и публичности. «Они намеренно скрывают важную информацию от общественности, правительств Америки и других стран», – сказала Хауген. 

Facebook отреагировал на слушания внутренней запиской, опубликованной сразу после трансляции. В ней компания указывала на некомпетентность Хауген. «Она работала менее двух лет, у нее не было прямых подчиненных и она никогда не посещала важные совещания, а также призналась под присягой более шести раз, что не занималась напрямую вопросами, которые обсуждались», – цитирует документ ABS News. 

Свой блог-пост позже опубликовал и Марк Цукерберг. Он оспорил заявление, что «Facebook приоритизирует выручку, а не безопасность и благосостояние пользователей». Цукерберг поприветствовал надзор за индустрией и заявил, что призывает к обновленному интернет-регулированию уже несколько лет.

7 октября журнал Times поместил Цукерберга на обложку с баннером «Удалить Facebook?». Издание опубликовало колонку бизнесмена и раннего инвестора Facebook Роджера Макнами. У него три предложения: создать новый регуляторный орган для контроля за соцсетями, ограничить использование приватной информации и обновить антимонопольное законодательство. Это не первый случай, когда причастный к Facebook сотрудник или инвестор открыто критикует компанию, отмечает издание Axios. Вот лишь короткий список прецедентов:

  • один из создателей кнопки лайка Джастин Розенштейн называл соцсети «вызывающими зависимость и растрачивающими время»;
  • экс-президент Facebook Шон Паркер в 2017 году сказал: «Одному Богу известно, что [соцсети] делают с головами ваших детей»;
  • экс-сооснователь Facebook Крис Хьюз в 2019 году призывал «разделить компанию»;
  • бывший операционный менеджер Facebook Сэнди Паркилас в 2017 году написала колонку с заголовком «Почему мы, Facebook, не можем регулировать себя сами»;
  • сооснователь мессенджера WhatsApp Брайан Эктон призывал пользователей удалить профили в Facebook;
  • бывший продуктовый менеджер Антонио Гарсия Мартинез называл культуру компании «фашистской».

Внутренняя борьба. Чем недоволен персонал империи Цукерберга

Вопросы задают и нынешние сотрудники. В конце сентября руководитель Instagram Адам Моссери объявил о прекращении работы над версией соцсети для детей от 10 до 12 лет. Поскольку в этом возрасте они еще не могут регистрироваться самостоятельно, компания хотела создать продукт вокруг инструментов родительского контроля – по такому принципу действует приложение для переписки Messenger Kids. Публикации The Wall Street Journal и других медиа поставили на этих планах крест. 

На внутреннем совещании сотрудники Instagram, работавшие над детской версией, потребовали от Моссери ответов – что будет с проектом и планируют ли его восстановить – но не получили конкретных обещаний, передает The Information. «Внутри компании недавняя серия публикаций вызвала самые разные реакции – от безразличия до фрустрации», – пишет в том же материале издание, ссылаясь на разговоры с дюжиной бывших и нынешних сотрудников Facebook. 

Еще один признак внутреннего кризиса – отставка Брендона Сильвермана, основателя системы CrowdTangle, которую Facebook поглотил в 2016 году. Она помогает отследить самые виральные посты. Инструмент уже провоцировал внутренние дебаты – журналисты использовали данные CrowdTangle, чтобы показать успешность праворадикального контента или дезинформации в соцсети. Топ-менеджмент настаивал на том, чтобы показывать выборочные данные, Сильверман настаивал на полной прозрачности, передает Insider.

Особенное беспокойство сотрудников вызывает реакция соцсети на критику со стороны прессы и политиков. Одни уверены, что Facebook стал «мальчиком для битья», другие называют реакцию на публикации внутренних документов сигналом того, что компания не готова меняться. «PR-департамент Facebook плох, потому что они не могут, несмотря на один скандал за другим, слаженно двигаться вперед как, например, Apple», – цитирует Insider одного из сотрудников компании. 

Что может изменить ситуацию? Организационная реструктуризация, смена приоритетов или массовый исход сотрудников (сейчас в Facebook работает более 63 000 человек), уверяет The Information.

Не беда. Почему Facebook не угрожает ликвидация или банкротство

Несмотря на внутренние дебаты и шум в прессе, реальной угрозы для Facebook пока нет, уверяют аналитики. Призывы «разделить Facebook» подрывает то, что летом 2021 года компания выиграла на окружном уровне судебные дела о признании ее монополистом в споре с FTC и коалицией из 48 штатов. Регулятор обвинял Facebook в доминировании на рынке после поглощения Instagram и WhatsApp. Судья посчитал, что заявители не смогли сформулировать, что такое монополия, и доказать, что Facebook контролирует рынок социальных сетей более чем на 60%, описывает MIT Technology Review.

Не вызывают значительного беспокойства и финансовые показатели. На момент публикации заметки капитализация Facebook составляет около $930 млрд – это на 22% больше, чем годом ранее. Во втором квартале 2021 года (закончился 30 июня) компания отрапортовала о росте выручки на 56%, до $29 млрд. Рекламодатели не видят причин бросать площадку. Цукерберг тоже двинулся дальше: его последний публичный пост – видео с роботом, который может автоматически обматывать силовые кабели оптическими. Это позволяет быстро и дешево проводить высокоскоростной интернет в отдаленные места.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине