Средняя стоимость доставки крупногабаритного 40-футового контейнера на 10 сентября – более $11 000, что примерно в 5,5 раза больше, чем в 2020 году, по данным Freightos Baltic Index. Контейнеровозы доставляют около четверти мировых товаров по объему и три пятых по стоимости, пишет The Economist. Как это влияет на Украину и как реагирует бизнес
Цена на отправку из Шанхая в Нью-Йорк в 2019 году составила около $2500, а сейчас доставка по самому загруженному маршруту – из Китая на западное побережье США – может стоить $20 000. Ставки действительно аномальные, подтверждает Андрей Ландер, соучредитель IT-компании Codeska и эксперт рынка морских перевозок. Его пример «аномальности»: восьмого сентября компания Euroseas сдала в аренду контейнеровоз Synergy Oakland за рекордные $195 000 в сутки и сможет за следующие два-три месяца заработать около $17 млн. По словам Ландера, это одна из самых высоких ставок за все время.
Такую ситуацию спровоцировало быстрое восстановление мировых экономик после пандемии коронавируса. «В 2020 году в результате пандемии изменились потребительские предпочтения людей, – объяснял Forbes в марте гендиректор Maersk Ukraine Роман Колоянов. – Средства, которые ранее тратились на развлечения, путешествия и туризм, теперь перешли в сферу потребления». Это конвертировалось в огромный спрос на отправку из Китая, а морские линии не успели обеспечить необходимое количество контейнеров.
К марту 2021-го запасы свободных контейнеров в США снизились до шестилетнего минимума, а объемы грузоперевозок между Азией и Северной Америкой, по данным Балтийского и международного морского совета (BIMCO), выросли на 27% за первые семь месяцев 2021 года. Из-за высокого спроса, по данным маркетплейса морских перевозок Freightos, среднее время доставки морских грузов увеличилось с 41 дня в прошлом году до 70 дней.
Из-за увеличения цены на перевозки судами компании ищут альтернативы морским перевозкам. Производитель велотренажеров Peloton, например, начал перевозить свои товары самолетами. Однако их стоимость также находится на высоком уровне – вдвое больше, чем в январе 2020 года. Украинская компания Kdm Auto, которая возит авто из Южной Кореи, перевозит авто ролкерами. Цена на доставку из Кореи выросла вчетверо за последний год – до $1800 за одно паркоместо, говорит основатель компании Игорь Богданов.
В зависимости от направления цены на контейнерные перевозки отличаются. Стоимость контейнера из США в Украину, вмещающего четыре авто, составляет от $2500 до $4000, говорит владелец компании AnyCar Алексей Тригубенко, которая также пригоняет подержанные авто. «Но клиенты еще не ощущают последствий глобального подорожания, – говорит он. – Для них цена выросла примерно на $150 за авто». Он считает, что цены еще вырастут.
Рынок цикличен и за ростом всегда идет спад, говорит Ландер. «Для мира это будет своеобразный урок и компании, возможно, захотят локализовать промышленность не только в Китае, но и в других странах, – говорит он. – Это может быть шансом для Украины начать работать с другими предприятиями». По его словам, не стоит ожидать падения ставок в ближайший год и цена на большинство импортных товаров вырастет – или уже выросла.
Глобальный тренд на декарбонизацию и на смену горючего на более экологичное означает, что ставки в любом случае установятся на более высоком уровне, чем до пандемии, пишет The Economist. Однако на клиентов это не сильно повлияет, по данным логистической компании Maersk. Если такое топливо будет в три раза дороже, чем ископаемое, влияние на каждый отдельный товар, например кроссовки, будет минимальным.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.