В пять раз дороже: цены на контейнерные перевозки – на рекордном уровне. Как это влияет на бизнес /Shutterstock
Категория
Новости
Дата

В пять раз дороже: цены на контейнерные перевозки – на рекордном уровне. Как это влияет на бизнес

2 хв читання

Shutterstock

Средняя стоимость доставки крупногабаритного 40-футового контейнера на 10 сентября – более $11 000, что примерно в 5,5 раза больше, чем в 2020 году, по данным Freightos Baltic Index. Контейнеровозы доставляют около четверти мировых товаров по объему и три пятых по стоимости, пишет The Economist. Как это влияет на Украину и как реагирует бизнес

Цена на отправку из Шанхая в Нью-Йорк в 2019 году составила около $2500, а сейчас доставка по самому загруженному маршруту – из Китая на западное побережье США – может стоить $20 000. Ставки действительно аномальные, подтверждает Андрей Ландер, соучредитель IT-компании Codeska и эксперт рынка морских перевозок. Его пример «аномальности»: восьмого сентября компания Euroseas сдала в аренду контейнеровоз Synergy Oakland за рекордные $195 000 в сутки и сможет за следующие два-три месяца заработать около $17 млн. По словам Ландера, это одна из самых высоких ставок за все время.

Такую ситуацию спровоцировало быстрое восстановление мировых экономик после пандемии коронавируса. «В 2020 году в результате пандемии изменились потребительские предпочтения людей, – объяснял Forbes в марте гендиректор Maersk Ukraine Роман Колоянов. – Средства, которые ранее тратились на развлечения, путешествия и туризм, теперь перешли в сферу потребления». Это конвертировалось в огромный спрос на отправку из Китая, а морские линии не успели обеспечить необходимое количество контейнеров.

К марту 2021-го запасы свободных контейнеров в США снизились до шестилетнего минимума, а объемы грузоперевозок между Азией и Северной Америкой, по данным Балтийского и международного морского совета (BIMCO), выросли на 27% за первые семь месяцев 2021 года. Из-за высокого спроса, по данным маркетплейса морских перевозок Freightos, среднее время доставки морских грузов увеличилось с 41 дня в прошлом году до 70 дней.

Из-за увеличения цены на перевозки судами компании ищут альтернативы морским перевозкам. Производитель велотренажеров Peloton, например, начал перевозить свои товары самолетами. Однако их стоимость также находится на высоком уровне – вдвое больше, чем в январе 2020 года. Украинская компания Kdm Auto, которая возит авто из Южной Кореи, перевозит авто ролкерами. Цена на доставку из Кореи выросла вчетверо за последний год – до $1800 за одно паркоместо, говорит основатель компании Игорь Богданов.

В зависимости от направления цены на контейнерные перевозки отличаются. Стоимость контейнера из США в Украину, вмещающего четыре авто, составляет от $2500 до $4000, говорит владелец компании AnyCar Алексей Тригубенко, которая также пригоняет подержанные авто. «Но клиенты еще не ощущают последствий глобального подорожания, – говорит он. – Для них цена выросла примерно на $150 за авто». Он считает, что цены еще вырастут.

Рынок цикличен и за ростом всегда идет спад, говорит Ландер. «Для мира это будет своеобразный урок и компании, возможно, захотят локализовать промышленность не только в Китае, но и в других странах, – говорит он. – Это может быть шансом для Украины начать работать с другими предприятиями». По его словам, не стоит ожидать падения ставок в ближайший год и цена на большинство импортных товаров вырастет – или уже выросла.

Глобальный тренд на декарбонизацию и на смену горючего на более экологичное означает, что ставки в любом случае установятся на более высоком уровне, чем до пандемии, пишет The Economist. Однако на клиентов это не сильно повлияет, по данным логистической компании Maersk. Если такое топливо будет в три раза дороже, чем ископаемое, влияние на каждый отдельный товар, например кроссовки, будет минимальным.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд