Украине удалось договориться о продлении соглашения о транспортном безвизе с Европейским Союзом, сообщил в интервью Forbes Ukraine Тарас Качка, заместитель министра экономики, торговый представитель Украины. Сейчас идет формальная подготовка к переподписанию соглашения.
Впервые подписанное в июне 2022 года соглашение позволило избежать торможения экспорта украинской продукции через автомобильные пункты пропуска. С осени 2023-го его требовали отменить польские перевозчики, которые периодически блокировали границу с Украиной.
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про бренд Shemax, який заробляє понад 100 млн на пилососах для пилу від нігтів👉 Дивіться за цим лінком
Ключевые факты
- «Соглашение уже переговорено», – сообщил Качка. Мининфраструктуры – ключевое министерство для ведения переговоров по соглашению, которое с начала мая находится без официального главы, но это не помешало договоренностям о его продлении, объяснил он.
- «Распоряжение об уполномочиях на подписание этого соглашения уже проходит просто формальное визирование», – отметил Качка.
Контекст
Соглашение о транспортном безвизе впервые было подписано 29 июня 2022 года и позволило вывозить украинский экспорт через автомобильные пункты пропуска со странами ЕС без задержек.
В марте 2023 года действие соглашения о либерализации грузовых автоперевозок между Украиной и ЕС было продлено до 30 июня 2024 года.
С начала действия транспортного безвиза украинский экспорт автомобильным транспортом в ЕС значительно увеличился: примерно на две трети по объемам перевозимых грузов и примерно на треть – по стоимости, свидетельствуют данные Еврокомиссии. В абсолютном выражении более 300 000 т товаров было дополнительно экспортировано в ЕС ежемесячно.
В то же время украинский импорт из ЕС увеличился аналогично, а именно примерно на 300 000 т в месяц. Однако украинский импорт по стоимости вырос почти в три раза быстрее, чем украинский экспорт. Украина импортирует автотранспортом из ЕС товаров более чем на €700 млн в месяц, а экспортирует – только на €250 млн.
Отмена транспортного безвиза для Украины была одним из главных требований европейских перевозчиков, периодически блокировавших западную границу Украины с ноября 2023-го по апрель 2024 года.
Каждый день блокады в среднем наносил одной украинской компании около 1 млн грн убытков, подсчитала Европейская Бизнес Ассоциация.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.