Водители фур перекрывают украинские трассы, массово увольняются или остаются вместе с грузовиками за границей. Причина – новые правила мобилизации, которые вступили в силу с 18 мая. Согласно им, только около 15% украинских водителей фур могут быть забронированы от службы в армии. Похожая ситуация – с пассажирскими перевозками. Что происходит?
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
На рынке транспорта – острый дефицит. Это привело к кратному увеличению стоимости перевозок, особенно внутренних, говорит Василий Маркевич, руководитель отдела логистики луцкой Modern-Expo Group.
Несмотря на транспортный кризис, производителю и ведущему поставщику торгового оборудования в страны Центральной и Восточной Европы, пока удавалось придерживаться всех своих обязательств перед заказчиками, убеждает Маркевич, но тренд – неутешительный. «Похоже, что в ближайшее время лучше не станет», – добавляет он.
С 18 мая – после введения изменений в закон о мобилизации – проверки перевозчиков должны были усилиться: у водителей-международников на границе должны требовать военно-учетные документы. До этого водителям было достаточно стандартных накладных и регистрации в системе «Шлях». Как результат, водители фур массово отказывались выполнять рейсы и провели акцию протеста, рассказывает основатель логистической компании Prime Group Дмитрий Лёушкин.
Чем это грозит перевозчикам?
Границы без очередей
Украинские пункты пропуска на 21 мая выглядят, как мечта, – время ожидания на КПП большинства из них занимает считанные минуты, свидетельствуют данные портала «єЧерга». Еще в начале месяца водителям приходилось ожидать в среднем по 3–4 часа, а в отдельных случаях – несколько дней.
«С конца апреля регистрация транспорта в «єЧерга» сократилась в 4–5 раз», – говорит заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач. До этого средняя цифра месяцами держалась на уровне 20 000 транспортных средств в очереди на пересечение границы, объясняет он.
Сокращение количества пересечения границы со стороны украинских перевозчиков началось еще в конце апреля – тогда Госпогранслужба начала полноценно использовать систему «Оберіг», рассказывает Владимир Балин, вице-президент Ассоциации международных перевозчиков Украины (АсМАП).
«На КПП начали массово снимать водителей с рейсов, если выяснялось, что они проигнорировали повестку, и везли их в территориальные центры комплектования (ТЦК)», – объясняет он.
После перекрытия дорог, массовых увольнений и активности в медиа проблему удалось частично решить. 19 мая спикер ГНСУ Андрей Демченко в эфире телемарафона сообщил, что пограничники не будут проверять военно-учетные документы у водителей фур, осуществляющих международные перевозки.
«Что касается правил пересечения границы, то для водителей пока ничего не поменялось. Те лица, которые есть в системе «Шлях», которые имеют соответствующие разрешения и распоряжения, по-прежнему могут пересекать границу по тем же правилам», – сказал Демченко.
«Сейчас ситуация нормировалась, водителей действительно не снимают с рейсов», — говорит Лёушкин. Но в дальнейшее позитивное развитие ситуации он верит неохотно. «Это не какая-то закрепленная норма закона, только карманное право и обещание «не трогать» до 16 июля, – объясняет он. – Чтобы иметь уверенность, нужно забронировать 100% украинских водителей».
Невозможность «брони»
Действующие правила позволяют забронировать не более 15% водителей по всему рынку, говорит заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры (МИУ) Сергей Деркач.
По данным МИУ, в Украине зарегистрировано более 50 000 лицензированных перевозчиков, из них более 31 000 – грузовые международные перевозчики.
Специфика – в структуре рынка. Более 70% украинских перевозчиков зарегистрированы как ФЛП. Они не могут быть забронированы в соответствии с критериями правительственного постановления №76 о «критической важности для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения».
Компании до сих пор подавались на бронирование неохотно. «В прошлом году документы для бронирования работников подали всего шесть компаний, в этом году около 100. Получили статус «критически важных» для экономики – 26», – говорит Деркач. По его словам, столь низкие показатели объясняются недоверием к системе бронирования. Правительство ожидает, что компании начнут перерегистрироваться с ФЛП на ООО и подаваться на бронирование более активно, говорит замминистра.
Лёушкин в это мало верит. Чтобы забронировать только 50% водителей, нужно, чтобы те работали в компании минимум полгода, а сама компания платила зарплаты выше средних и имела значительную выручку. «На это уйдет слишком много времени», – объясняет он. Если правительству за 3-4 месяца не удастся найти законные механизмы бронирования 100% водителей, значительная часть компаний на рынке обанкротится, предполагает он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.