Категория
Компании
Дата

Рынок перевозок на грани коллапса. Перевозчики боятся выполнять рейсы из-за усиления мобилизации. Как решить проблему?

3 хв читання

вантажні перевезення /Getty Images

Почему увольняются водители и говорят о коллапсе на рынке перевозок Фото Getty Images

Водители фур перекрывают украинские трассы, массово увольняются или остаются вместе с грузовиками за границей. Причина – новые правила мобилизации, которые вступили в силу с 18 мая. Согласно им, только около 15% украинских водителей фур могут быть забронированы от службы в армии. Похожая ситуация – с пассажирскими перевозками. Что происходит?

Як створити продукт, який полюблять клієнти? Отримайте цінні поради від співвласника monobank™ – Олега Гороховського. Купуйте квиток на Форум підприємців, який відбудеться 27 червня.

На рынке транспорта – острый дефицит. Это привело к кратному увеличению стоимости перевозок, особенно внутренних, говорит Василий Маркевич, руководитель отдела логистики луцкой Modern-Expo Group.

Несмотря на транспортный кризис, производителю и ведущему поставщику торгового оборудования в страны Центральной и Восточной Европы, пока удавалось придерживаться всех своих обязательств перед заказчиками, убеждает Маркевич, но тренд – неутешительный. «Похоже, что в ближайшее время лучше не станет», – добавляет он.

С 18 мая – после введения изменений в закон о мобилизации – проверки перевозчиков должны были усилиться: у водителей-международников на границе должны требовать военно-учетные документы. До этого водителям было достаточно стандартных накладных и регистрации в системе «Шлях». Как результат, водители фур массово отказывались выполнять рейсы и провели акцию протеста, рассказывает основатель логистической компании Prime Group Дмитрий Лёушкин.

Чем это грозит перевозчикам?

Границы без очередей

Украинские пункты пропуска на 21 мая выглядят, как мечта, – время ожидания на КПП большинства из них занимает считанные минуты, свидетельствуют данные портала «єЧерга». Еще в начале месяца водителям приходилось ожидать в среднем по 3–4 часа, а в отдельных случаях – несколько дней.

«С конца апреля регистрация транспорта в «єЧерга» сократилась в 4–5 раз», – говорит заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач. До этого средняя цифра месяцами держалась на уровне 20 000 транспортных средств в очереди на пересечение границы, объясняет он.

Рынок перевозок на грани коллапса. Перевозчики боятся выполнять рейсы из-за усиления мобилизации. Как решить проблему? /Фото 1
Рынок перевозок на грани коллапса. Перевозчики боятся выполнять рейсы из-за усиления мобилизации. Как решить проблему? /Фото 2
Предыдущий слайд
Следующий слайд

Сокращение количества пересечения границы со стороны украинских перевозчиков началось еще в конце апреля – тогда Госпогранслужба начала полноценно использовать систему «Оберіг», рассказывает Владимир Балин, вице-президент Ассоциации международных перевозчиков Украины (АсМАП).

«На КПП начали массово снимать водителей с рейсов, если выяснялось, что они проигнорировали повестку, и везли их в территориальные центры комплектования (ТЦК)», – объясняет он.

После перекрытия дорог, массовых увольнений и активности в медиа проблему удалось частично решить. 19 мая спикер ГНСУ Андрей Демченко в эфире телемарафона сообщил, что пограничники не будут проверять военно-учетные документы у водителей фур, осуществляющих международные перевозки.

«Что касается правил пересечения границы, то для водителей пока ничего не поменялось. Те лица, которые есть в системе «Шлях», которые имеют соответствующие разрешения и распоряжения, по-прежнему могут пересекать границу по тем же правилам», – сказал Демченко.

«Сейчас ситуация нормировалась, водителей действительно не снимают с рейсов», — говорит Лёушкин. Но в дальнейшее позитивное развитие ситуации он верит неохотно. «Это не какая-то закрепленная норма закона, только карманное право и обещание «не трогать» до 16 июля, – объясняет он. – Чтобы иметь уверенность, нужно забронировать 100% украинских водителей».

Невозможность «брони»

Действующие правила позволяют забронировать не более 15% водителей по всему рынку, говорит заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры (МИУ) Сергей Деркач.

По данным МИУ, в Украине зарегистрировано более 50 000 лицензированных перевозчиков, из них более 31 000 – грузовые международные перевозчики.

Специфика – в структуре рынка. Более 70% украинских перевозчиков зарегистрированы как ФЛП. Они не могут быть забронированы в соответствии с критериями правительственного постановления №76 о «критической важности для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения».

Рынок перевозок на грани коллапса. Перевозчики боятся выполнять рейсы из-за усиления мобилизации. Как решить проблему? /Фото 3

Компании до сих пор подавались на бронирование неохотно. «В прошлом году документы для бронирования работников подали всего шесть компаний, в этом году около 100. Получили статус «критически важных» для экономики – 26», – говорит Деркач. По его словам, столь низкие показатели объясняются недоверием к системе бронирования. Правительство ожидает, что компании начнут перерегистрироваться с ФЛП на ООО и подаваться на бронирование более активно, говорит замминистра.

Лёушкин в это мало верит. Чтобы забронировать только 50% водителей, нужно, чтобы те работали в компании минимум полгода, а сама компания платила зарплаты выше средних и имела значительную выручку. «На это уйдет слишком много времени», – объясняет он. Если правительству за 3-4 месяца не удастся найти законные механизмы бронирования 100% водителей, значительная часть компаний на рынке обанкротится, предполагает он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Передзамовлення нового номеру Forbes Ukraine. Купуйте зараз за 209 грн замість 279 грн

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине