Украина вводит транспортный безвиз с ЕС. Это убережет от транспортного коллапса и сэкономит бизнесу сотни миллионов долларов. Как он работает /Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Украина вводит транспортный безвиз с ЕС. Это убережет от транспортного коллапса и сэкономит бизнесу сотни миллионов долларов. Как он работает

4 хв читання

Shutterstock

С июля украинские транспортные компании смогут свободно передвигаться по странам ЕС. Что будет с ценами на перевозки и как это поможет украинскому экспорту.

⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося. 

Долучайтеся до форуму!

29 июня Украина подписала с ЕС соглашение о «транспортном безвизе». Впервые статья была опубликована 21 июня. Мы решили напомнить, какие проблемы решит подписание этого соглашения и к каким последствиям для Украины оно приведет.

Украина согласовала окончательную редакцию Специального Соглашения о либерализации автомобильных перевозок с Еврокомиссией. Документ будет подписан до конца июня, написал в своем Telegram замминистра инфраструктуры Мустафа Найем. По его словам, делегация во главе с министром инфраструктуры отправится для этого в Брюссель или Лион. Соглашение должно вступить в силу со дня подписания.

«Украинские перевозчики ждали этого решения почти пять лет, – говорит Найем. Для них подписание этого соглашения будет иметь такое же значение, как отмена виз со странами ЕС».

Ежегодно из-за дефицита разрешений на транзитные перевозки в ЕС доля логистических затрат в себестоимости производителей труб увеличивается на 15–30%, – говорит коммерческий директор Запорожского завода цветных металлов Георгий Сергеев. Чем ближе конец года, тем дороже логистика. Такая ситуация, по его словам, типична для последних лет и затрагивает большинство компаний, экспортирующих товары автотранспортом.

Что такое транзитное разрешение

Транзитное разрешение позволяет беспрепятственно пересекать страны ЕС на пути к заказчику. К примеру, если груз направляется в Германию, требуется разрешение на транзит через Польшу. Теперь будет достаточно иметь разрешение на перевозку от страны – получателя груза.

Если в начале года, когда разрешения в наличии, доля логистики в структуре перевозки меди и кабеля составляет примерно 3%, то к концу года, когда разрешений становится все меньше, она увеличивается до 4,5% при цене продукции $10 000/т, говорит Сергеев.

Дефицит подогревается наращиванием товарооборота с ЕС, который, по данным Мининфраструктуры, вырос с 2016 по 2021 год на 45%. Найем говорит, что количество разрешений ежегодно уменьшалось на 1%, а количество украинских перевозчиков увеличилось на 25%. В результате, например, дефицит румынских разрешений составляет 25% от необходимого, а польские вообще заканчиваются примерно в октябре – ноябре.

Раньше купить дефицитный пропуск можно было на черном рынке. «При официальной стоимости разрешения 49 грн неофициально за них нужно было отдать $300–500», – рассказывает владелец транспортной компании «Хортицкие линии» Игорь Кирпа.

Улучшила ситуацию введенная Мининфраструктуры в 2021 году электронная система выдачи. «Коррупция исчезла, но остался дефицит», – говорит Кирпа. К примеру, в конце 2021 года был большой спрос на польские разрешения.

Жизнь налаживается

Немецко-украинская торгово-промышленная палата оценивает ежегодную упущенную выгоду бизнеса из-за нехватки разрешений в 2019–2021 годах в $300–500 млн. При этом ущерб несли не только экспортеры, но и импортеры. К примеру, в сотни тысяч евро оценивает ущерб от проблем с транспортными разрешениями генеральный директор поставщика окон Rehau Ukraine Федор Омелинский.

Если бы не удалось договориться с Еврокомиссией, в этом году лимит разрешений должен был бы исчерпаться уже в сентябре, прогнозирует Сергеев. Найем говорит о сентябре – октябре. Это связано с увеличением объемов перевозок автотранспортом, ставшим одним из основных каналов украинского экспорта после блокировки украинских портов.

Транспортная блокада Украины

До войны Украина экспортировала более 70% товаров по морю. В 2021 году через порты экспортировано 160 млн т грузов на $47 млрд из общего экспорта в $68 млрд. Остальные товары экспортировались железной дорогой, автомобильным транспортом и самолетами. Через железную дорогу шли крохи, всего 11%. Сейчас почти все порты прекратили работу. Блокировка морей экстрадировала из портов Одессы и Николаева самый популярный украинский экспорт – зерно и металлы. Украина теряет $170 млн ежедневно из-за заблокированных портов, говорит премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.

За три последних месяца объем товарооборота с ЕС автомобильным транспортом вырос в несколько раз, говорит Найем. Только топлива автомобильным транспортом было импортировано в 15 раз больше, чем в довоенное время, добавляет он. Экспорт аграрной продукции автотранспортом с марта по май вырос почти в десять раз, до 212 089 т, по данным Минагрополитики.

Сейчас на автотранспорт приходится 10–15% украинского экспорта, рассказывал Forbes глава правления «Укрзализныци» Александр Камышин. Из его расчетов следует, что в апреле автотранспортом было экспортировано примерно 1,1 млн т грузов. В целом за последние пять лет объем грузоперевозок автомобильным транспортом увеличился почти на 42%, говорит Найем.

Цены пойдут вниз

За год стоимость перевозки одной тонны груза из Украины в Германию выросла примерно в четыре раза, до €400, посчитал владелец транспортно-экспедиционной компании «МГ-Транс» Степан Гладышев. «Если в начале этого года стоимость перевозки груза одной фурой в Таллин составила €1100–1200, то сейчас цена выросла втрое, до €3300–3700», – говорит директор по логистике компании «Київгума» Антон Кравец.

Кроме лимитов на разрешения на цены давят дефицит грузовиков, топлива и водителей. Украина потеряла во время войны 4% парка, или более 2000 фур, подсчитал президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Леонид Костюченко. Только из Мариуполя не смогли выехать около 700 фур 13 автопредприятий. Еще около 10% работают на нужды армии.

Стоимость перевозки увеличивается из-за нехватки и стремительного подорожания топлива, а также из-за нехватки квалифицированных водителей, говорит Кравец. За январь – май 2022 года средняя цена дизтоплива на АЗС выросла на 89,7%, до 55,33 грн/л, свидетельствуют данные «НафтоРинку».

Рост рынка привлекает новых игроков. В апреле – июне 2022 года в Мининфраструктуру поступило 4000 заявок на получение лицензии на международные перевозки, из которых удовлетворено 75%, говорит Найем. В прошлом году их было в семь раз меньше – 607 (удовлетворено 65% заявок).

Рост конкуренции и отмена транзитных разрешений повлечет за собой снижение цен на перевозки в ЕС вдвое, рассчитывает Кравец.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд