Украина вводит транспортный безвиз с ЕС. Это убережет от транспортного коллапса и сэкономит бизнесу сотни миллионов долларов. Как он работает /Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Украина вводит транспортный безвиз с ЕС. Это убережет от транспортного коллапса и сэкономит бизнесу сотни миллионов долларов. Как он работает

4 хв читання

Shutterstock

С июля украинские транспортные компании смогут свободно передвигаться по странам ЕС. Что будет с ценами на перевозки и как это поможет украинскому экспорту.

За 12 років консалтингова компанія Franchise Group створила 600+ франшиз. Як масштабувати бізнес за допомогою франшизи в часи турбулентності? Отримайте інсайти і стратегії на Форумі підприємців від власниці та СЕО Franchise Group Мирослави Козачук. Купуйте квиток за посиланням.

29 июня Украина подписала с ЕС соглашение о «транспортном безвизе». Впервые статья была опубликована 21 июня. Мы решили напомнить, какие проблемы решит подписание этого соглашения и к каким последствиям для Украины оно приведет.

Украина согласовала окончательную редакцию Специального Соглашения о либерализации автомобильных перевозок с Еврокомиссией. Документ будет подписан до конца июня, написал в своем Telegram замминистра инфраструктуры Мустафа Найем. По его словам, делегация во главе с министром инфраструктуры отправится для этого в Брюссель или Лион. Соглашение должно вступить в силу со дня подписания.

«Украинские перевозчики ждали этого решения почти пять лет, – говорит Найем. Для них подписание этого соглашения будет иметь такое же значение, как отмена виз со странами ЕС».

Ежегодно из-за дефицита разрешений на транзитные перевозки в ЕС доля логистических затрат в себестоимости производителей труб увеличивается на 15–30%, – говорит коммерческий директор Запорожского завода цветных металлов Георгий Сергеев. Чем ближе конец года, тем дороже логистика. Такая ситуация, по его словам, типична для последних лет и затрагивает большинство компаний, экспортирующих товары автотранспортом.

Что такое транзитное разрешение

Транзитное разрешение позволяет беспрепятственно пересекать страны ЕС на пути к заказчику. К примеру, если груз направляется в Германию, требуется разрешение на транзит через Польшу. Теперь будет достаточно иметь разрешение на перевозку от страны – получателя груза.

Если в начале года, когда разрешения в наличии, доля логистики в структуре перевозки меди и кабеля составляет примерно 3%, то к концу года, когда разрешений становится все меньше, она увеличивается до 4,5% при цене продукции $10 000/т, говорит Сергеев.

Дефицит подогревается наращиванием товарооборота с ЕС, который, по данным Мининфраструктуры, вырос с 2016 по 2021 год на 45%. Найем говорит, что количество разрешений ежегодно уменьшалось на 1%, а количество украинских перевозчиков увеличилось на 25%. В результате, например, дефицит румынских разрешений составляет 25% от необходимого, а польские вообще заканчиваются примерно в октябре – ноябре.

Раньше купить дефицитный пропуск можно было на черном рынке. «При официальной стоимости разрешения 49 грн неофициально за них нужно было отдать $300–500», – рассказывает владелец транспортной компании «Хортицкие линии» Игорь Кирпа.

Улучшила ситуацию введенная Мининфраструктуры в 2021 году электронная система выдачи. «Коррупция исчезла, но остался дефицит», – говорит Кирпа. К примеру, в конце 2021 года был большой спрос на польские разрешения.

Жизнь налаживается

Немецко-украинская торгово-промышленная палата оценивает ежегодную упущенную выгоду бизнеса из-за нехватки разрешений в 2019–2021 годах в $300–500 млн. При этом ущерб несли не только экспортеры, но и импортеры. К примеру, в сотни тысяч евро оценивает ущерб от проблем с транспортными разрешениями генеральный директор поставщика окон Rehau Ukraine Федор Омелинский.

Если бы не удалось договориться с Еврокомиссией, в этом году лимит разрешений должен был бы исчерпаться уже в сентябре, прогнозирует Сергеев. Найем говорит о сентябре – октябре. Это связано с увеличением объемов перевозок автотранспортом, ставшим одним из основных каналов украинского экспорта после блокировки украинских портов.

Транспортная блокада Украины

До войны Украина экспортировала более 70% товаров по морю. В 2021 году через порты экспортировано 160 млн т грузов на $47 млрд из общего экспорта в $68 млрд. Остальные товары экспортировались железной дорогой, автомобильным транспортом и самолетами. Через железную дорогу шли крохи, всего 11%. Сейчас почти все порты прекратили работу. Блокировка морей экстрадировала из портов Одессы и Николаева самый популярный украинский экспорт – зерно и металлы. Украина теряет $170 млн ежедневно из-за заблокированных портов, говорит премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.

За три последних месяца объем товарооборота с ЕС автомобильным транспортом вырос в несколько раз, говорит Найем. Только топлива автомобильным транспортом было импортировано в 15 раз больше, чем в довоенное время, добавляет он. Экспорт аграрной продукции автотранспортом с марта по май вырос почти в десять раз, до 212 089 т, по данным Минагрополитики.

Сейчас на автотранспорт приходится 10–15% украинского экспорта, рассказывал Forbes глава правления «Укрзализныци» Александр Камышин. Из его расчетов следует, что в апреле автотранспортом было экспортировано примерно 1,1 млн т грузов. В целом за последние пять лет объем грузоперевозок автомобильным транспортом увеличился почти на 42%, говорит Найем.

Цены пойдут вниз

За год стоимость перевозки одной тонны груза из Украины в Германию выросла примерно в четыре раза, до €400, посчитал владелец транспортно-экспедиционной компании «МГ-Транс» Степан Гладышев. «Если в начале этого года стоимость перевозки груза одной фурой в Таллин составила €1100–1200, то сейчас цена выросла втрое, до €3300–3700», – говорит директор по логистике компании «Київгума» Антон Кравец.

Кроме лимитов на разрешения на цены давят дефицит грузовиков, топлива и водителей. Украина потеряла во время войны 4% парка, или более 2000 фур, подсчитал президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Леонид Костюченко. Только из Мариуполя не смогли выехать около 700 фур 13 автопредприятий. Еще около 10% работают на нужды армии.

Стоимость перевозки увеличивается из-за нехватки и стремительного подорожания топлива, а также из-за нехватки квалифицированных водителей, говорит Кравец. За январь – май 2022 года средняя цена дизтоплива на АЗС выросла на 89,7%, до 55,33 грн/л, свидетельствуют данные «НафтоРинку».

Рост рынка привлекает новых игроков. В апреле – июне 2022 года в Мининфраструктуру поступило 4000 заявок на получение лицензии на международные перевозки, из которых удовлетворено 75%, говорит Найем. В прошлом году их было в семь раз меньше – 607 (удовлетворено 65% заявок).

Рост конкуренции и отмена транзитных разрешений повлечет за собой снижение цен на перевозки в ЕС вдвое, рассчитывает Кравец.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине