Банковская система Украины из-за войны может потерять не менее 20% кредитов и по итогам первого полугодия понесла убытки в размере 4,6 млрд грн, однако проблемных банков на рынке нет, как и угрозы «банкопада». Об этом рассказала первый заместитель председателя Национального банка Екатерина Рожкова в ходе дискуссии «CASE Украина».
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Ключевые факты
- Банковская система в целом в хорошем состоянии, несмотря на то, что не менее 20% кредитного портфеля из-за войны будут потеряны. На 1 июля банки сформировали 57,9 млрд грн резервов по кредитам, и 86% резервов сформированы системно важными банками – в первую очередь государственными и банками с иностранным капиталом.
- Системно важные банки устойчивы и даже в текущих условиях способны вести прибыльную деятельность, заявила Рожкова. Но, по ее словам, есть часть банковской системы, которая до войны имела неэффективную бизнес-модель. В мае не было ни одного банка с процентным убытком, в июне таковых уже 10. Это преимущественно небольшие банки с неэффективными бизнес-моделями.
- Маркеры устойчивости банка – три показателя: соотношение начисленных процентов к кредитному портфелю, операционная прибыль к формированию резервов и процентная прибыль. По словам Рожковой, если операционный результат отрицательный, банк тратит больше, чем зарабатывает, и будет вынужден привлекать дополнительные средства.
- По данным НБУ, с начала войны прирост средств населения в банках в нацвалюте составил 98 млрд грн, из которых на госбанки приходится 86 млрд грн. Львиная доля – в двух крупнейших госбанках. Денежные средства оседают на текущих счетах, а объем срочных депозитов продолжает сокращаться, поэтому банкам стоит пересмотреть ставки по депозитам, сказала первая заместитель главы НБУ.
- Рожкова считает, что ставки по кредитам особо не изменятся, поскольку львиная доля кредитования приходится на госбанки по программе «5-7-9», а общая стоимость гривневых ресурсов для банков – лишь 3,2% годовых с начала года и 3,5% – в июне. И кроме процентов у банков есть комиссионные доходы.
Контекст
Национальный банк во время военного положения не применяет меры воздействия к банкам за нарушение нормативов капитала, но после войны проведет оценку активов и разработает с банками планы восстановления капитала на три – пять лет. В сентябре-октябре, предполагает Рожкова, регулятор попытается дистанционно оценить реальное состояние активов банков.
Нынешний кризис для банков отличается от кризиса 2014–2015 годов, поскольку тогда ухудшение качества активов банков было вызвано чрезмерным кредитованием связанных лиц, напомнила Рожкова.
С началом полномасштабной войны банки ввели кредитные каникулы и снизили комиссии за использование своих услуг. Это негативно сказалось на процентных и комиссионных доходах финучреждений.
По данным НБУ, на 1 апреля из 69 платежеспособных банков 44 банка были прибыльными и получили чистую прибыль в размере 5,85 млрд грн, 25 – убыточными с убытком 6,01 млрд грн. В первом квартале 2022 года украинские банки показали убыток в размере 160 млн грн. Банковская система показала убытки из-за значительных объемов сформированных резервов под ожидаемые убытки от последствий войны. Банки сформировали за квартал резервы на 21,57 млрд грн, из них в марте – на 15,86 млрд грн.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.