370 млрд грн, или $21 млрд. В эту сумму украинцам, налогоплательщикам, обошлись государственные банки за последние 13 лет. Именно поэтому их нужно продать
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Сумма астрономическая. Визуально представить ее невозможно, можно только сравнивать. $21 млрд – в 4,5 раза больше годовых расходов Госбюджета на оборону или 3,5 годовых бюджета Министерства образования. Или – снова сравнение – две трети всех кредитов, полученных Украиной от МВФ за те же 13 лет (почти $30 млрд). С той разницей, что кредиты в итоге приходится отдавать.
Откуда такие суммы. Три составляющие. Первая – затраты государства на национализацию убыточных частных банков, которые правительство по разным причинам решило передать в госсобственность. Альтернатива – вывод с рынка, и очень вероятная паника населения. На затраты, сопровождавшие национализации, ушло 172 млрд грн, или $7,9 млрд.
По сути, это плата, точнее часть платы, за прежнюю беспечность и бездеятельность Нацбанка. Регулятор видел, как накапливаются проблемы банков. Но годами не реагировал и не заставлял частных акционеров компенсировать реальные убытки. В итоге заплатили простые украинцы, налогами.
Для сравнения, от приватизации, точнее, продажи госбанков Украина пока получила в две тысячи (не преувеличение) раз меньше – 83 млн грн, вырученных в 2016 году за Украинский банк реконструкции и развития.
Национализированные банки – это не только о ПриватБанке. Во время кризиса 2008–2009 годов правительство Юлии Тимошенко национализировало (читай: спасло от банкротства) еще три банка – «Родовид», «Киев» и Укргазбанк. Потратив на это $2,1 млрд. «Инвестиция» не окупилась. «Родовид» и «Киев» покинули рынок в 2015-м, Укргазбанк удалось спасти лишь еще одним большим вливанием капитала.
Вторая составляющая – докапитализация. Вливание денег в капитал «старых» госбанков», в первую очередь Ощадбанка и Укрэксимбанка. На это из госбюджета в 2008–2020 годах ушло 101 млрд грн.
Зачем понадобились деньги? На покрытие убытков от сомнительных с точки зрения рисков и политически мотивированных кредитов. Менеджеры банков нередко выдавали кредиты бизнесам, близким к власти. После очередной смены власти такие кредиты переставали обслуживаться, а взыскать залоги по ним оказывалось невозможно из-за юридических зацепок. Либо залоги вообще растворялись в пространстве (классическое «мыши съели»). В 2016 году на совещании в Нацбанке кто-то из правления грустно пошутил: «По неработающим кредитам госбанков можно отследить всю историю украинской политики».
Альтернатива? По существу, ее не было. Признать неплатежеспособным Ощадбанк, с его огромными депозитами населения, или Укрэксимбанк, с его вкладами бизнеса, не рискнул бы даже самый деятельный Нацбанк.
Третья часть – проценты по ОВГЗ, которыми правительство докапитализировало госбанки. По закону капитал государственных банков можно увеличивать либо живыми деньгами («напечатанными» Нацбанком), либо за счет новых выпусков ОВГЗ от Минфина. Первый вариант грозит ростом инфляции, потому правительство традиционно выбирало второй. В итоге ежегодные выплаты процентов по ОВГЗ, выпущенным «для госбанков», достигли 16 млрд грн. Хотя, стоит заметить, до 2011 года НБУ почти моментально выкупал «капитальные» ОВГЗ у госбанков, тем самым одновременно давая импульс инфляции; сейчас это запрещено законом. На эту составляющую за 13 лет пришлось почти 98 млрд грн. К слову, эти расходы госбюджет будет нести по меньшей мере еще 7 лет.
Затраты государства на госбанки, 2008–2020
Источник: НБУ, Министерство финансов, банки, расчеты «CASE Україна»
В разрезе банков дороже всего из госбанков плательщикам налогов обошелся ПриватБанк. 155 млрд грн, или $5,8 млрд. Дальше – Ощадбанк (46 млрд грн, или $3,5 млрд) и Укрэксимбанк (43 млрд грн, или $3,0 млрд). На четвертом месте Укргазбанк.
Затраты государства на спасение и поддержку госбанков, 2008–2020
Источник: НБУ, Министерство финансов, банки, расчеты «CASE Україна»
Получится ли вернуть эти деньги? Нет. «Традиционные банки» стоят недорого, инвесторы предпочитают вкладывать в необанки и финтех-компании. Укргазбанк в начале года был непрямо оценен приблизительно в половину собственного капитала, или в 150 млн евро. Это в 7,5 раза меньше всех затрат государства на этот банк. Аналогичная ситуация с Ощадбанком: оценка в половину собственного капитала – это около 400 млн евро, или в восемь раз меньше вливаний плательщиков налогов. Приватбанк? Да, банк мог бы получить хорошую оценку, если бы не «юридические риски» (эвфемизм для обозначения судебных исков прежних владельцев).
Оценка оценкой, но продажа госбанков нужна. Не для максимизации прибыли, ее не будет, а во избежание будущих убытков. Госбанкам нужен акционер. История показала, что на длинной дистанции государство – плохой собственник для банков. По крайней мере, когда речь идет об Украине.
---
Использованы данные аналитического отчета «CASE Україна» «Державні банки: валіза без ручки», опубликованного 1 декабря 2021 года.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.