«Укрзализныця» заплатит Deutsche Bahn €1 млн. Как немецкая компания поможет наладить пассажирские перевозки в Украине /Shutterstock
Категория
Новости
Дата

«Укрзализныця» заплатит Deutsche Bahn €1 млн. Как немецкая компания поможет наладить пассажирские перевозки в Украине

Shutterstock

Немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn – новый консультант «Укрзализныци» по вопросам пассажирских перевозок. Обе компании 24 августа подписали договор на €1 млн о сотрудничестве до конца 2021 года, и если все пройдет гладко, в 2022-м немцы возьмут пассажирские перевозки украинского ж/д монополиста в свое управление

📲 45 секунд – на один пост, 20 хвилин на день, щоб дізнатися головні економічні та бізнесові новини. Підписуйтеся на Telegram-канал Forbes Ukraine, щоб економити час.

Специалисты из Deutsche Bahn будут разрабатывать рекомендации по техническим требованиям к подвижному составу и оценивать объем необходимых капитальных инвестиций. Они также составят пятилетние бизнес-планы для необходимых маршрутов дальнего и пригородного следования. Задача – сделать так, чтобы пассажирам стало комфортнее, а УЗ перестала терять деньги на пассажирских перевозках, говорит Владимир Шемаев, заместитель директора департамента инвестиционной деятельности «Укрзализныця». «Наша долгосрочная задача – сделать УЗ инвестиционно-привлекательным активом государства и компанией, в которой хочется работать», – отмечает Шемаев.

Подготовка УЗ к работе по контракту с государством и местными властями, где последние будут заказчиками перевозок, – главная задача Deutsche Bahn, считает Шемаев. Именно так система работает в большинстве стран Евросоюза: железнодорожные компании устанавливают тарифы ниже себестоимости, чтобы цены были доступными для граждан, а государство согласовывает маршрутную сеть, частоту движения и размер компенсации из бюджета, говорит Александр Кава, экс-заместитель министра инфраструктуры. В Германии, по его словам, на ж/д дотации выделяется €10 млрд из центрального бюджета и €6 млрд из местных. «Большинство этих денег идет на покрытие убытков от перевозки пассажиров, – отмечает Кава. – А у нас железная дорога 30 лет не получала поддержки от государства. УЗ покрывала убытки сама за счет международных грузоперевозок».

Контракт на консультационные услуги стоит €1 млн и был подписан не напрямую «Укрзализныцей» и Deutsche Bahn, а их «дочками» – «Киевским электровагоноремонтным заводом» и DB Engineering & Consulting GmbH – по упрощенной тендерной процедуре, по данным Prozorro. Консультации – первый этап. Если сотрудничество устроит обе стороны, Кабинет министров в следующем году может передать пассажирские перевозки в управление менеджерам Deutsche Bahn.

Решение о начале сотрудничества именно в пассажирском сегменте обусловлено сложной ситуацией в нем: изношенность вагонов, некомпенсируемые долги по социальным и льготным перевозкам, говорит Шемаев. «Грузовые перевозки в Украине прибыльные, хотя и тут есть что улучшать, – рассказывает он. – Мы должны изменить многолетнюю практику, когда пассажирские перевозки финансируются за счет грузовых. Ожидаем от нашего консультанта разработки эффективной финансовой модели пассажирских перевозок». Выручка УЗ в 2020-м от грузовых перевозок – 65 млрд грн, а от пассажирских в 16 раз меньше – 4,1 млрд грн.

Сотрудничество, по словам Шемаева, начинается именно с консультаций, чтобы «Укрзализныця» развивала свои управленческие кадры внутри и понимала точно, где не хватает экспертизы. «Даже если речь будет идти о более глубоком включении немецких коллег в операционный процесс, основными менеджерами будут коллеги из УЗ, – говорит он. – Для того чтобы определить, какой из фронтов работы мог бы потребовать именно управленческой экспертизы DB, логичным представляется идти поэтапно».

Это первый системный шаг к полной трансформации железнодорожных перевозок в Украине, говорит министр инфраструктуры Александр Кубраков. «В этом году государство впервые финансирует пассажирские перевозки «Укрзализныци». Имея надлежащее финансирование и опираясь на опыт немецкой железной дороги, мы начинаем большое строительство на «Укрзализныце», которое коснется всей инфраструктуры, парка подвижного состава и сервиса», – отмечает Кубраков. Бюджет 2021 года, по словам Кавы, впервые предусматривает 4 млрд грн инвестиций в развитие «Укрзализныци» – на 100 новых пассажирских вагонов и три инфраструктурных проекта по улучшению дороги между регионами.

Почему именно Deutsche Bahn теперь консультирует УЗ? Этот концерн – один из крупнейших в мире и по объемам перевозок, и по финансовым результатам, а также результативности работы с правительством в субсидировании социально важных перевозок (PSO), говорит Шемаев. Прибыль немецкой компании до вычета процентов и налогов в 2019-м – €1.8 млрд. Правда, в 2020 году компания потеряла €5,7 млрд при выручке €39,9 млрд. Для сравнения: убыток «Укрзализныци» в 2020-м – 12 млрд грн при выручке 75,2 млрд грн.

Немецкая компания уже работала по похожей схеме в Казахстане, где ширина колеи такая же, как в Украине, – 1520 мм. Deutsche Bahn и казахстанская национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) начали работать вместе в сентябре 2019-го. Немецкие специалисты «окупились» уже после того, как помогли на выгодных условиях заключить контракт на 600 вагонов компании «Тальго», сказал председатель правления КТЖ Сауат Мынбаев еще в 2020 году. «Тот путь, на который сейчас стала «Укрзализныця», Германия прошла около 10 лет назад, – говорит Рональд Пофалла, член совета директоров Deutsche Bahn, в заявлении УЗ. – Мы рады делиться своим опытом».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине