Немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn – новый консультант «Укрзализныци» по вопросам пассажирских перевозок. Обе компании 24 августа подписали договор на €1 млн о сотрудничестве до конца 2021 года, и если все пройдет гладко, в 2022-м немцы возьмут пассажирские перевозки украинского ж/д монополиста в свое управление
Специалисты из Deutsche Bahn будут разрабатывать рекомендации по техническим требованиям к подвижному составу и оценивать объем необходимых капитальных инвестиций. Они также составят пятилетние бизнес-планы для необходимых маршрутов дальнего и пригородного следования. Задача – сделать так, чтобы пассажирам стало комфортнее, а УЗ перестала терять деньги на пассажирских перевозках, говорит Владимир Шемаев, заместитель директора департамента инвестиционной деятельности «Укрзализныця». «Наша долгосрочная задача – сделать УЗ инвестиционно-привлекательным активом государства и компанией, в которой хочется работать», – отмечает Шемаев.
Подготовка УЗ к работе по контракту с государством и местными властями, где последние будут заказчиками перевозок, – главная задача Deutsche Bahn, считает Шемаев. Именно так система работает в большинстве стран Евросоюза: железнодорожные компании устанавливают тарифы ниже себестоимости, чтобы цены были доступными для граждан, а государство согласовывает маршрутную сеть, частоту движения и размер компенсации из бюджета, говорит Александр Кава, экс-заместитель министра инфраструктуры. В Германии, по его словам, на ж/д дотации выделяется €10 млрд из центрального бюджета и €6 млрд из местных. «Большинство этих денег идет на покрытие убытков от перевозки пассажиров, – отмечает Кава. – А у нас железная дорога 30 лет не получала поддержки от государства. УЗ покрывала убытки сама за счет международных грузоперевозок».
Контракт на консультационные услуги стоит €1 млн и был подписан не напрямую «Укрзализныцей» и Deutsche Bahn, а их «дочками» – «Киевским электровагоноремонтным заводом» и DB Engineering & Consulting GmbH – по упрощенной тендерной процедуре, по данным Prozorro. Консультации – первый этап. Если сотрудничество устроит обе стороны, Кабинет министров в следующем году может передать пассажирские перевозки в управление менеджерам Deutsche Bahn.
Решение о начале сотрудничества именно в пассажирском сегменте обусловлено сложной ситуацией в нем: изношенность вагонов, некомпенсируемые долги по социальным и льготным перевозкам, говорит Шемаев. «Грузовые перевозки в Украине прибыльные, хотя и тут есть что улучшать, – рассказывает он. – Мы должны изменить многолетнюю практику, когда пассажирские перевозки финансируются за счет грузовых. Ожидаем от нашего консультанта разработки эффективной финансовой модели пассажирских перевозок». Выручка УЗ в 2020-м от грузовых перевозок – 65 млрд грн, а от пассажирских в 16 раз меньше – 4,1 млрд грн.
Сотрудничество, по словам Шемаева, начинается именно с консультаций, чтобы «Укрзализныця» развивала свои управленческие кадры внутри и понимала точно, где не хватает экспертизы. «Даже если речь будет идти о более глубоком включении немецких коллег в операционный процесс, основными менеджерами будут коллеги из УЗ, – говорит он. – Для того чтобы определить, какой из фронтов работы мог бы потребовать именно управленческой экспертизы DB, логичным представляется идти поэтапно».
Это первый системный шаг к полной трансформации железнодорожных перевозок в Украине, говорит министр инфраструктуры Александр Кубраков. «В этом году государство впервые финансирует пассажирские перевозки «Укрзализныци». Имея надлежащее финансирование и опираясь на опыт немецкой железной дороги, мы начинаем большое строительство на «Укрзализныце», которое коснется всей инфраструктуры, парка подвижного состава и сервиса», – отмечает Кубраков. Бюджет 2021 года, по словам Кавы, впервые предусматривает 4 млрд грн инвестиций в развитие «Укрзализныци» – на 100 новых пассажирских вагонов и три инфраструктурных проекта по улучшению дороги между регионами.
Почему именно Deutsche Bahn теперь консультирует УЗ? Этот концерн – один из крупнейших в мире и по объемам перевозок, и по финансовым результатам, а также результативности работы с правительством в субсидировании социально важных перевозок (PSO), говорит Шемаев. Прибыль немецкой компании до вычета процентов и налогов в 2019-м – €1.8 млрд. Правда, в 2020 году компания потеряла €5,7 млрд при выручке €39,9 млрд. Для сравнения: убыток «Укрзализныци» в 2020-м – 12 млрд грн при выручке 75,2 млрд грн.
Немецкая компания уже работала по похожей схеме в Казахстане, где ширина колеи такая же, как в Украине, – 1520 мм. Deutsche Bahn и казахстанская национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) начали работать вместе в сентябре 2019-го. Немецкие специалисты «окупились» уже после того, как помогли на выгодных условиях заключить контракт на 600 вагонов компании «Тальго», сказал председатель правления КТЖ Сауат Мынбаев еще в 2020 году. «Тот путь, на который сейчас стала «Укрзализныця», Германия прошла около 10 лет назад, – говорит Рональд Пофалла, член совета директоров Deutsche Bahn, в заявлении УЗ. – Мы рады делиться своим опытом».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.