Высший антикоррупционный суд впервые принял решение о выплате вознаграждения обличителю коррупции в сумме около 13,3 млн грн. Об этом говорится в сообщении на сайте суда. В НАПК назвали такое решение «историческим событием». Выплату получит «внештатный агент НАБУ» Евгений Шевченко, в 2020 году разоблачивший попытку подкупа за $6 млн главы САП.
Ключевые факты
- В решении ВАКС, в частности, речь идет о выплате вознаграждения обличителю, которое составляет почти 13,3 млн, «что является первым положительным решением», подчеркнули в НАПК.
- Решение о выплате вознаграждения обличителю НАПК называет «историческим событием», которое «фундаментально закрепляет формирование культуры разоблачения в Украине и стимулирует обличителей сообщать о фактах коррупции, которые им удалось зафиксировать».
- Вознаграждение обличителю будет выплачиваться за счет госбюджета Украины органами государственного казначейства по процедуре бесспорного списания.
- Вознаграждение получит обличитель Евгений Шевченко, которого еще называют «внештатным агентом НАБУ». «Коллегия судей в составе Виктора Маслова, Игоря Строгого и Леси Федорак приняла решение о том, что роль разоблачителя в этом уголовном производстве является решающей и, согласно ст. 53-7 Закона «О предотвращении коррупции», предоставила мне право на получение вознаграждения в сумме 10% от денежного размера предмета коррупционного преступления», – написал Шевченко на своей странице в Facebook.
- Он уточнил, что действующее законодательство несколько ограничивает максимальный размер вознаграждения и, кроме того, фиксирует его не в валюте взятки (размер которой составил $5 млн), а в гривне.
- «Учитывая, что разоблачение преступления произошло три года назад и курс за это время существенно просел, то в итоге я должен получить не $500 000, а «только» $350 000 (13,3 млн грн), что, конечно, тоже очень неплохо: )», – отметил Шевченко.
- Еще $1 млн, якобы, был предназначен для посредников. «Во время ареста фигурантов дела был изъят еще один миллион долларов – шестой, который Ильяшенко планировал оставить себе в качестве оплаты услуг за посредничество. Данный эпизод квалифицирован как мошенничество и с этого миллиона долларов я, как обличитель, дополнительные $100 000 не получил, поскольку законом вознаграждение предусмотрено только за коррупционные преступления, а мошенничество в их перечень не входит», – пояснил Шевченко.
Контекст
В июне 2020 года задержаны бывшая руководительница одного из департаментов ГФС Украины Елена Мазурова, бывший первый заместитель начальника ГУ ГНС в Киеве Николай Ильяшенко и Андрей Кича – один из руководителей группы компаний, связываемых с экс-министром экологии Николаем Злочевским.
Их задержали после передачи $5 млн, которые назначались руководителю САП Назару Холодницкому. Следствие заявляло, что у него хотели «купить» снятие подозрения со Злочевского по делу о хищении стабилизационного кредита Реал Банка.
Позже, в июле 2020 года, подозрение заочно получил и сам Злочевский.
2 октября судьи ВАКС утвердили соглашение между прокурором САП и бывшим первым заместителем начальника ГУ ГНС в Киеве Ильяшенко.
Обвиняемый признал себя виновным в мошенничестве и соучастии в предоставлении взятки. Ильяшенко было присуждено 5 лет условно без конфискации имущества. Также он заплатит 50 млн грн на «Армию дронов». Чтобы оплатить эти средства, Ильяшенко вроде бы взял кредит в банке, поэтому будет продавать недвижимость, чтобы погасить долг. Суд отменил арест с 1/2 дома, 1/2 квартиры в столице, земле и нежилых помещениях.
Как отметили в ЦПК, все четверо фигурантов дела признали свою вину: Елена Мазурова получила свой условный приговор еще в 2021 году, а взамен согласилась дать обличительные показания по поводу других обвиняемых. В 2023 году на сделку пошли адвокат Андрей Кича и экс-министр Николай Злочевский.
По условиям соглашений, Кича, Злочевский и Ильяшенко на троих уплатили 680 млн грн на дроны для военных, а Злочевский также дополнительно предоставил благотворительную помощь для армии на 160 млн грн. Саму взятку в $6 млн еще в апреле 2022 года по решению суда передали ССО.
«В результате все обвиняемые получили обвинительные приговоры и судимости, но никто не сел в тюрьму. В то же время дело принесло около 1 млрд грн на нужды военных», – отметили в ЦПК.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.