Категория
Компании
Дата

«Белый флаг» для «спонсоров войны». Почему бойкот международных компаний, работающих в России, важен для победы Украины в войне. Рассказывает коммуникационщик Ярослав Ведмидь

6 хв читання

«Белый флаг» для «спонсоров войны». Почему бойкот международных компаний, работающих в России, важен для победы Украины в войне. Рассказывает коммуникационщик Ярослав Ведмидь /коллаж Анастасия Левицкая

коллаж Анастасия Левицкая

Концепция мыслителя Махатмы Ганди относительно «отказа от сотрудничества» как способа ненасильственного сопротивления как никогда актуальна для Украины в эффективном противостоянии России. Она предполагает воздержание от деловой активности. С 24 февраля 2022 года Украина на государственном уровне и многочисленные группы украинцев ведут кампании давления на международные бизнесы, работающие в РФ. Национальное агентство по предотвращению коррупции постоянно пополняет свой список таких компаний. Но данный вопрос вызывает множество дискуссий. Руководитель и основатель коммуникационного агентства Postmen Ярослав Ведмидь рассказал о том, морально и законно ли бойкотировать их работу.

Рекламно-маркетинговое сообщество заговорило об отношении к списку компаний – «спонсоров войны», который создает и пополняет Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК), и о бойкоте компаний, работающих в России, как об эффективном, моральном и выгодном для Украины инструменте.

Не менее дискуссионным стал вопрос привлечения к участию в жюри главной маркетинговой премии Украины и мира Effie Awards представителей компаний – «спонсоров войны». Это непростые вопросы, но их важно обсуждать, поскольку они являются маркером нашего отношения еще к целому ряду этичных и бизнес-вызовов.

Являются ли бойкоты моральными и законными?

Безусловно. Источники такой логики – в речах индийского мыслителя и политического деятеля Махатмы Ганди. Он выработал концепцию «отказа от сотрудничества» как способа ненасильственного сопротивления в период, когда Индия боролась за свою независимость в противостоянии Британской империи.

Метод Ганди: зло не во власти, зло – в тебе. В 1920 году он придумывает новую тактику борьбы – «не-сотрудничество». Идея зародилась во время медитации и предполагала воздержание от деловой активности. Предлагалось свести к минимуму контакты с англичанами: не вступать с ними в деловые отношения, не посещать правительственные школы, отказаться от всех предоставленных британским правительством наград. В результате таких действий Великобритания теряет монополию на соль, которая фактически держала в повиновении индийцев последние 300 лет.

В Украине мощные кампании по бойкотированию стартовали во время Майдана 2014 года (бойкот Партии регионов) и усиливаются со вторжением России в Украину (бойкот российских товаров).

С началом полномасштабного вторжения 24 февраля 2022 года Украина на государственном уровне и многочисленные группы украинцев ведут кампании давления на международные бизнесы, работающие в РФ. От пикетирования глобальных офисов до петиций, бойкотов и креативных кампаний вроде Ban russia.

Эта практика понятна всем людям цивилизованного мира.

Экс-топ-менеджер ПриватБанка и соучредитель Fintech Farm Дмитрий Дубилет в рамках бойкотной инициативы международных бизнесов, продолжающих работу в России, проводил опрос. По его данным, более 70% жителей США и Великобритании поддерживают решение компаний о прекращении работы на российском рынке. Большинство американцев и британцев заявили о готовности лично бойкотировать бизнесы, которые продолжают работать в России.

С начала полномасштабного вторжения НАПК начало формировать перечень международных «спонсоров войны», отслеживая действия и заявления ведущих компаний мира о работе в РФ.

НАПК объясняет логику внесения в эти списки: «Помимо налогов, поступающих в бюджет страны-агрессора, за которые, в частности, удерживается российская армия, по законодательству РФ такие корпорации вынуждены содействовать призыву работников в армию и быть привлеченными ресурсами к мобилизационным мерам. К тому же российскими подразделениями иностранных компаний руководят российские менеджеры, которые в основном публично поддерживают войну против Украины».

«Цель НАПК – сделать так, чтобы таким компаниям было репутационно невыгодно сотрудничать с агрессором, они закрыли свой бизнес в России и осознали позицию всего цивилизованного и демократического мира».

То есть идеология списка «спонсоров войны» лежит целиком в русле бойкотов и дает украинцам и мировому сообществу мощные инструменты противостояния РФ на личном, корпоративном и государственном уровнях – отказываясь от сотрудничества с продолжающими работу в РФ компаниями.

Такой отказ от сотрудничества означает отказ от покупок, взаимодействия на корпоративном и индустриальном уровнях и другие формы, где фигурирует корпорация, являющаяся «спонсором войны».

Заботиться ли о том, чем мы заменим товары PepsiCo, Mars и других международных компаний, когда откажемся от них?

Не стоит. Сработают рыночные силы и приведут на освободившееся пространство новое предложение. Европа отказалась от российского газа, не имея ответа, чем заменить российский ресурс, поскольку заменить его было просто нечем. Отсутствие ответа и ресурса привело к росту цен на 4198% – в 42 раза.

Ценовой пик настал в августе 2022 года. Россия ухмылялась и ждала, когда Европа приползет к ней на коленях просить о возобновлении поставок газа. Но ЕС не «приполз» – нашлись объемы газа.

Ценовой пик газа был в августе 2022 года. Данные tradingeconomics.com.

Ценовой пик газа был в августе 2022 года. Данные tradingeconomics.com.

На высокую цену газа отреагировали как все поставщики, так и никогда его не поставлявшие. Газ в Европу буквально начали возить баллонами на частных яхтах. И рынок насытился. Результат – Россия потеряла рынок и теперь имеет избыточный газ.

Сейчас ЕС не торгует с государством-террористом газом. Газ в ЕС все еще вдвое дороже уровня до 2022 года. Но Евросоюз принимает это как сознательную плату за отказ от сотрудничества с международными террористами.

Налоги и заработанные компаниями – «спонсорами войны» от украинских потребителей деньги. Почему они не одинаково работают на победу и почему платить налоги – это мало для победы?

Не смог быстро найти релизы компаний – «спонсоров войны» об их доходах, прибылях и уплате налогов в Украине за 2022 год. Их, похоже, просто нет. Но можно легко найти материал Bloomberg, цитирующий отчетность, поданную в налоговую службу России компаниями – «спонсорами войны».

Так, продажи Mondelez Rus в 2022 году выросли на 38%, до 92 млрд рублей ($1,1 млрд).

Производитель шоколада Cadbury более чем удвоил свою общую прибыль по сравнению с 2021 годом.

Кондитерский бренд Mars в 2022 году увеличил продажи на 14%, до 177 млрд рублей, а его прибыль выросла на 58%, до 27 млрд рублей. Выручка PepsiCo в России выросла на 16%, а прибыль увеличилась в четыре раза.

Но вернемся в Украину. Предположим, что дела этих компаний в Украине не хуже и их доходы от наших покупок выросли. Предположим также, что они заплатили налоги. Достаточный ли это ответ на вопрос об участии данных компаний в сегодняшней жизни страны? Вернее – в войне Украины против РФ. И второй вопрос: что они сделали с заработанной прибылью? Если бы не война, шарить по «корпоративным карманам» было бы неэтично. Но в войну этот вопрос вполне справедлив. Потому что мы ежедневно видим усилия украинских компаний, реализующих масштабные инициативы помощи ВСУ, ТрО, восстановления общин, будучи частью сопротивления и восстановления.

Поэтому большинство украинских компаний отдают больше денег на передовую, чем платят налоги в бюджет страны. Поэтому сеть заправок ОККО собирает сотни миллионов на дроны и ТрО, «Новая почта» закрывает небо, отдавая сотни миллионов своих гривен, «Укрзализныця» отдает миллионы от проданного чая, а фармкомпания «Дарница» поставляет лекарства на десятки миллионов на передовую и деоккупированным общинам.

Украинские компании наращивают публично декларируемую прибыль – она у многих растет в разы. Поэтому украинские компании платили налоги наперед в первые дни войны. Поэтому украинские компании реинвестируют в восстановление складов, зернохранилищ, логистических центров и хранилищ ГСМ, несмотря на риски быть вновь атакованными.

И это совсем другой эффект, чем заработать свои прибыли и направить их в глобальные финансовые центры, например в Дублине, и дальше использовать в качестве инвестиций для наращивания операций на «перспективном и растущем» российском рынке.

Отдельно стоит выделять украинские государственные компании, которые не только, как и коммерческий сектор, нарастили официальную прибыль и удерживают на себе вес целых индустрий (ПриватБанк удерживает стабильность всей финансовой системы Украины, потому что это 22,4% всех активов банковского сектора, 36% всех средств украинцев на депозитах), но и перечисляют всю прибыль государству. То есть в бюджет, на военные цели. Эти доходы – средства, за которые мы сражаемся, в противовес частному распоряжению доходами для собственных интересов или выведению их в Дублин.

Для понимания масштабов этих вкладов: по данным НБУ, государственный ПриватБанк по итогам 2022 года получил чистую прибыль в размере 30,2 млрд грн. За первое полугодие 2023-го получил 29,7 млрд грн прибыли, что в 4,7 раза превышает этот показатель за аналогичный период 2022 года. Все эти средства банк перевел как дивиденды в бюджет.

Поэтому не все деньги во время войны в равной степени полезны.

Финрезультат ПриватБанка за второй квартал 2023 года. Данные НБУ, обзор банковского сектора, третий квартал 2023 года.

Финрезультат ПриватБанка за второй квартал 2023 года. Данные НБУ, обзор банковского сектора, третий квартал 2023 года.

Вопрос Effie Awards Ukraine

Вернемся к дискуссии в рекламной среде. Effie Awards Ukraine ежегодно собирает свыше 100 топовых специалистов украинской рекламной и маркетинговой индустрий, чтобы определить наиболее эффективные кампании года.

В этом году премия впервые будет проходить в условиях полномасштабного вторжения. По инерции организаторы включили в состав жюри специалистов компаний – «спонсоров войны». На личном уровне такая позиция ясна: это серьезные специалисты, экспертиза которых должна определять сильнейшие проекты.

Однако на корпоративном уровне включение «спонсоров войны» в состав жюри поднимает вопрос «Кто и на основе чего судит?». Это также ставит под вопрос легитимность решений НАПК по внесению компаний в список «спонсоров войны». Если ключевая индустрия не реагирует на такие внесения, их сила и вес исключительно декларативны.

Маркетинговому сообществу следует глубоко обсудить эту историю. А пока я предложил организаторам маркетинговой Effie Awards Ukraine простое, нравственное и красивое решение – привлечь специалистов от компаний – «спонсоров войны» просто как личностей, под «белым флагом», без упоминания их корпораций.

Подобная логика действует в спорте, где белорусские или российские спортсмены выступают под «белыми флагами», просто как спортсмены. Такое решение показало бы большую зрелость украинского рекламного рынка и солидарность с усилиями государства в наращивании давления на продолжающие работать в России компании.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд