Концепция мыслителя Махатмы Ганди относительно «отказа от сотрудничества» как способа ненасильственного сопротивления как никогда актуальна для Украины в эффективном противостоянии России. Она предполагает воздержание от деловой активности. С 24 февраля 2022 года Украина на государственном уровне и многочисленные группы украинцев ведут кампании давления на международные бизнесы, работающие в РФ. Национальное агентство по предотвращению коррупции постоянно пополняет свой список таких компаний. Но данный вопрос вызывает множество дискуссий. Руководитель и основатель коммуникационного агентства Postmen Ярослав Ведмидь рассказал о том, морально и законно ли бойкотировать их работу.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Рекламно-маркетинговое сообщество заговорило об отношении к списку компаний – «спонсоров войны», который создает и пополняет Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК), и о бойкоте компаний, работающих в России, как об эффективном, моральном и выгодном для Украины инструменте.
Не менее дискуссионным стал вопрос привлечения к участию в жюри главной маркетинговой премии Украины и мира Effie Awards представителей компаний – «спонсоров войны». Это непростые вопросы, но их важно обсуждать, поскольку они являются маркером нашего отношения еще к целому ряду этичных и бизнес-вызовов.
Являются ли бойкоты моральными и законными?
Безусловно. Источники такой логики – в речах индийского мыслителя и политического деятеля Махатмы Ганди. Он выработал концепцию «отказа от сотрудничества» как способа ненасильственного сопротивления в период, когда Индия боролась за свою независимость в противостоянии Британской империи.
Метод Ганди: зло не во власти, зло – в тебе. В 1920 году он придумывает новую тактику борьбы – «не-сотрудничество». Идея зародилась во время медитации и предполагала воздержание от деловой активности. Предлагалось свести к минимуму контакты с англичанами: не вступать с ними в деловые отношения, не посещать правительственные школы, отказаться от всех предоставленных британским правительством наград. В результате таких действий Великобритания теряет монополию на соль, которая фактически держала в повиновении индийцев последние 300 лет.
В Украине мощные кампании по бойкотированию стартовали во время Майдана 2014 года (бойкот Партии регионов) и усиливаются со вторжением России в Украину (бойкот российских товаров).
С началом полномасштабного вторжения 24 февраля 2022 года Украина на государственном уровне и многочисленные группы украинцев ведут кампании давления на международные бизнесы, работающие в РФ. От пикетирования глобальных офисов до петиций, бойкотов и креативных кампаний вроде Ban russia.
Эта практика понятна всем людям цивилизованного мира.
Экс-топ-менеджер ПриватБанка и соучредитель Fintech Farm Дмитрий Дубилет в рамках бойкотной инициативы международных бизнесов, продолжающих работу в России, проводил опрос. По его данным, более 70% жителей США и Великобритании поддерживают решение компаний о прекращении работы на российском рынке. Большинство американцев и британцев заявили о готовности лично бойкотировать бизнесы, которые продолжают работать в России.
С начала полномасштабного вторжения НАПК начало формировать перечень международных «спонсоров войны», отслеживая действия и заявления ведущих компаний мира о работе в РФ.
НАПК объясняет логику внесения в эти списки: «Помимо налогов, поступающих в бюджет страны-агрессора, за которые, в частности, удерживается российская армия, по законодательству РФ такие корпорации вынуждены содействовать призыву работников в армию и быть привлеченными ресурсами к мобилизационным мерам. К тому же российскими подразделениями иностранных компаний руководят российские менеджеры, которые в основном публично поддерживают войну против Украины».
«Цель НАПК – сделать так, чтобы таким компаниям было репутационно невыгодно сотрудничать с агрессором, они закрыли свой бизнес в России и осознали позицию всего цивилизованного и демократического мира».
То есть идеология списка «спонсоров войны» лежит целиком в русле бойкотов и дает украинцам и мировому сообществу мощные инструменты противостояния РФ на личном, корпоративном и государственном уровнях – отказываясь от сотрудничества с продолжающими работу в РФ компаниями.
Такой отказ от сотрудничества означает отказ от покупок, взаимодействия на корпоративном и индустриальном уровнях и другие формы, где фигурирует корпорация, являющаяся «спонсором войны».
Заботиться ли о том, чем мы заменим товары PepsiCo, Mars и других международных компаний, когда откажемся от них?
Не стоит. Сработают рыночные силы и приведут на освободившееся пространство новое предложение. Европа отказалась от российского газа, не имея ответа, чем заменить российский ресурс, поскольку заменить его было просто нечем. Отсутствие ответа и ресурса привело к росту цен на 4198% – в 42 раза.
Ценовой пик настал в августе 2022 года. Россия ухмылялась и ждала, когда Европа приползет к ней на коленях просить о возобновлении поставок газа. Но ЕС не «приполз» – нашлись объемы газа.
На высокую цену газа отреагировали как все поставщики, так и никогда его не поставлявшие. Газ в Европу буквально начали возить баллонами на частных яхтах. И рынок насытился. Результат – Россия потеряла рынок и теперь имеет избыточный газ.
Сейчас ЕС не торгует с государством-террористом газом. Газ в ЕС все еще вдвое дороже уровня до 2022 года. Но Евросоюз принимает это как сознательную плату за отказ от сотрудничества с международными террористами.
Налоги и заработанные компаниями – «спонсорами войны» от украинских потребителей деньги. Почему они не одинаково работают на победу и почему платить налоги – это мало для победы?
Не смог быстро найти релизы компаний – «спонсоров войны» об их доходах, прибылях и уплате налогов в Украине за 2022 год. Их, похоже, просто нет. Но можно легко найти материал Bloomberg, цитирующий отчетность, поданную в налоговую службу России компаниями – «спонсорами войны».
Так, продажи Mondelez Rus в 2022 году выросли на 38%, до 92 млрд рублей ($1,1 млрд).
Производитель шоколада Cadbury более чем удвоил свою общую прибыль по сравнению с 2021 годом.
Кондитерский бренд Mars в 2022 году увеличил продажи на 14%, до 177 млрд рублей, а его прибыль выросла на 58%, до 27 млрд рублей. Выручка PepsiCo в России выросла на 16%, а прибыль увеличилась в четыре раза.
Но вернемся в Украину. Предположим, что дела этих компаний в Украине не хуже и их доходы от наших покупок выросли. Предположим также, что они заплатили налоги. Достаточный ли это ответ на вопрос об участии данных компаний в сегодняшней жизни страны? Вернее – в войне Украины против РФ. И второй вопрос: что они сделали с заработанной прибылью? Если бы не война, шарить по «корпоративным карманам» было бы неэтично. Но в войну этот вопрос вполне справедлив. Потому что мы ежедневно видим усилия украинских компаний, реализующих масштабные инициативы помощи ВСУ, ТрО, восстановления общин, будучи частью сопротивления и восстановления.
Поэтому большинство украинских компаний отдают больше денег на передовую, чем платят налоги в бюджет страны. Поэтому сеть заправок ОККО собирает сотни миллионов на дроны и ТрО, «Новая почта» закрывает небо, отдавая сотни миллионов своих гривен, «Укрзализныця» отдает миллионы от проданного чая, а фармкомпания «Дарница» поставляет лекарства на десятки миллионов на передовую и деоккупированным общинам.
Украинские компании наращивают публично декларируемую прибыль – она у многих растет в разы. Поэтому украинские компании платили налоги наперед в первые дни войны. Поэтому украинские компании реинвестируют в восстановление складов, зернохранилищ, логистических центров и хранилищ ГСМ, несмотря на риски быть вновь атакованными.
И это совсем другой эффект, чем заработать свои прибыли и направить их в глобальные финансовые центры, например в Дублине, и дальше использовать в качестве инвестиций для наращивания операций на «перспективном и растущем» российском рынке.
Отдельно стоит выделять украинские государственные компании, которые не только, как и коммерческий сектор, нарастили официальную прибыль и удерживают на себе вес целых индустрий (ПриватБанк удерживает стабильность всей финансовой системы Украины, потому что это 22,4% всех активов банковского сектора, 36% всех средств украинцев на депозитах), но и перечисляют всю прибыль государству. То есть в бюджет, на военные цели. Эти доходы – средства, за которые мы сражаемся, в противовес частному распоряжению доходами для собственных интересов или выведению их в Дублин.
Для понимания масштабов этих вкладов: по данным НБУ, государственный ПриватБанк по итогам 2022 года получил чистую прибыль в размере 30,2 млрд грн. За первое полугодие 2023-го получил 29,7 млрд грн прибыли, что в 4,7 раза превышает этот показатель за аналогичный период 2022 года. Все эти средства банк перевел как дивиденды в бюджет.
Поэтому не все деньги во время войны в равной степени полезны.
Вопрос Effie Awards Ukraine
Вернемся к дискуссии в рекламной среде. Effie Awards Ukraine ежегодно собирает свыше 100 топовых специалистов украинской рекламной и маркетинговой индустрий, чтобы определить наиболее эффективные кампании года.
В этом году премия впервые будет проходить в условиях полномасштабного вторжения. По инерции организаторы включили в состав жюри специалистов компаний – «спонсоров войны». На личном уровне такая позиция ясна: это серьезные специалисты, экспертиза которых должна определять сильнейшие проекты.
Однако на корпоративном уровне включение «спонсоров войны» в состав жюри поднимает вопрос «Кто и на основе чего судит?». Это также ставит под вопрос легитимность решений НАПК по внесению компаний в список «спонсоров войны». Если ключевая индустрия не реагирует на такие внесения, их сила и вес исключительно декларативны.
Маркетинговому сообществу следует глубоко обсудить эту историю. А пока я предложил организаторам маркетинговой Effie Awards Ukraine простое, нравственное и красивое решение – привлечь специалистов от компаний – «спонсоров войны» просто как личностей, под «белым флагом», без упоминания их корпораций.
Подобная логика действует в спорте, где белорусские или российские спортсмены выступают под «белыми флагами», просто как спортсмены. Такое решение показало бы большую зрелость украинского рекламного рынка и солидарность с усилиями государства в наращивании давления на продолжающие работать в России компании.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.