Репетиция «Северного потока – 2». Чем грозит Украине прекращения транзита российского газа в венгерском направлении /Shutterstock
Категория
Новости
Дата

Репетиция «Северного потока – 2». Чем грозит Украине прекращения транзита российского газа в венгерском направлении

Shutterstock

Российский «Газпром» 27 сентября подписал 15-летний контракт с венгерской MVM на поставку газа в обход Украины. Через четыре дня газовый гигант России полностью остановил транзит газа в Венгрию через украинскую территорию. Что случилось и чем это угрожает Украине

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

По контракту с Россией, Венгрия будет получать по 4,5 млрд кубометров газа в год: 3,5 млрд кубометров из Сербии через Болгарию и Турцию, которую связывает с Россией газопровод «Турецкий поток», а также 1 млрд кубометров из Австрии. 

Чем это грозит Украине? Основное негативное последствие – прекращение поставок газа в Украину с венгерского направления, которые осуществлялись виртуальным реверсом, говорит Людмила Ишкова, пресс-секретарь «Оператора ГТС». Для понимания масштаба: в 2020 году из Венгрии в Украину импортировали 4,2 млрд кубометров, около 40% от общего объема. А с начала 2021-го импорт из этой страны превысил все другие направления – 2,1 млрд кубометров, или 90% от общего объема импорта, говорит Ишкова.

Для Украины остаются альтернативные маршруты поставки газа из других стран Евросоюза: из Польши в виде виртуального реверса – до 12,9 млн кубометров в сутки; из Словакии в виде физического импорта в объеме до 42,5 млн кубометров в сутки, из которых 27 млн кубометров на гарантированной основе, сообщает «Оператор ГТС».

Отсутствие транзита в венгерском направлении снизит давления в газотранспортной системе, что усложнит ее стабильную работу, говорит Владимир Омельченко, директор энергетических программ центра Разумкова. Система рассчитана под определенные объемы газа, чем меньше эти объемы, тем сложнее технологически ею управлять и увеличиваются расходы на ее содержание в рабочем состоянии, говорит Роман Ницович, директор по исследованиям DiXi Grouр. 

Украинская ГТС рассчитана на ежегодный транзит в объеме 150 млрд кубометров. По итогам 2020 года транзит российского газа в Европу составил 55,8 млрд кубометров, в этом году транзит составит около 40 млрд кубометров. Украина получает $1,3 млрд в год за услуги транзита, рассказывал Forbes гендиректор госкомпании «Оператор ГТС» Сергей Макогон. «Около $1 млрд идет на эксплуатацию системы. Это зарплата 11 000 сотрудников, колоссальное количество ремонтов, капитальных инвестиций, технического обслуживания или диагностики», — говорит Макогон.

Без наличия физических объёмов газа на границе, невозможно также использовать трейдерами услуг «таможенного склада» и short-haul, говорит Омельченко. «Это принесет существенные убытки не только «Оператору ГТС», но и оператору подземных хранилищ газа», – говорит он. 

Благодаря short-haul из Венгрии в прошлом году в украинские подземные хранилища было закачано 2,62 млрд кубометров, пишет Ольга Белькова, директор по вопросам взаимодействия с государственными органами «Оператора ГТС».

Но финансовых потерь от остановки транзита Украина пока не понесет: забронированные мощности должны быть оплачены независимо от реальных объемов поставки, согласно действующему контракту, говорит Ишкова. До конца сентября 2022 года мощности из Украины на выход в Венгрию законтрактованы в размере 24,6 млн кубометров в сутки.

Что дальше?

Украина обратилась к Европейской Комиссии относительно предоставления оценки соответствия венгерско-российского газового соглашения европейскому законодательству в области энергетики. «Мы уже начали диалог с Еврокомиссией об этой сделке», – говорит спикер МЗС Украины Олег Николенко.

Нет стопроцентной уверенности, что разбирательство завершится в пользу Украины, говорит Владимир Омельченко из Центра Разумкова. «Юридическое основание может возникнуть, только если вмешается антимонопольный комитет ЕС и найдет нарушения», – говорит он.

Кроме этого, МИД Украины инициировал перенос на более поздний срок заседание Совместной межправительственной украинско-венгерской комиссии по вопросам экономического сотрудничества. Это заседание должно было состояться 29-30 сентября в Будапеште. Такую реакцию Киева министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто назвал вмешательством во внутренние дела страны.

Ситуация с прекращением транзита через Украину в Венгрию – демонстрация того, что произойдет после запуска «Северного потока – 2», если к тому времени Кремль не разблокирует доступ к транзиту через Украину для «третьих лиц», считает глава «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко. «Это даже не бряцание оружием, это очевидное использование газа в качестве оружия», – говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине