Цена на газ 16 сентября упала до $771 за 1000 кубометров, после того как днем ранее достигла рекордных $970. При этом нормальные цены для этого периода $150–300, говорит Дмитрий Хорошун, аналитик Concorde Capital. Откуда бешеные цены и как от них пострадает украинский бизнес
Есть несколько причин, почему газ такой дорогой.
Резкий спрос на него в Азии. После пандемии в азиатских странах начала восстанавливаться экономическая активность – в первом полугодии они импортировали на 22 млрд кубометров больше, чем за этот же период в 2020-м. По данным Platts, в Европе в это время импорт, наоборот, упал на 16 млрд кубометров.
Азия начала покупать больше сжиженного газа из Катара и США и меньше из Австралии, так как Китай ввел ограничения на импорт ряда сырьевых товаров из этой страны. Трейдерам было выгодно продавать сжиженный газ в Азию, где цены были выше, чем в Европе, на $38 за 1000 кубометров.
Из-за действий азиатских стран на рынке возник дисбаланс в поставках сжиженного газа – Европе не у кого купить газ, и поэтому цены пошли вверх, говорит Виктория Довгаль, аналитик международного ценового агентства Argus Media. Concorde Capital утверждает, что 15 сентября в Европе цена уже была на $200 выше, чем в Азии. «Это одно из проявлений бешеной скачки и волатильности на рынке», – говорит Хорошун. Ситуация может восстановиться к октябрю, сказал Bloomberg Рональд Смит, старший аналитик нефтегазового рынка из московской компании BCS Global Markets. «Спрос в Азии достигает пика летом, а осенью снижается», – говорит он.
Декарбонизация экономик и отказ от угля. Европейские страны постепенно отказываются от угля. Bloomberg пишет, что европейские энергокомпании платят рекордные цены за разрешение на использование энергии из ископаемого топлива. По данным Коммерсантъ, квоты на выбросы СО2 в ЕС стоят около €60 за тонну, что в два раза больше, чем до пандемии.
Холодная зима и жаркое лето 2021 года истощили европейские хранилища газа. По состоянию на 14 сентября, они были заполнены на 70,7%, а в прошлом году – на 93%.
Сокращение поставок российского газа в Европу. Россия поставляла меньше газа в Европу. Во-первых, Россия готовится к холодной зиме и наполняет хранилища газом. Во-вторых, 5 августа произошла авария на российском газовом заводе в Новом Уренгое, который в том числе производит газ. Поэтому «Газпром» перестал пополнять подземные газохранилища, которые он арендует у Европы, сократил поставки по маршруту через Беларусь и Польшу и отказался от резервирования транзитных мощностей через Украину, говорит Михаил Крутихин, партнер информационно-консалтингового агентства RusEnergy.
Россия также на некоторое время останавливала мощности «Северного потока – 1» на профилактику. Кроме объективных причин, это может быть манипуляцией со стороны «Газпрома», чтобы ускорить запуск «Северного потока – 2», предполагает Леонид Униговский, генеральный директор «Нефтегазстройинформатика».
Как это повлияет на украинский бизнес?
Рост цены на газ в Европе провоцирует аналогичный рост в Украине. На 16 сентября цена за 1000 кубометров газа в Украине превышает $960. Украинские предприятия, которым нужен газ в производстве, опасаются, что им придется повышать цены и что их продукция станет неконкурентоспособной, говорит Довгаль. По ее словам, некоторые компании даже планируют снизить производство на осенне-зимний период.
Group DF – крупнейший производитель азотных удобрений в Украине и, по словам ее директора по коммуникациям Олега Арестархова, компания сильно страдает от высоких цен на газ. Group DF, которой владеет Дмитрий Фирташ, управляет «Ровноазотом», «Азотом» и «Северодонецким объединением Азот», которые производят азотные удобрения. Газ – это 70% себестоимости этого продукта. Цены на удобрения придется поднимать, и украинские химические предприятия могут потерять клиентов, считает Арестархов. По его словам, проседание химической индустрии отразится на ВВП. «Хорошо, что в Украине действует эмбарго на ввоз российской продукции, – говорит он. – Иначе бы украинская химия просто легла». По его мнению, из-за подорожания удобрений могут пострадать и аграрии, но есть шанс, что высокие цены на урожай сгладят эффект.
Меньше всего пострадают металлургические холдинги: цены на их продукцию растут, и они могут себе позволить покупать дорогой газ, считает Довгаль. На руку металлургам играет и то, что несколько лет назад почти все они отказались от использования природного газа в доменных печах, отмечает Хорошун. В выигрышном положении также окажутся предприятия Рината Ахметова, у которых есть своя добыча газа и они могут снабжать им свои предприятия, отмечает Униговский.
Паниковать не стоит, говорят аналитики. В Украине достаточно газа в хранилищах для прохождения отопительного сезона, они заполнены на более 44%. К тому же мощности теплоэнергетического комплекса могут переключаться с газовой на угольную генерацию. «Сейчас угля у нас недостаточно, но есть законтрактованные объемы, которые в пути», – говорит Довгаль.
В целом повышение стоимости европейского газа негативно скажется на платежном балансе страны и приведет к волатильности валюты, но спрогнозировать точные потери пока нельзя, говорит Игорь Дейсан, старший аналитик Центра макроэкономического моделирования Киевской школы экономики. Ожидать снижение европейских цен на газ можно будет в следующем квартале, прогнозирует Униговский. Правда, Хорошун считает, что цены на газ в Европе останутся на высоком уровне, пока «Газпром» не запустит «Северный поток – 2» – не раньше 2022 года.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.