Когда «Омикрон» накроет Украину и опробует нашу систему здравоохранения и как вакцинация может защитить от нового штамма. Объясняет экс-замминистра здравоохранения Павел Ковтонюк
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Чего ждать
«Омикрон» точно станет в 2022 году основным штаммом в Европе и Украине. У нас слышали только о нескольких мутациях коронавируса. «Альфа» (мы его называли «британским») пришел весной этого года, а «Дельта» преобладал осенью. Но «Омикрон» – это пятнадцатая буква греческого алфавита (хотя буквы «ню» и «хи» пропустили – одна похожа на английское слово «new», вторая – это имя китайского политического лидера). В США, кроме «Альфы» и «Дельты», активно циркулировали «Эпсилон» и «Йота». В Бразилии долгое время доминировал штамм «Гамма», а в Индии, прежде чем пришел «Дельта», значительную часть занимал штамм «Каппа».
Поэтому сегодня «Омикрон» из Южной Африки, а завтра это будет какая-то другая буква и какая-то другая страна. Кстати, не исключено, что ею может стать даже Украина.
В преддверии 2022 года почти половина населения планеты проживает в невакцинированных или плохо вакцинированных странах. Большие массы невакцинированного населения создают идеальную среду для распространения вируса и появления новых штаммов. И речь не о самых бедных государствах где-то на краю света. Самая большая проблема – страны с доходом ниже среднего (lower-middle income countries), к которым принадлежит и Украина. В них проживает 3,3 млрд человек, но только один взрослый из трех имеет полный курс прививок. Хуже того – их правительства не способны на большее. Эти страны недостаточно защищены, чтобы остановить циркуляцию и мутацию вируса. Но при этом достаточно развиты и встроены в мир, чтобы поставлять туда новые штаммы.
Когда всё начнется
В 2022 году следует ожидать две волны активного распространения коронавируса – весной и осенью. Вероятность того, что «Омикрон» станет основным в Украине уже весной, существует, но небольшая. С одной стороны, вирус уже циркулирует в Западной Европе (в Восточной пока это лишь единичные случаи, обнаруженные у туристов), а самая большая часть обнаружена в Великобритании.
В конце декабря 2020 года Великобритания переживала сильный всплеск, вызванный новым штаммом «Альфа». Но до континента он дошел в феврале, а до Восточной Европы – в марте–апреле. «Дельта» вспыхнула в Индии в апреле–мае 2021 года. Волны в странах Западной Европы этот штамм вызвал в июле, а в Восточную Европу добрался только в октябре–ноябре.
Мы пока не знаем точно, как быстро распространяется «Омикрон». Даже при условии, что это будет супербыстро, у Украины есть по меньшей мере несколько месяцев до того, как вирус будет доминировать у нас. Более вероятно, что «Омикрон» постепенно распространится в Украине на протяжении весны и лета и будет господствовать на наших территориях уже осенью 2022 года. Именно к этому нам всем следует готовиться больше всего.
Защитят ли вакцины
Полностью остановить распространение вируса не получится. Даже если бы вакцины были одинаково эффективны против «Омикрона» (а мы уже знаем, что они в целом эффективны, но меньше, чем против других штаммов), все равно не сможем вакцинировать достаточное количество населения, чтобы остановить даже осеннюю волну.
Согласно прогнозу Украинского центра здравоохранения (UHC), до конца 2022 года в Украине двумя дозами будет провакцинировано только 54% населения. И это оптимистический сценарий. Примеры Румынии, Болгарии, Сербии, Венгрии показывают, что в какой-то момент вакцинальная кампания упирается в стеклянный потолок, когда желающие прививаться закончились, а правительство исчерпало средства, как стимулировать людей. В Польше этот потолок оказался на уровне 50% населения. В Румынии – 40%, в Болгарии – менее 30%.
Вирусы со временем адаптируются к нам – своим носителям. Им хочется среди нас распространяться, но не так уж выгодно, чтобы мы умирали. Мы им нужны как живые носители, чтобы жить и размножаться.
Павел Ковтонюк
В Украине скорость вакцинации быстро снижается. Двумя дозами в настоящее время привиты 30% населения – этот результат имеем благодаря всплеску вакцинации в октябре и ноябре. Помогло введение обязательных вакцинальных сертификатов для общественных мест и транспорта. Люди, откладывавшие прививки, вынуждены были сделать его. Но уже в середине декабря вакцинация первыми дозами упала до отметки ниже, чем была в сентябре. И этот спад будет продолжаться. При этом инструментов, как правительству ускорять вакцинацию среди людей, не имеющих к этому желания, уже не осталось.
Кроме двух доз потребуются также бустерные. Они укрепляют защиту, полученную от первых двух прививок. Предыдущие исследования свидетельствуют о том, что они необходимы для надежной защиты от «Омикрона». Минздрав пока обещает сделать их доступными после прививки 50% взрослых. То есть не раньше весны.
Поэтому задача-минимум – быть вакцинированным двумя дозами. Максимум – защитить бустерной прививкой наших родителей, людей с хроническими болезнями и других, наиболее уязвимых, до осени 2022 года. Собственно, это надо бы делать, даже если бы «Омикрона» не было.
На что надеяться и что делать
Остается надежда на то, что «Омикрон» окажется «мягче», чем предыдущие штаммы. Предварительные данные свидетельствуют, что он, хотя и распространяется быстрее, но все же несколько легче. Вирусы со временем адаптируются к нам – своим носителям. Им хочется среди нас распространяться, но не так уж выгодно, чтобы мы умирали. Мы им нужны как живые носители, чтобы жить и размножаться.
«Омикрон» может стать первым примером этого приспособления вируса и людей друг к другу. В конечном счете, оно приведет к тому, что распространение инфекции перейдет от эпидемического к эндемическому. Это означает, что вирус будет постоянно с нами, он будет вызывать сезонные вспышки, но в конечном итоге потери для общества будут не столь высоки, чтобы останавливать экономику и вводить жесткие карантины.
Вопрос в том, что для нас будет означать невысокие потери? На каких условиях мы будем сосуществовать с вирусом? Например, привычным нам сезонным гриппом за восемь месяцев с октября 2019-го по май 2020-го заболели 4,9 млн человек, а умерли – 71 человек. А за предыдущие восемь месяцев коронавируса им заболели 1 727 763 человека – втрое меньше, чем за типичный сезон гриппа. А погибли 47 450 человек – в 668 раз больше, чем за сезон гриппа.
Ограниченные данные из Южной Африки – единственной пока страны, где доминирует «Омикрон», – свидетельствуют, что за взрывом заболеваемости не последовал рост госпитализаций и смертности. Но новый штамм может взять количеством. Инфицированных может быть настолько много, что даже небольшой доли с тяжелым течением хватит, чтобы переполнить больницы и вызвать высокие показатели смертности.
Уже в ближайшие месяцы, когда «Омикрон» распространится по Западной Европе, мы будем знать больше о нем. Но очевидно одно: мы, как страна, в 2022 году будем недостаточно защищены, чтобы полагаться на коллективный иммунитет. Поэтому оборону следует держать на личном уровне.
Если вы не болели ковидом, обязательно сделать две прививки как можно скорее. Если болели, тем более, ведь вакцина будет иметь действие «бустера» и обеспечит вам более надежную защиту. А тем из нас, или нашим родственникам, или сотрудникам, имеющим другие хронические болезни или возраст более 50 лет, кроме базовых двух доз – получить бустерную при первой возможности.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.