Через два года противники вакцинации стали хорошо организованным и координированным движением. Они паразитируют на точках боли и трансформируют их в нужном русле. Сознательно или нет, расшатывая ситуацию в стране
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Весной 2020-го ключевые тезисы антивакцинаторов сводились к тому, что «COVID-19 просто грипп», а сама пандемия искусственная. Параллельно рекомендовали укреплять иммунитет рецептами с народной медицины и выступали против ношения масок. Эти месседжи действовали на многих украинцев как спасательный круг. В нем не было тяжелой болезни, и все, что нужно было делать, есть больше лимона, чеснока и бывать на свежем воздухе. Сравнительно небольшое количество больных и умерших становилось дополнительным аргументом в правильности выбора.
Весной и в начале лета 2020-го украинское движение антивакцинаторов только зарождалось. Под лозунгом не носить «намордники» объединились сообщества конспирологов, эзотериков, сторонников нетрадиционной медицины, инфобизнесменов, адептов «единства славян», «русского мира» и т.д. То есть все те, кто и в доковидное время не сторонился псевдонаучных подходов и не заботился о доказательности своих утверждений.
Все начало меняться в конце лета 2020 года. Антивакцинаторское движение стало набирать очертаний организованной структуры со своими лидерами, активом, агитационными материалами, регулярными мероприятиями.
Его рупорами стали поклонники «русского мира» и провокаторы со стажем. К примеру, пророссийские блоггеры Кирилл Стремоусов, Дмитрий Василец и Виктория Шилова. Еще один из лидеров движения – Сергей-Родослав Микитен. Ранее он возглавлял ОО «Ведический мир» и активно участвовал в митингах против продажи земли и за неуплату коммунальных платежей.
Призывы к дружбе с Россией раздавались и на митинге антивакцинаторов в Киеве 3 ноября. Елена Фаист, руководитель черкасского филиала «STOP Fake Pandemic/СТОП Фэйк Пандемия», заявляла на камеру, что войну на Донбассе «навязали искусственно, на самом деле ее нет».
«Москва, Питер, хочу передать братьям-славянам привет. Мне присылали деньги даже из России. Низкий поклон, вы нас поддерживаете, вы понимаете, что мы единственный народ», – говорила Фаист на одном из видео.
Сейчас медийным руководителем движения является Остап Стахив. Львовский провокатор и политик-неудачник. Например, в начале ноября он без маски ворвался в Езупольский лицей на Прикарпатье и сорвал учебный процесс с требованием восстановить в должности учительницу начальных классов Галину Бусько. Она отказалась вакцинироваться от COVID-19 и приказом директора была отстранена от работы.
Это была традиционная провокация с трансляцией в социальные сети и произнесением громких месседжей. На просьбу надеть маску Стахив ответил: «Заставь меня! Ты кто?… Геноцидник!..». Сама же вакцинация, по его мнению, является «эвтаназией и клеймом зверя», поэтому нужно ее саботировать.
18 ноября его арестовали по подозрению в покушении на свержение конституционного строя.
С осени 2020-го движение пережило несколько существенных трансформаций. Лозунг «это просто грипп» и борьба с ношением масок сменились протестами против вакцинации. Впоследствии добавилась и борьба за права и свободы людей. Это реакция на смену болевых точек общества.
Однако какими бы ни были месседжи, неизменным остается основной стержень движения противников вакцинации – коммуникация. Вот ее ключевые составляющие.
1. Социальные сети. Все начиналось с Facebook-страниц лидеров, однако после их регулярной блокировки акцент сместился в YouTube. Большинство каналов развивали с нуля. Так, еще в январе 2020-го публикации на Facebook-странице Стахива не имели и 50 взаимодействий (лайки, комментарии, распространение). На момент задержания СБУ его аудитория превышала 100 000 подписчиков (сейчас страница заблокирована).
В YouTube системно работают 12 крупных каналов лидеров и активистов антивакцинаторского движения. Их суммарная аудитория 1,3 млн, а просмотры за последние три месяца составляют 40 млн.
2. Чаты и сообщества. У Стахива есть сеть из более сотни Viber-сообществ в разных регионах, которые функционируют как чаты. Они играют важную роль в координации действий во время митингов, раздачи газет в очередях на вакцинацию и как группа быстрого реагирования для усиления провокации. А еще там собирают деньги на карту для текущих нужд движения.
3. Юридическая поддержка. Блоггеры-юристы в социальных сетях производят простой и понятный контент в формате инструкций. Все начиналось с методических пособий «отсутствия необходимости ношения «защитной маски» в общественных местах». Сейчас список «документов» расширился на вакцинацию. У них набор цитат из Конституции и разных законов. А также советы, как общаться с полицией и отстаивать свои права.
4. Провокации. Сторонники движения могут ворваться в инфекционное отделение больницы, где лечат инфицированных коронавирусом, и говорить, что больных там на самом деле нет, а коронавирус – вымысел. Или пойти без маски в торговый центр, а затем спорить с полицейским на камеру.
Антивакцинаторы демонстративно нарушают карантинные ограничения, а когда наталкиваются на сопротивление, зовут подмогу через Viber-сообщества. К ним едут единомышленники, в том числе те, которые считают себя юридически подкованными. Провокаторы размахивают Конституцией, снимают видео, когда полиция делает им замечания или выписывает штраф. Видео распространяют через соцсети, а штрафы обжалуют в судах. Это помогает привлекать новых поклонников.
5. Митинги и марши. Массовые мероприятия привлекают новых поклонников и создают инфоповод для медиа. Так, 24 ноября в Киеве несколько тысяч человек вышли на так называемый марш свободы. В том числе они потребовали освобождения лидера антивакцинаторского движения Остапа Стахива.
Митингующие выражали свой протест под стенами Верховной Рады, используя QR-код сайта «Единой России» на плакатах. Если сканировать перечеркнутый QR-код с плакатов, можно попасть на сайт подконтрольной президенту РФ партии «Единая Россия».
6. База историй. Активисты «собирают» истории о смертях якобы от вакцинации. Они мониторят сообщения об умерших в социальных сетях и медиа, а затем связывают их с вакцинацией. К примеру, 25 ноября во Львове после внезапного инсульта умер 18-летний студент Украинского католического университета. В сообществах начали активно перепечатывать эту новость с домыслами о том, что причиной смерти была прививка. Потому что «студентов заставляют колоться, а у молодых инсульта не бывает». Такие истории подкрепляют аргументацию и создают альтернативную статистику умерших от вакцинации.
7. Рядовые активисты. В движении принимают участие тысячи активистов, искренне верящих в свои убеждения. Настолько, что готовы в час ночи писать десятки комментариев под сообщениями идеологических противников, стремясь донести им «истину».
Ранее каждый из них отстаивал свои узкие взгляды, всегда шедшие в разрез с общепринятыми. Эзотерики, антивакцинаторы, конспирологи и т.д. Теперь они слаженно распространяют материалы против вакцинации.
8. Псевдоученые, псевдоврачи, псевдополитики, псевдоблогеры и другие, решившие заработать дивиденды на хайпе. К примеру, 27 ноября на своем YouTube-канале бывший журналист Дмитрий Гнап опубликовал видео «В Никополе на женщину напали и сломали ей ногу за отказ вакцинироваться от коронавируса». В ролике женщины, которых называют активистками, рассказывают, что глава профсоюза якобы принуждала работницу местного музея к вакцинации. Во время ссоры женщину толкнули, она упала и сломала ногу. Под этим видео Гнап разместил текст «Создана группа защиты от карантинного террора власти. Полиция требует у вас сертификат о вакцинации? Чиновники пришли с карантинной проверкой? Мы вам поможем!».
Это ключевые составляющие комплексной информационной кампании, проводимой движением противников вакцинации. Однако она была бы куда менее эффективной, если бы не общая кампания по дискредитации вакцин, которую ведет Россия.
По данным Оксфордского института интернета, 92% всей дезинформации о COVID-19 – это ответственность России и Китая. А после задержания Остапа Стахива СБУ заявило, что у них есть безоговорочные доказательства, указывающие на возможное финансирование его деятельности представителями РФ.
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашему редактору Катерине Рещук — [email protected]
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.