Внедрение налоговой реформы «10-10-10» окажет негативное влияние на экономику, компенсаторы, на которые рассчитывают ее авторы, не могут покрыть потери бюджета. Об этом в интервью Forbes рассказал глава финансового комитета Даниил Гетманцев.
Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.
Ключевые факты
- Потери государства в объеме 774 млрд грн, по подсчетам Минфина, по результатам это хуже обстрелов энергетической инфраструктуры РФ, говорит Гетманцев. «Если серьезно относиться к этому (чего бы я вам не советовал), то это диверсия», – отмечает глава финансового комитета.
- По мнению Гетманцева, компенсаторы, на которые рассчитывают авторы налоговой реформы, не сработают. В прошлом году ВР уже повысила акциз на железную руду и втрое – экологический налог на CO2, а в этом году – на газ. «Здесь нет потенциала к росту, большая рента не даст этим отраслям возможностей для развития, затормозит металлургию», – говорит Гетманцев. То же касается и компенсации ущерба за счет увеличения акциза на алкоголь и табак. Ежегодно государство с внутреннего акциза на алкоголь получает 6,8 млрд грн, а из табака – 50 млрд грн.
- Не будет у реформы и антикоррупционного эффекта, считает глава финансового комитета. В 2021 году был снижен НДС для аграриев с 20% до 14% вроде бы с целью преодоления скруток, это никак не повлияло на детенизацию, вспоминает Гетманцев. «Схемы работали и при низких налогах», – говорит нардеп.
- «Нет поддержки реформы во власти и у международных партнеров, – отмечает Гетманцев. – Летом у президента было совещание по этому вопросу, на котором он четко сказал, что мы не идем по этому пути».
Контекст
Масштабную налоговую реформу в августе презентовал заместитель главы Офиса президента Ростислав Шурма. Она предусматривала налог в размере 10% на прибыль, НДФЛ и НДС, а также упразднение ЕСВ и установление военного сбора на уровне 3%.
В качестве компенсаторов авторы рассматривают повышение ряда налогов, более жесткую ответственность бизнеса за уклонение от налогообложения и реформу налоговой службы.
Однако она не нашла значительную поддержку у власти. Против идеи высказался министр финансов Сергей Марченко и глава финансового комитета Рады Даниил Гетманцев, не хватило также аргументов, чтобы убедить президента Владимира Зеленского, описывавшего эту идею как «сырую».

