После трехмесячного перерыва в дискуссиях о налоговой реформе «10-10-10» она снова занимает ведущее место на столах у должностных лиц Офиса президента. Цель – уговорить МВФ предоставить Украине финансирование и одновременно согласовать проведение масштабных изменений, которые могут стоить госбюджету сотен миллиардов гривен. Какие новые аргументы у сторонников этой реформы
Масштабная налоговая реформа, которую в августе презентовал заместитель главы Офиса президента Ростислав Шурма, не исчезла с радаров чиновников из ОП и президентской политсилы «Слуга народа».
Новый этап дискуссий по поводу нее может стартовать уже в феврале, причем сразу на самом высоком уровне. Украинская сторона надеется уговорить МВФ на такие кардинальные изменения во время переговоров о новой программе расширенного финансирования (EFF), рассказали три собеседника Forbes среди топ-чиновников ОП, руководства «Слуги народа» и экономического комитета Верховной Рады.
Украина надеется получить от Фонда $15–20 млрд на несколько лет. Но несмотря на то, что от предыдущей концепции «10-10-10», вероятно, придется отказаться, убедить партнеров будет сложно. К тому же у идеи пока нет полной поддержки даже внутри экономически-финансового блока украинской власти.
К примеру, против идеи Шурмы еще раньше высказывались министр финансов Сергей Марченко и глава финансового комитета Рады Даниил Гетманцев. Оба до сих пор остаются скептиками. Тогда не хватило аргументов, чтобы убедить и президента, описывающего эту идею как «сырую». Сейчас Зеленский все еще имеет определенные опасения относительно сбалансирования бюджета после существенного снижения налогов, хотя и концептуально выступает за кардинальные изменения в налогообложении, утверждает на правах анонимности один из чиновников ОП.
Другой аргумент «за» – одобрительные отзывы от бизнеса. «Большинство предпринимателей, с которыми я общался, очень положительно смотрят на эту реформу, поэтому нужно продолжать работать над ее «адвокацией», – говорит нардеп в руководстве президентской фракции на правах анонимности.
Значит ли это, что теперь реформы имеют шансы на реализацию?
Отказались ли от реформы «10-10-10»
Дискуссия о концепте «10-10-10», презентованном Шурмой, была не слишком длительной и не вышла даже за пределы обсуждений в соцсетях. Тогда авторы так и не представили четких расчетов по поводу потерь бюджета от столь радикального снижения налогов и не детализировали компенсаторы.
В итоге коммуникацию решили остановить из-за начала переговоров с МВФ, говорит на правах анонимности собеседник в ОП. В октябре и ноябре Украина и Фонд договорились о краткосрочной мониторинговой программе, которая не предусматривает предоставления средств, но создает условия для долгосрочного финансирования. Одно из традиционных требований МВФ – сбалансированный бюджет. «Мы не хотели помешать переговорам», – говорит чиновник из ОП.
Достичь взаимопонимания с Фондом сторонники реформы хотят до конца первого квартала 2023 года, то есть во время переговоров по поводу следующей программы, добавляет собеседник. «Эксперты МВФ мыслят несколько академически, но наша задача – доказать им, что украинская налоговая система является фикцией, поэтому механическое снижение налогов не означает такого же падения доходов», – объясняет он.
Вероятно, налоги будут снижены не так кардинально, как по концепту «10-10-10», считает участвующий в разработке проекта нардеп от «Слуги народа» Марьян Заблоцкий, который будет заниматься продвижением его среди парламентариев. Впрочем, ставки в 10% будут «стартовой позицией» в предстоящих переговорах с МВФ, говорит на правах анонимности собеседник в ОП.
Чтобы сформировать финальную концепцию, авторы проводят опрос среди бизнесменов. Цель – выяснить, какие налоговые ставки реально готов платить бизнес в случае отказа от «налоговых схем» и льгот, объясняет Заблоцкий.
Время реформы (во время войны или после) пока также не определено. «Это открытый вопрос», – говорит собеседник в ОП.
В чем состоит обновленная версия налоговой реформы
Полная ликвидация всех льгот и дифференцированных ставок – одна из ключевых основ будущей реформы, добавляет один из авторов из команды Шурмы, попросивший не упоминать его имя в этой статье.
Другой элемент – повышение ряда других налогов. Среди рассматриваемых в ОП компенсаторов введение прогрессивной ставки на ренту на добычу полезных ископаемых (руды, газа, нефти, угля), более высокие акцизы на топливо и алкоголь, а также налоги на загрязнение, в частности металлургическую пыль. Еще одна идея – обложить дополнительным налогообложением экспорт сырья (например, руды, зерна или древесины), на что приходится 73% всего украинского экспорта.
Параллельно ответственность за нарушение налогового законодательства для бизнеса станет строже. Также Налоговая служба получит доступ к информации о банковских счетах для предотвращения уклонения от уплаты налогов.
А предпринимателям будут гарантировать своевременное возмещение НДС и отсутствие проблем с налоговой. «Налог на добавленную стоимость будет распределяться на две части: одна будет идти в спецфонд, с которого будет возмещаться НДС, а другая в бюджет», – говорит Заблоцкий.
Параллельно необходимо реформировать и саму налоговую по аналогии с реформой НБУ 2014–2015 годов, добавляет нардеп, не уточнив, в чем конкретно будут заключаться изменения в ГНС.
«Финальная цель – побуждать бизнес платить налоги, а не искать способ уклониться от них», – говорит Заблоцкий.
В качестве примера он приводит зарплаты «в конвертах» и оптимизацию уплаты НДС путем регистрации на предприятии нескольких ФЛП. Центр социально-экономических исследований CASE в 2020 году оценил ущерб государства от выплаты заработных плат «в конвертах» – 110–150 млрд грн в год. Потери из-за манипуляций с упрощенной системой налогообложения для ФЛП – 7–16,3 млрд грн в год.
Вследствие акцента на борьбе с уклонением от налогообложения, что создает несправедливые конкурентные преимущества для определенных бизнесов, в переговорах с МВФ эту реформу будут промоцировать как «антикоррупционную», говорит собеседник в ОП.
Что думают о реформе во власти
Авторы реформы пока не могут привести финальные расчеты по влиянию на бюджет через снижение налогов. «Дефицит возможен только на переходном этапе», – утверждает Заблоцкий. Однако нардеп отказался называть даже примерные потери бюджета.
Реформа обойдется бюджету в 774 млрд грн в год при ставках в 10%, говорит глава финансового комитета Даниил Гетманцев, ссылаясь на данные Минфина.
Правительство пока тоже очень осторожно относится к идее снижать налоги во время войны, поскольку есть сомнения, что у экономики есть реальные компенсаторы для этого, говорит собеседник среди министров, который попросил не упоминать его имени и названия своего министерства в статье. Кроме того, есть вопросы по поводу влияния на бизнес. «Если мы снизим одни налоги, но при этом повысим ряд других, будет ли это хорошим решением для бизнеса?» – говорит высокопоставленный чиновник.
Убедить международных партнеров в необходимости реформы будет трудно, соглашается и чиновник в Кабмине. «Позиция МВФ по поводу этой реформы не изменилась, – говорит заместитель председателя финансового комитета Ярослав Железняк. – Я не вижу предпосылок, чтобы это произошло в будущем».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.