Дешевые внутренние рейсы по Украине от WizzAir и Ryanair. Почему украинские авиакомпании против открытого неба с ЕС в текущем виде /Фото Shutterstock
Категория
Главное
Дата

Дешевые внутренние рейсы по Украине от WizzAir и Ryanair. Почему украинские авиакомпании против открытого неба с ЕС в текущем виде

Shutterstock

Иностранные авиакомпании, включая Ryanair и WizzAir, теперь могут предлагать внутренние рейсы в Украине. Местные авиакомпании против соглашения об открытом небе между Украиной и Евросоюзом в текущем виде – конкуренция может их уничтожить

Украина и Европейский Союз 12 октября открыли небо для авиакомпаний, подписав соглашение о совместном авиационном пространстве. Частично оно начинает работать сразу и позволяет местным авиакомпаниям летать в любой аэропорт ЕС, а европейским – в любой аэропорт Украины. Все, что нужно, – прямое соглашение с аэропортом.

До этого правительства стран могли отказать в этом праве, оставляя на некоторых маршрутах монополию своих государственных перевозчиков. Так было на некоторых рейсах в Финляндию, Чехию, Германию, Голландию и Бельгию, говорит Евгений Хайнацкий, гендиректор Bees Airline. «Теперь мы сможем планировать рейсы из Украины в любом направлении без лишних согласований», – говорит он.

Открытое небо поможет нарастить количество маршрутов из Украины, усилить конкуренцию и снизить стоимость билетов, уверены эксперты. «Мы увидим результаты уже во время сезона отпусков летом 2022 года, – говорит экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян. – При правильной государственной политике и поддержке национальных авиакомпаний в ближайшие три года пассажиропоток может увеличиться до 40 млн пассажиров». В 2019 году авиационный пассажиропоток в Украине был 24,3 млн человек.

Жесткая конкуренция

Однако полностью договор заработает только после ратификации парламентом Украины, государствами-членами ЕС и Европарламентом. И когда это произойдет, авиакомпании из ЕС получат свободный доступ к маршрутам между городами Украины. Отечественные авиакомпании тоже смогут летать между городами Евросоюза, но с условием: конец или начало маршрута должно быть в Украине.

Если это заработает в предложенном варианте, местные авиакомпании могут не выдержать жесткой конкуренции на внутренних рейсах, говорит Евгений Хайнацкий, гендиректор Bees Airline. Основная причина: они обязаны платить высокий акциз на авиатопливо и НДС на внутренние рейсы. По словам главы SkyUp Дмитрия Сероухова, на европейских рейсах таргетируемый показатель для аэропортовых сборов не превышает 10% стоимости билета, а на внутренних – это 37% с учетом НДС. «Выполнить прямой рейс Киев–Львов может быть дороже, чем такой же рейс через Варшаву», – отмечает он.

Иностранные компании вроде Wizz Air и Ryanair, скорее всего, будут уплачивать НДС ниже, чем в их странах, поэтому смогут демпинговать цены, говорит Виктор Логвиненко, экс-региональный менеджер «АэроСвит» и МАУ. «Они могут предложить, например, полеты Киев–Одесса за €5», – говорит Логвиненко. По его словам, даже если придется НДС уплачивать в Украине, им как иностранным юрлицам его все равно возместят. «Мы даем возможность иностранным компаниям зарабатывать деньги в Украине, но ничего с этого не получим в плане налоговых отчислений», – сетует он. – К тому же существует риск, что украинские авиакомпании умрут, не выдержав конкуренции». Самый дешевый билет МАУ на рейс Киев–Одесса в октябре – €50.

Ирландская компания Ryanair уже заявила о планах агрессивной экспансии на украинский рынок после подписания соглашения. «Единственный рынок, на который хотел бы указать, – это Украина», – сказал директор авиакомпании Майкл О’Лири инвесторам Ryanair во время презентации годового отчета в сентябре. Компания хочет летать из 12 аэропортов страны. Сейчас она летает из пяти.

Этот пункт соглашения об открытом небе должен быть пересмотрен, потому что он нарушает права отечественных компаний, говорит Сероухов. Он также просит открыть внутренний рынок ЕС для украинских авиаперевозчиков. По словам Омеляна, Украина сможет инициировать пересмотр договора после ратификации.

Что еще

Помимо ратификации, Верховная Рада также должна дополнить законы 54 новыми регламентами и шестью директивами, чтобы привести законодательство к стандартам Евросоюза. После этого страны Европы начнут признавать сертификаты, выданные самолетам украинского производства.

Рынок наземного обслуживания (хендлинг) тоже будет либерализован: свой сервис смогут предлагать внешние игроки. Сейчас эта услуга – монополия аэропортов.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Топ-100 частных компаний | Лучшие города для бизнеса