Руководителю государственного «Укрэксимбанка» Евгению Мецгеру придется извиняться перед журналистами. По крайней мере извинений от него ждут в правительстве. Этого может оказаться недостаточно.
Список крупнейших экспортеров, год войны Зеленского, приключения Баффета в Украине, реанимация бизнеса Rozetka и еще два десятка эксклюзивных материалов. Forbes Украина выпустила новый номер журнала. Купить его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке.
Как стало известно утром 5 октября, накануне Мецгер приказал подчиненным уничтожить материалы, записанные в ходе интервью с ним журналистами программы «Схемы».
Национальная полиция возбудила уголовное дело о препятствовании журналистской деятельности, наблюдательный совет банка начал проверку. Два источника в правительстве сказали Forbes, что ждут от Мецгера извинений. Они не знают, хватит ли этого банкиру, чтобы сохранить свою должность.
Журналист «Схем» Кирилл Овсяный и оператор Александр Мазур в понедельник, 4 октября, интервьюировали Мецгера в его кабинете. В какой-то момент нормальное течение интервью было прервано.
«Схемы» опубликовали аудиозапись, на которой человек с голосом, похожим на голос Мецгера, приказывает подчиненным отобрать у журналистов камеры и удалить отснятые материалы интервью. Пока сотрудники банка «работали» с техникой, Овсяного и Мазура в течение часа не выпускали из кабинета Мецгера, заявила руководитель «Схем» Наталия Седлецкая.
«Во время интервью журналист неожиданно задал ряд вопросов относительно клиентов банка, – заявила пресс-служба «Укрэксима». – Поскольку эта информация касалась банковской тайны, пресс-служба была вынуждена остановить интервью… После этого журналисты беспрепятственно покинули здание банка».
Расследование, в рамках которого журналисты интервьюировали Мецгера, будет опубликовано в четверг, 7 октября, говорит Седлецкая. Она не раскрывает тему расследования и суть вопросов, которые задавал Овсяный. Директор по коммуникациям «Укрэксимбанка» Владимир Пикалов, который участвовал в инциденте, заявил о «чистой провокации» со стороны журналистов, но также не стал рассказывать о предмете интервью.
LIGA.net со ссылкой на источник в топ-менеджменте банка сообщила, что речь шла о сотрудничестве одного из крупных клиентов «Укрэксима» с контрагентами на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. По словам источника, сотрудники банка удалили материалы «Схем», поскольку опасались, что эта информация была записана на камеру, как и официальная часть интервью.
«Любые конфликты с журналистами недопустимы», – заявил сегодня министр финансов Сергей Марченко. Минфин представляет государство в качестве собственника банка.
Мецгер возглавил «Укрэксимбанк» в марте 2020 года. Его жена, Юлия Мецгер, входит в наблюдательный совет государственного ПриватБанка.
Какие последствия могут ждать СЕО «Укрэксима»?
По заявлению «Схем» Национальная полиция открыла дело по статье 171 Уголовного кодекса – препятствование журналистской деятельности. «Минимальная санкция по этой статье – штраф до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (850 грн), – говорит партнер юридической фирмы Ario Law Евгений Грушовец. – Максимальная – ограничение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».
Положение Мецгера осложнено тем, что, судя по опубликованным записям, именно он давал подчиненным указания отобрать у журналистов технику, добавляет адвокат Александр Бурмагин.
За профессиональной репутацией банкиров следит Национальный банк Украины. «НБУ должен запросить пояснения руководителя или наблюдательного совета банка, который назначает и увольняет менеджмент, – полагает Александр Бевз, в прошлом – директор департамента лицензирования НБУ. – Нацбанк может признать репутацию руководителя неудовлетворительной и потребовать у банка его замены».
Пресс-служба НБУ не ответила на вопрос Forbes, будет ли регулятор изучать поведение Мецгера. Позже в официальном сообщении Нацбанк заявил, что запросио информацию об инциденте с журналистами у набсовета Эксима. Также в НБУ отметили, что оставляют за собой право признать репутацию банкира небезупречной.
Собеседник в руководстве регулятора, пожелавший сохранить анонимность, отметил, что деловая репутация в понимании Нацбанка касается больше финансовой стороны. «По закону это налоги, обязательства и тому подобное, – сказал чиновник. – Важны приговоры, а не открытые дела».
Руководителя «Укрэксимбанка» назначает и увольняет набсовет. Все его члены сегодня подписали заявление о начале проверки действий сотрудников банка. В случае недоверия со стороны набсовета Мецгеру придется покинуть свой пост. Также набсовет может отстранить СЕО от должности на время проверки.
На момент сдачи этого текста Седлецкая не ответила на вопрос о своих действиях в случае, если Мецгер принесет извинения. Однако уголовное дело это уже не остановит, говорит Forbes адвокат журналистов «Схем» Анатолий Попов.