Одесский предприниматель Андрей Ставницер, 38, масштабировал основанный отцом проект в крупнейший частный порт страны и один из крупнейших на Черном море. Под его управлением в 2020 году терминалы группы ТИС обработали 36,6 млн тонн грузов – на треть больше ближайшего конкурента и в четыре с лишним раза превысив результат 2008 года, когда 25-летний Ставницер возглавил группу.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В интервью Forbes Ставницер заявил, что покидает должность СЕО, но остается совладельцем компании. Он считает, что независимый от акционеров менеджмент придаст ускорение компании. Сам Ставницер хочет больше времени уделять инвестициям и инновационным проектам.
Forbes выбрал принципы, которые сформировали Андрея Ставницера как бизнесмена. Публикуем прямую речь предпринимателя, сокращенную и отредактированную для ясности.
- Меня растили с мыслью, что я буду работать в ТИС. Были огромные ожидания, и это было неправильно. Мои дети знают, что могут получить любую профессию, и я от них не жду, что они станут во главе семейного бизнеса.
- Многие допускают одну и ту же ошибку: берут детей в семейный бизнес, дают им огромные полномочия, огромную зарплату и потом смотрят, как дети проваливаются. Нужно сильно постараться, чтобы нанести больший вред самооценке и мировосприятию своего ребенка.
- Когда я попал в семейный бизнес, то чувствовал себя как девушка-пилот, которой нужно выкладываться на 180%, чтобы быть принятой в мужском мире. Одно дело, когда на тебя смотрят как на сына владельца бизнеса, и совсем другое, когда смотрят как на человека, который сам на что-то способен. Я очень хорошо понимаю разницу.
- Жалею, что у меня не было с отцом наставнических разговоров. Он скорее был не педагогом, а личным примером. Я имел роскошь быть рядом в одном кабинете, сидеть за одним столом и присутствовать на всех встречах, слышать, что происходит до, а что после встречи.
- Транспортный бизнес – самый длинный бизнес в мире, и в этом смысле скорее ТИС воспитывает меня, чем наоборот. Он учит меня смирению.
- Глубоко погружаюсь в операционку только тогда, когда что-то идет не так, или на начальном этапе проекта.
- Мне совершенно не важно, как человек из моей команды попадет из точки А в точку Б – главное, чтобы он туда попал.
- Как добиться первенства на рынке? Диверсификацией и принятием рисков.
- Людям, которые никогда не были предпринимателями, советую сделать один-два маленьких проектика – просто взять на себя риск и попробовать. А предпринимателям советую поработать «на дядю» – научиться маршировать и подчиняться. Не умеешь маршировать – не сможешь командовать.
- Судьба большого проекта определяется множеством маленьких сражений, а не одной-единственной битвой. Вместо одной суперсилы лучше иметь достаточно сил, чтобы вставать после каждого маленького поражения и накапливать критическую массу маленьких побед.
- Когда ты в глобальной цепочке, то можешь себе позволить вести переговоры с сильных позиций.
- Нет никакого Тиндера для инвесторов, есть химия общения. Про каждый проект я могу сказать, благодаря кому он свершился. Всегда есть один человек, который берет ответственность и из-за которого происходит сделка.
- Что важно в партнерстве? Слава Полунин советовал не иметь дела с людьми, которых не хочешь обнять. Я полностью придерживаюсь этого правила. Если мне не хочется человека обнять, я не буду с ним делать бизнес. Вторая составляющая – общие ценности.
- Тем, кто никогда не продает активы, рекомендую помнить, что все продается. Нужно быть готовым продать любой актив, если цена действительно хороша.
- Деньги – это инструмент для повышения сложности задач, которыми мы занимаемся.
- Человек, который научился делать деньги в Одессе, не пропадет нигде. Одесса – город очень требовательных индивидуалистов. Эти люди за две копейки выжмут тебе мозг.
- Что должно произойти, чтобы я пошел в политику? Я должен постареть, поглупеть и стать менее импульсивным.
- Что такое счастье? Одна из версий гласит, что слово «счастье» происходит от соучастия, составления частей. Представьте себе колесо, которое состоит из таких частей, как семья, друзья, призвание, дети, хобби, здоровье. Когда эти части находятся в балансе, колесо едет, и тогда случается соучастие. Если что-то выпадает, колесо будет все время скакать. Важно, чтобы: а) эти части были, б) находились в гармонии между собой. Тогда колесо крутится. Мне кажется, что я счастливый человек.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.