Не на такой результат рассчитывал Эмманюэль Макрон, когда объявлял внеочередные выборы в нижнюю палату Парламента. Первый тур выборов, состоявшийся 30 июня, завершился в пользу праворадикальной партии Марин Ле Пен «Национальное объединение», а партия действующего президента заняла третье место. Будет ли у праворадикалов абсолютная власть в парламенте Франции? Об этом и других перипетиях французских выборов в обзорах материалов Politico и Le Monde.
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
Получит праворадикальная партия «Национальное объединение» Марин ле Пен и Жордана Барделли желанное абсолютное большинство в Национальной ассамблее после второго тура или нет, а они все равно достигли исторических результатов. Созданная в 1972 году Жаном-Мари ле Пеном, отцом Марин ле Пен, партия еще никогда раньше не пересекала отметку 20% на парламентских выборах. В этот же раз «Национальное объединение» получило поддержку 33,1% избирателей, что почти вдвое больше, чем на предыдущих выборах в 2022-м (18,68%), пишет Le Monde.
На втором месте оказался альянс левых партий «Новый народный фронт» с 28%, сообщает министерство внутренних дел Франции. А вот либеральная центристская коалиция президента Эмманюэля Макрона набрала всего 20%, обеспечив себе третье место.
Le Monde отмечает, что у нынешней коалиции левых сил дела лучше, чем у той, что была в 2022-м, а президентский альянс показал результаты, превзошедшие ожидания и прогнозы.
Французское издание также объясняет, что в это воскресенье 577 избирательных округов во втором туре будут выбирать среди представителей партий с лучшими результатами в первом туре. Обычно в бюллетене два кандидата, а иногда может быть три или четыре в тех округах, где кандидаты отвечают дополнительным требованиям. Французское избирательное законодательство говорит, что любой кандидат, набравший более 12,5% голосов зарегистрированных избирателей округа, переходит во второй тур, уточняет Politico.
Может быть и так, что применят так называемый «республиканский фронт», когда кандидаты снимаются с выборов в своем округе и поддерживают другого, у которого больше шансов на победу над праворадикальным конкурентом. Это могут сделать как левые, так и центристы. Но станут ли они просить своих избирателей голосовать за кого угодно, лишь бы не за ультраправых? В последнее время к такой стратегии прибегали нечасто, и это будет главным вопросом следующего тура.
Об исподбзовании такой стратегии уже заявил лидер леворадикальной партии «Непокорная Франция» Жан-Люк Меланшон, попросивший левых кандидатов, занявших третьи места в своих округах и имеющих право участвовать во втором туре, сняться с выборов и поддержать того, кто сможет одолеть «Национальное объединение».
После первого тура выборов еще рано делать прогнозы, какая партия сколько мест получит в Национальной ассамблее, ведь все будет зависеть от ситуации в каждом конкретном округе.
По сравнению с предыдущими парламентскими выборами, прошедшими в 2022-м, в этом году зафиксирована существенно более высокая явка – 65% против лишь 47,5%, приводит статистику Le Monde. Politico сообщает о явке более чем в 66%.
Politico в своем материале рассматривает позиции ключевых участников этих парламентских выборов
Марин ле Пен
Почти с абсолютной точностью можно сказать, что сама Ле Пен попадет в парламент, ведь в своем округе на севере Франции она набрала более 50% голосов избирателей. Ее сестра Мари-Каролин ле Пен тоже заняла первое место в департаменте Сарта на западе страны. Интересно, что здесь раньше находился бастион правоцентристских кандидатов.
Как бы там ни завершился второй тур парламентских выборов, бывшая президентка «Национального объединения» будет, вероятно, главной кандидаткой на то, чтобы представлять свою партию на президентских выборах 2027-го.
Жордан Барделла
В другом материале Politico приводит слова 28-летнего президента «Национального объединения», указывающие на то, что его партии нужно все или ничего. «Чтобы управлять, мне нужно абсолютное большинство», – сказал Барделла Le Parisien. И его можно понять.
Во Франции президент, как правило, назначает премьером лидера главной партии или коалиции в Национальной ассамблее, если его партии не удалось выиграть парламентские выборы. В таком случае наступает так называемое сосуществование, которое случалось в текущей системе трижды. Но этот случай будет сложнее, если «Национальному объединению» не удастся получить абсолютное большинство, то есть 289 мест, в нижней палате Парламента, а именно такой результат прогнозируют ему.
Главный вызов для праворадикальной партии при отсутствии абсолютного большинства состоит в том, что ей нужно будет искать коалиционных партнеров в парламенте, которые поддерживали бы ее премьера в случае выдвижения ему вотума недоверия. А это очень непростая задача, когда против тебя выступают почти все другие политические силы.
Силу коалиции в парламенте очень хорошо демонстрирует пример Макрона и назначенных им премьеров. Премьер-министрам Макрона удавалось руководить правительством без абсолютного большинства в парламенте благодаря коалиционным договоренностям в каждом частном случае или посредством конституционных механизмов, позволяющих обойти голосование в парламенте. Именно благодаря коалиции правительствам Макрона удавалось выстоять в десятках случаев выдвижение вотума недоверия.
Если же у «Национального объединения» не будет абсолютного большинства или надежных коалиционных партнеров, шансы на отставку ее нового премьера будут очень высоки, а это может стать немалым камнем преткновения на пути к желаемому президентству праворадикального кандидата в 2027-м.
Эмманюэль Макрон
Politico называет величайшими неудачниками первого тура Макрона и его союзников. Коалиция центристских партий имеет очень малые шансы на формирование новой руководящей коалиции в парламенте. С высокой долей вероятности можно сказать, что центристы потеряют десятки своих текущих 250 мест в Национальной ассамблее, ведь первые результаты показали, что они выбыли из почти половины всех округов.
Союзники Макрона были ошеломлены решением президента созвать внеочередные выборы, а некоторые, например министр экономики Бруно ле Мер, открыто критиковали его за это. Многие кандидаты-центристы даже отказались ставить лицо Макрона на рекламных постерах и плакатах, опасаясь, что это снизит их шансы на победу.
Жан-Люк Меланшон
В этот раз левый альянс состоял из леворадикальной «Непокорной Франции», «зеленых» и социалистов под руководством ультралевого политика Жан-Люка Меланшона. Хотя результаты этого союза оказались неплохими, внутри него нарастает недовольство Меланшоном, метящим в премьеры.
Союзников очень напрягает радикализм Меланшона, и они подыскивают себе более умеренного лидера. Одним из них может стать его однопартиец Франсуа Руффин, который уже заявил, что готовится к президентским выборам 2027-го.
Политические обозреватели считают, что публичные радикальные высказывания Меланшона вроде того, когда он назвал ректора Университета Лилля Адольфом Айхманом, это способ привлекать внимание и оставаться на слуху.
Протесты
Тысячи склоняющихся к левым взглядам французов после объявления предварительных результатов в воскресенье вечером вышли на протесты против праворадикалов в центре Парижа, сообщает Politico. Это очень напоминает демонстрацию против Жана-Мари ле Пена в 2002 году, когда он прошел во второй тур президентских выборов.
Протестующих волнуют потенциальный приход к власти партии, которая выступает против ведущих западных ценностей, симпатизирует президенту РФ Владимиру Путину и собирается объявлять войну мигрантам. Впрочем, протестующие и другие оппоненты праворадикалов не теряют надежду, ведь еще есть второй тур выборов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.