В воскресенье, 9 июня, президент Франции Эмманюэль Макрон объявил о досрочном роспуске нижней палаты парламента – Национального собрания. Это явилось неожиданностью даже для его союзников. Особенно в свете того, что во Франции на выборах в Европарламент уверенно победила праворадикальная партия «Национальное объединение», обойдя президентскую. Французская газета Le Monde рассказывает о том, кто подтолкнул Макрона к этому решению и почему он уверен в своей победе менее чем через месяц после провальных выборов. Forbes пересказывает главное из материала
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Объявление президента Франции Эмманюэля Макрона из его резиденции в Елисейском дворце в воскресенье вечером захватило врасплох его чиновников, пишет Le Monde. Премьер Габриэль Атталь, министр внутренних дел Жеральд Дарманен, министр экономики Бруно ле Мер и бывший президент Национального собрания Ришар Ферранд присутствовали во время заявления, но даже не пытались его отговорить. Знали – попытки будут тщетны.
Издание назвало такой шаг Макрона скачком в неизвестное, ведь праворадикальная партия Марин ле Пен «Национальное объединение» (НО) нанесла сокрушительное и унизительное поражение президентской на выборах в Европарламент. НО французы отдали 31,5% голосов, что в два раза больше, чем у партии кандидата Макрона Валери Хайер с 14,6%.
Реакция союзников и оппонентов
Похоже, что противоположные лагеря политического спектра видят в этом решении кардинально противоположные последствия.
«Макронистам кранты. Макрон этого не переживет», – заявил президент партии «Республиканцы» (правая) Эрик Чиотти после неожиданного заявления из Елисейского дворца.
«Президент снова контролирует ситуацию… Теперь он прибегает к решительным мерам. Это конец Марин ле Пен», – сказал приверженец Макрона сенатор Франсуа Патриа, похвалив его за «выбор де Голля».
Левый политик и член Европарламента Рафаэль Глюксманн признал, что был «ошеломлен» и разгневан из-за «опасной игры» Макрона, которую тот начал с НО. Этот кандидат от Социалистической партии, занявший третье место по стране с 13,8% голосов, раскритиковал президента за то, что тот «поддался требованиям Жордана Барделлы», президента НО, неоднократно призывавшего к роспуску Национального собрания.
«Мы готовы прийти к власти, если французский народ нас изберет», – отметила после заявления Макрона бывший лидер НО Марин ле Пен.
Сам же Макрон в заявлении признал свой досадный провал и сказал, что «не может делать вид, будто ничего не произошло», имея в виду выборы в Европарламент. Свое «серьезное» и «сложное» решение он назвал «актом доверия» к «вам, дорогие земляки, и вашей способности сделать самый справедливый выбор для себя и будущих поколений».
Внеочередные выборы в нижнюю палату парламента уже совсем скоро состоятся в два тура: 30 июня и 7 июля.
Ход конем
От источника, приближенного к Елисейскому дворцу, Le Monde узнала о том, что идея относительно роспуска Национального собрания жила в голове Макрона шесть месяцев. Но серьезно о ее реализации он задумался около 20 мая во время ужина со своими «мушкетерами».
Такое прозвище дали себе близкие советники французского президента: Пьер Шарон, бывший сенатор от консервативной партии «Республиканцы», ставший другом Макрона; директор по коммуникациям Елисейского дворца Жонатан Гемас; советник дворца по историческим вопросам Бруно Роже-Пети; и вице-президент международной рекламной компании Publicis Клеман Леонардуцци.
Президент и его советники решили, что лучше всего для президентской партии будет устроить диверсию: убедить соперников в том, что по мнению Макрона результаты выборов в Европарламент не показательны для страны, а Олимпийские игры, которые пройдут в Париже с 26 июля по 11 августа, заставят забыть всех о тех евровыборах.
Эти советники президента считают, что у него нет другого выбора: он либо рискнет обеспечить себе большинство перевыборами, либо следующие три года будет умирать медленной политической смертью из-за зависимости от союзников в нижней палате, которые все ближе к бунту против президента, влияние которого ослабевает. Кроме того, они полагают, что объявление о досрочных выборах сломает планы Эдуара Филиппа, лидера одной из коалиционных партий, подозреваемого в подготовке выражения недоверия Макрону после европейских выборов.
И причин для колебания у Макрона нет, говорили его «мушкетеры», ведь пост президента защищен законами Франции, а сам он уходить в отставку не планирует.
Об идее роспуска Национального собрания говорил и бывший президент-социалист Франсуа Олланд. Она также была по вкусу и сенаторам (члены Сената, верхней палаты Парламента Франции), особенно от консервативной партии «Республиканцы», которым не грозит потеря мест в парламенте, потому что президент не может его распустить. Некоторые из «Республиканцев» уверены, что если Макрон даст Барделли попробовать себя на посту премьера, то избиратели НО разочаруются в нем и его партии и тогда следующим президентом станет мейнстримный, а не радикальный правый политик.
Но не все верят в то, что риск Макрона оправдает себя.
«Эмманюэль Макрон считает, что станет де Голлем в 1968 году. На самом же деле он будет Шираком в 1997-м и посадит НО в премьерскую резиденцию!» – сказал в панике Гаспар Ганцер, руководивший коммуникациями бывшего президента Олланда.
Если верить аналитикам, пишет Le Monde, то у праворадикалов есть хорошие шансы победить на выборах и «сожительствать» с президентом. Термин «сожительство» во французской политике означает явление, когда президент и премьер относятся к противоположным политическим лагерям.
Бернар Сананес, президент института социологических исследований Elabe, назвал это «игрой с невероятным риском». Действительно, эти выборы могут приступить к воплощению крайне неприятного для партии Макрона сценария: НО придет не только в премьерскую резиденцию этим летом, но и президентскую в 2027-м.
Команда президента готовится бороться за победу, а их цель – получить большинство в нижней палате, чтобы «мы могли уверенно служить французскому народу». Команда Макрона хочет получить большинство, которое она не смогла завоевать в 2022-м, объединив «республиканских законотворцев, которые согласны с проектом Макрона» с приверженными главе Франции кандидатами, чтобы победить НО. Источник, близкий президенту, надеется, что такой призыв заставит «Республиканцев», правоцентристов и «Ренессанс» (партию Макрона) поладить.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.