Выборы в Европарламент спровоцировали роспуск французского парламента, показали умеренный рост поддержки крайне правых сил и непопулярность коалиции Олафа Шольца в Германии. Каковы выводы для Украины?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
На прошлой неделе, с 6 по 9 июня, 185 млн европейских избирателей избирали 720 депутатов. Хотя речь идет об общеевропейском парламенте, выборы показали изменения настроений в ряде крайне важных для Украины государств – Франции, Германии, Венгрии.
Предварительные результаты выборов указывают на следующее распределение мест.
Центристские силы:
- Европейская народная партия (ЕНП): 186 мест (+10 по сравнению с выборами 2019-го);
- Социалисты и демократы (SD): 135 (-4);
- Renew: 79 (-23).
Крайне правые:
- Консерваторы и реформисты (ECR): 73 места (+2);
- Идентичность и демократия (ID): 58(+9).
Другие:
- Зеленые: 53 места (-18);
- Левые: 36 (-1);
- Независимые: 100 (+38).
Что это значит для Украины? Forbes Ukraine выделил пять выводов относительно выборов в Европарламент.
Крайне правые усилились, но не радикально
Две общеевропейские крайне правые партии ECR и ID суммарно получили 131 место из 720. Это на 13 больше, чем они имели на выборах 2019-го, но недостаточно для большинства, необходимого для принятия решений.
Центристские силы выстояли, хотя крайне правые и усилились, признала Урсула фон дер Ляен, глава Еврокомиссии и победившая на выборах лидер ЕНП.
Крайне правые имеют схожие взгляды на проблемы миграции, но расходятся во взглядах на Украину.
Например, лидер ECR и премьер Италии Джорджа Мэлони последовательно поддерживает Украину. Также поддерживает Украину и польская «ПиС», входящая в состав ECR. Но противоположных взглядов – лидер ID Марин Ле Пен.
«Количество голосов за Украину в Европарламенте радикально не уменьшилось», – говорит Леонид Литра, аналитик центра «Новая Европа». Проблемы для Украины могут быть не на уровне ЕС, а на уровне лидеров стран, блокирующих важные для Киева решения. Как это неоднократно было с премьером Венгрии Виктором Орбаном.
Крайне правые будут иметь влияние в двух сферах, считает аналитик немецкого DGAP Бенджамин Таллис:
- общий дискурс в Европе; дебаты в Европарламенте;
- влияние на национальном уровне, где после европейских выборов усилятся их голоса.
Фон дер Ляен имеет хорошие шансы остаться в Еврокомиссии
Урсула Фон дер Ляен, которая поддерживает членство Украины в ЕС и несколько раз приезжала в Киев во время полномасштабной войны, имеет хорошие шансы остаться во главе Еврокомиссии, отмечает Таллис.
Какая функция Еврокомиссии
Еврокомиссия – ключевой институт исполнительной власти ЕС, имеющий исключительное право законодательной инициативы. Выступает от имени ЕС в международных органах и ведет переговоры по международным соглашениям, в том числе о вступлении новых стран-членов. С 1 декабря 2019 года главой Еврокомиссии является Урсула Фон дер Ляен.
В 2019 году ее кандидатуру поддержали центристские ЕНП, SD и Renew. В новом парламенте эти общеевропейские партии будут суммарно иметь 400 голосов из 361 необходимого для утверждения главы Комиссии.
«Фон дер Ляен – очень сильный кандидат, поддерживаемый многими основными игроками в Европе, – признает Таллис. – Учитывая результат выборов, будет неожиданностью, если ее не выберут на второй срок».
Могут быть неожиданности, отмечает Politico. В 2019 году Фон дер Ляен могла рассчитывать на 440 голосов от ЕНП, SD и Renew. Но во время тайного голосования в Европарламенте получила лишь 383 голоса от этих партий.
Вероятно, она попытается для уверенности заручиться поддержкой «Зеленых» и правой ECR, лидером которой является Мелони, отмечает Euractiv. Премьер Италии говорит, что пока рано рассуждать о втором сроке нынешнего главы.
Фон дер Ляен уже задекларировала цели своей второй каденции. «Во время первого мандата я показала, чего может добиться сильная Европа. Моя цель – продолжать идти по этому пути с теми, кто выступает за Европу, за Украину, за верховенство закона», – заявила она.
Франция идет на выборы, а Макрон – на риск
Партия Эмманюэля Макрона Renaissance набрала всего 14,7% на европейских выборах во Франции. Победу с 31,5% одержала крайне правая National Rally, которую возглавляет извечная конкурент Макрона – пророссийская Марин Ле Пен. Из-за поражения Макрон объявил о роспуске парламента Франции. Новые выборы пройдут в два тура: 30 июня и 7 июля.
Макрон идет на риск, говорит Таллис, и задает перед французскими избирателями вопрос: вы использовали европейские выборы как протест, но действительно ли хотите отдать парламентское большинство ультраправой партии?
Такое решение президента Франции может дать два результата:
- усилит мандат на следующие два с половиной года президентского срока, если его партия покажет лучший результат на внутренних выборах;
- сделает его «хромой уткой», если победу одержит партия Ле Пен.
«Шансы – 50 на 50», – оценивает Таллис.
Иное возможное объяснение – Макрон хочет дать оппозиции получить места в правительстве, отмечает Литра. И попытаться показать ее неспособность решать проблемы.
«Макрон остается президентом, главным в стране по конституции Франции. Часть оппозиции – в правительстве. Он мог бы указывать: вы же хотели в правительство – покажите, как надо», – объясняет Литра.
Макрон последние полгода занимает ястребиную позицию в поддержке Киева: продвигает идею отправки западных войск в Украину, решил предоставить самолеты Mirage-2000.
Сугубо с формальной точки зрения, потенциальный новый парламент и правительство не помешают ему продолжать такую политику, единодушно оценивают Литра и Таллис. Франция – это президентская республика, где президент имеет исполнительные полномочия по вопросам внешней и политики безопасности.
Однако поддержка Украины может быть усложнена, если ультраправые получат большинство, считает Таллис.
Во-первых, они могут влиять на бюджетные вопросы, в том числе выделение денег для Украины. Во-вторых, может возникнуть вопрос, будет ли Макрон в случае второго поражения подряд чувствовать, что имеет политический мандат.
«У Макрона останутся технические полномочия по Конституции помогать Украине. Но будет ли он политически уполномочен на это – ответ должны дать французские избиратели», – объясняет Таллис.
Негативом для Украины может стать потенциальное выбытие некоторых министров, добавляет Литра. Как проукраинского министра обороны Себастьяна Лекорню. Но кардинальных перемен в позиции Парижа аналитик не ожидает. «Может не быть новых обязательств относительно помощи Украине. Но Франции будет сложно отказаться от того, что уже согласовано», – добавляет он.
У Шольца – кризис доверия
В Германии победу с 30% голосов избирателей одержал входящий в состав «ЕНП» центристский блок «ХДС». Его лидер Фридрих Мерц критикует действующее правительство Олафа Шольца за неуверенную политику в отношении Украины и прямо говорит, что Киев должен победить, напоминает Таллис.
Второе место с 15,9% заняла крайне правая «Альтернатива для Германии» (АдН), известная антиукраинской риторикой. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) канцлера Шольца – лишь третья из 13,9%.
Шольц пока не пошел по пути Макрона и не объявлял досрочных парламентских выборов. По расписанию они должны состояться в октябре 2025-го.
Прежде, чем идти на выборы, СДПГ должна провести изменения в руководстве, считает Литра. Популярнее лидера партии Шольца сейчас министр обороны Борис Писториус.
Результаты в Германии указывают на другую тревожную тенденцию для Украины. Три партии, фактически выступающие против помощи Украине, суммарно набрали почти 25%, указывает аналитик. Это крайне правая «АдН» и левые Linke и BSW.
Усиление «АдН» может побуждать больше дискуссий в Германии о правильном курсе по Украине, не исключает Таллис.
Орбан получил «черного лебедя»
Партия «Фидес» премьера Венгрии Виктора Орбана набрала 44%. Чуть ли не впервые за последние годы у него появился конкурент. Правая партия «ТИСА» адвоката Петера Мадяра, с февраля возглавившего антиправительственные протесты, получила 30%.
Мадяр является «черным лебедем» для Орбана, сообщает Дмитрий Тужанский, директор Института Центральноевропейской стратегии. Деятель активно проявился на политической сцене четыре месяца назад и смог консолидировать протестующих. «Для украинцев можно провести условную параллель с Владимиром Зеленским, когда он в новогоднюю ночь объявил об участии в выборах», – объясняет аналитик.
Чисто по процентному показателю результат для «Фидес» – плохой и является поражением, говорит Тужанский. Но по количеству голосов партия Орбана превзошла свой результат на евровыборах 2019 года.
Причина парадокса – высокая явка избирателей в 59%. Мадьяру, вероятно, удалось перетащить к себе избирателей других оппозиционных партий и мобилизовать электорат на участки, добавляет аналитик.
Но ставить крест на Орбане не стоит. «Не надо думать, что Орбан слаб, поэтому не сможет блокировать что-либо для Украины», – предостерегает Тужанский. – Из-за слабости на общеевропейской политической сцене его агрессивные настроения могут только усилиться».
Ключом к Орбану могут стать премьер Италии Джорджа Мэлони и входящие в общеевропейскую ECR польская партия «ПиС», заключает аналитик. Зимой Орбан пытался присоединить свою «Фидес» к ECR, чтобы иметь больше влияния на уровне ЕС.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.