Илон Маск разрушил доверие к Twitter. Но его еще можно вернуть – колонка WP /Коллаж Анна Наконечная
Категория
Мир
Дата

Илон Маск разрушил доверие к Twitter. Но его еще можно вернуть – колонка WP

Коллаж Анна Наконечная

Соцсети не могут иметь правил на все случаи жизни. Но и без справедливых процедур модерации контента, которые действуют для всех пользователей без исключения, ни одна социальная платформа не может считаться этичной и ответственной, пишет Washington Post в редакционной колонке. Forbes выбрал главное. 

Илону Маску понадобилось меньше двух месяцев, чтобы сделать с Twitter именно то, в чем он постоянно обвинял другие социальные сети: превратить его в городскую площадь в центре которой стоит диктатор и принимает решения, исходя из личных капризов и политических обид.

Пока писалась эта колонка, Маск еще оставался у руля Twitter. Но в ходе опроса, который он сам провел, большинство пользователей высказались за то, чтобы он ушел с поста гендиректора. Даже если Маск решит это сделать, Twitter останется его собственностью. Главная задача компании останется прежней: возродить Twitter как площадку для общения и как бизнес. А для этого – установить равные правила для всех, обеспечивать их соблюдение и информировать сообщество о том, как это делается. Иными словами, делать ровно противоположное тому, что делает Маск.

Если чему и можно научиться в эпоху Маска в Twitter, так это тому, что «абсолютная свобода слова», о которой он заявлял, не может быть руководящим принципом соцсетей. Те, кто ими управляет, неизбежно обнаружат что-то, чего они не захотят видеть на своих сайтах. Например, угрозы физической расправой, рядом с которыми бренды не желают видеть свою рекламу, а политики – свои посты. Есть справедливые и действенные способы решить эту проблему. А есть то, что делает Маск.

Миллиардер несколько недель беспорядочно принимал и отменял правила, а на прошлой неделе заблокировал аккаунты нескольких американских журналистов. Он заявил, что те разместили «по сути, координаты для убийства» самого Маска и его семьи, что на самом деле не так. Маска разозлило то, что один из пользователей публиковал в Twitter данные о местонахождении его частного самолета. Поэтому миллиардер придумал правило, оправдывающее блокировку этого аккаунта. А затем использовал это правило для блокировки аккаунтов репортеров, критиковавших его шаг. В итоге Маск разблокировал многих жунралистов.

Затем Маск заблокировал тех, кто неоднократно призывал пользователей уйти в конкурирующие соцсети: в списке нарушений внезапно оказалась «бесплатная реклама».

Twitter — это одновременно и частная компания, и площадка для обмена мнениями. Любой владелец соцсети имеет право управлять ею по своему усмотрения. Но он несет этическую ответственность за соблюдение баланса между защитой свободы слова и безопасностью. В исполнении Маска эта ответственность стала посмешищем. Он заботился о свободе слова, но только собственного слова. И о безопасности, но только своей.

Действия Маска – не только этический провал, но и деловая катастрофа. Рекламодатели ушли из Twitter. Журналисты – одни из самых влиятельных пользователей - спрашивают себя, а не стоит ли им тоже уйти. Ведь они не могут честно рассказать об одном из самых богатых людей мира без риска попасть в бан.

Как вернуть доверие к Twitter

От владельца любой соцсети едва ли можно ожидать, что он установит идеальные и нерушимые правила, регулирующие поведение пользователей. Одни захотят больше свободы слова, другие – меньше. Пользователи могут не соглашаться с установленными ограничениями. Ни одно пользовательское соглашение о правилах предоставления услуг не сможет охватить все возможные ситуации в бесконечно разнообразной сфере человеческого общения. Решение Twitter запретить Дональду Трампу пользоваться Twitter в эпоху до Маска было исключением из сложившейся практики, позволявшей мировым лидерам нарушать правила чуть больше, чем обычным пользователям.

Но важно, чтобы соцсети старались разрабатывать и применять свои правила справедливо. Иногда они будут ошибаться, поскольку управляют миллионами или миллиардами пользовательских аккаунтов, а пользователи публикуют миллионы или миллиарды сообщений. Важно, чтобы владельцы соцсетей хотели, чтобы все было в целом правильно – в соответствии с общественными обязательствами, которые они на себя взяли.

Начинать нужно с такого простого обязательства как соблюдение прозрачности. Например, общение платформ с государственными органами и кампаниями должно проходить по установленным каналам, а ответы на запросы отвечали установленным стандартам.

Едва ли можно винить соцсети за то, что у них не было железных правил на случай, когда президент США подстрекает к вооруженному восстанию. Это был первый и, хотелось бы надеяться, последний случай. Но их можно упрекнуть в отсутствии процедур по разрешению ситуаций, которые сложно учесть в правилах. Должно быть четко прописано, какие отделы должны подключаться к решению подобных проблем и чем они должны руководствоваться – прецедентами в рассмотрении схожих случаев или ценностями компании.

Модерация контента давно вышла за рамки задач с двумя вариантами ответа: «удалить или оставить». Она включает в себя такие инструменты, как теги, которые разъясняют контекст сообщений, подсказки, побуждающие пользователей изменить свои посты, и алгоритмы, которые ограничивают распространение сообщений. Платформы должны объяснять, когда они применяют такие инструменты, в каких масштабах, для каких типов контента и, что самое важное, с какой целью. А это означает, что соцсети должны делать две вещи. Во-первых, анализировать влияние своих решений по модерации контента. Во-вторых, быть в состоянии увязать это влияние со своей миссией.

Без строгих правил, признающих свободу самовыражения в Интернете, и четких процедур применения эти правил, платформы не смогут поступать справедливо. И наоборот, без них ничто не сможет сдержать соцсеть, которая не желает поступать по справедливости.

Материалы по теме

 

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд