Блокировка украинских аккаунтов в Facebook, Twitter, TikTok – проблема с первых дней российского вторжения. Надежного официального решения не существует, но за более чем девять месяцев войны появились обходные пути
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
«Facebook сейчас очень непрозрачен относительно модерации, и даже сотрудники Meta не могут получить статус запроса на разблокировку страницы», – рассказывает операционная директор IT-медиа DOU Владислава Зацаринная. Рекламный кабинет их фейсбук-страницы заблокировали 14 декабря.
DOU в бане не в первый раз. Причина всегда одна – публикации об айтишниках в ВСУ и волонтерские сборы. Самый быстрый и самый большой – 30 млн грн в сутки на комплекс PD-2 – закрыли в августе. В ноябре издание собрало 16 млн грн на 80 дронов для «Азова». «С весны наша страница под риском удаления. Уже был красный статус», – говорит Зацаринная.
«Украинская правда» (УП) – третье по читаемости онлайн-медиа в Украине – получила красный статус от Facebook уже в пятый раз. Это означает отключение монетизации контента и ограничение органического охвата – аналог так называемого теневого бана для частных страниц. Средний охват УП – 500 000–800 000 пользователей в день. «В бане – не больше 100 000», – говорит исполнительный директор УП Андрей Боборыкин.
Санкции бывают и более жесткими. Англоязычную страницу Kyiv Not Kiev з 32 000 подписчиков – полностью удалили из Facebook после поста с фотографиями из Бучи. Чаще всего в бан можно попасть за видео с передовой и новостные сообщения со словами-триггерами типа «батальон «Азов», говорится в исследовании Media Development Foundation.
Однако украинцы за 10 месяцев полномасштабного вторжения создали собственные «алгоритмы» борьбы с блокировкой.
Как модерируют Meta, Twitter, TikTok
Каждый десятый запрос касается проблем с сервисами Meta, говорит консультант по цифровым технологиям сервиса Nadiyno Виталий Мороз. Это онлайн-платформа, которая помогает правильно общаться с соцсетью и обжаловать блокировку. «Сложно работать с запросами по техгигантам, потому что они очень закрыты», – добавляет Мороз.
Получить подробные ответы о модерации в компании Марка Цукерберга действительно сложно. Всего у Meta 15 000 рецензентов контента, отписала на запрос Forbes пресс-служба компании. «Украинский контент, нуждающийся в языковой и культурной экспертизе, проверяют украинские модераторы», – говорится в ответе. От интервью с глазу на глаз с ответственным за модерацию представителем Meta компания отказалась.
На двух топовых площадках Meta – Instagram и Facebook – суммарно более 31,5 млн украинских пользователей, свидетельствует августовское исследование GlobalLogic. Как компания модерирует их публикации?
После 24 февраля соцсеть создала Центр специальных операций (Special Operations Center). В Meta его называют еще одной линией защиты от дезинформации, позволяющей быстрее удалять контент, нарушающий стандарты и правила сообщества. Других деталей нет.
«Мы работаем с более чем 90 партнерами по проверке фактов на более чем 60 языках, чтобы просматривать и оценивать точность содержимого», – говорится в ответе для Forbes. В компании утверждают, что увеличили финансирование для украинских партнеров по фактчеку, не уточняя их количество и сумму. Сотрудничество с модераторами, работающими из Москвы, отрицают.
В других соцсетях не лучше – запущенное Минцифрой англоязычное издание UNITED24 Media получило от Twitter клеймо state affiliated media. Его автоматически присваивают государственным СМИ стран, имеющих проблемы со свободой слова. «Мы не попадаем в ленту, нас игнорируют алгоритмы и существуем только потому, что делаем вирусный контент и нас шерят», – говорит генеральный продюсер UNITED24 Media Валентин Панюта.
Соцсети пытаются защитить пользователей, приходящих на платформу за эмоциями и развлечениями, считает он. «Но у Twitter это выглядит как политическое преследование, потому что эта соцсеть существует как раз для обсуждения таких тем», – считает Панюта.
В середине декабря команда UNITED24 Media первой заметила, что у Twitter пропала возможность верифицироваться по украинскому номеру. Этот твит увидели 5 млн пользователей, и функцию вернули уже на следующий день.
Работа алгоритмов Twitter, которым с недавних пор владеет Илон Маск, не раскрывается. Две недели назад новый владелец площадки отменил любую блокировку аккаунтов. Но 15 декабря оказалось, что Twitter заблокировал аккаунты авторов Washington Post, New York Times, Mashable и других мировых СМИ, которые писали о Маске. Представитель компании объяснил этот бан новым правилом модерации.
Среди пятерки самых популярных соцсетей наиболее драконовская модерация у китайской TikTok, говорит Алексей Тараненко, отвечающий за соцсети UNITED24 Media. Здесь медиа регулярно ловит баны. «Это развлекательная соцсеть, они не очень любят политический контент», – говорит Тараненко. Что с этим можно сделать?
Украинский нетворк в соцсетях
Традиционный способ выйти из бана – подать официальную заявку и самостоятельно общаться с модераторами. Изобретение военного времени – обращаться за помощью к украинской «диаспоре» в Meta напрямую. Сотрудники делают внутренние обращения, которые могут быть рассмотрены быстрее, чем просто запрос от пользователя.
Заблокированная «Украинская правда» попыталась получить помощь официально – через специальный отдел news partnerships в Meta. Но тщетно. «После того как я написал всем контактам, которые у меня есть в Meta, страницу без каких-либо объяснений вернули на прежний уровень», – рассказал Боборыкин. Вместо красного УП получила более мягкий – желтый статус с частичным ограничением монетизации.
Украинский разработчик, работающий в Meta, помог вернуть после удаления страницу Kyiv Not Kiev, рассказывает куратор проекта Татьяна Гайдук. Он тоже направил внутренний запрос. Пообщаться с Forbes он отказался даже на правах анонимности.
Но в последнее время и этот метод дает сбой – Meta уволила более 11 000 сотрудников – около 13% штата. «Сами работники не могут получить от модераторов никакого ответа», – говорит Зацаринная, которая тоже опробовала возможности «украинского лобби в Meta».
В конце июля Минцифра попыталось решить проблему так называемой Twitter-дипломатией. В письме к президенту по глобальной политике Meta Нику Клеггу министерство просило улучшить процессы модерации украинского контента и поделиться списком правил, которыми руководствуются в компании. Особых результатов это не дало – блокировки продолжаются до сих пор.
Сейчас Минцифра и Meta ищут новое решение проблемы. «Это будет более интенсивное сотрудничество относительно ограничения контента», – без деталей рассказывает Мороз из Nadiyno. К дискуссии привлекут представителей гражданского общества, говорит он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.