«Я могу нести любую чушь». Как антисемитизм стоил Канье Уэсту контракта с Adidas и места в рейтинге Forbes /Getty Images
Категория
Мир
Дата

«Я могу нести любую чушь». Как антисемитизм стоил Канье Уэсту контракта с Adidas и места в рейтинге Forbes

Getty Images

Антисемитские выпады в соцсетях, на концертных выступлениях и в прессе обошлись популярному рэперу в $1,5 млрд. Все крупные фирмы, которые он рекламировал, и главный партнер – немецкая Adidas, разорвали с ним отношения.

Forbes запустил YouTube-проект «Країна героїв». Смотрите новый эпизод о ХЕРСОНЕ после оккупации

Еще несколько дней назад Канье Уэст дразнил Adidas заявлениями, что компании не хватит духу отказаться от его услуг после шквала антисемитских высказываний в социальных сетях, на концертах и в СМИ. «Я могу нести любую антисемитскую чушь, и Adidas меня не уволит», – говорил рэпер, который в конце сентября официально поменял имя на «Йе». Уэст ошибался: репутация оказалась для Adidas важнее.

Музыкант работал с Adidas с 2013-го. Линейка супердорогих кроссовок Yeezy, которые он создал совместно с компанией, стала невероятно популярной. Это, по мнению Уэста, делало его неприкасаемым. На продажи спортивной обуви Yeezy приходится 4–8% выручки Adidas, подсчитали аналитики инвестиционного банка Cowen. Для Йе сделка с немецкой компанией по производству спортивной одежды была еще важнее: она принесла ему $1,5 млрд.

Jamel Toppin

Канье Уэст работал с Adidas с 2013-го. Линейка супердорогих кроссовок Yeezy, которые он создал совместно с компанией, стала невероятно популярной Фото Jamel Toppin

Своими антисемитскими выпадами Йе подставил Adidas под удар. Ее основателей и до этого обвиняли в связях с нацистами, а когда антисемитизм Йе начали обсуждать известные голливудские продюсеры, общественное давление на Adidas усилилось. Высказывания рэпера подняли волну гнева: от компании требовали разорвать отношения с Йе. Несколько недель Adidas хранила молчание, и только 6 октября заявила, что «анализирует» свое партнерство с Йе.

Фото баннера, появившегося над автострадой в Лос-Анджелесе с надписью «Канье прав насчет евреев», стало для Adidas последней каплей. Баннер вывесила группа белых супремасистов. На фото видно, как они, стоя на автомобильном мосту, отдают нацистское приветствие водителям внизу. По всей видимости, своей надписью расисты намекали на твит Йе о том, что он сейчас включит «смертельный режим третьего уровня» против евреев. Из-за этого поста Twitter заблокировал его аккаунт. За другие антисемитские высказывания его заблокировал Instagram, а тысячи пользователей социальных сетей начали требовать, чтобы Adidas немедленно разорвала контракт с Йе.

Минус полтора миллиарда

25 октября Adidas сдалась: она объявила, что прекращает сотрудничество с рэпером. Компания останавливает производство продуктов под брендом Yeezy и перестанет делать выплаты Йе и его компаниям. Этот шаг обойдется Adidas дорого, но для Йе потери будут еще ощутимее. Своими высказываниям Уэст намеренно уничтожил большую часть своего состояния: человек, чье фото Forbes публиковал на своей обложке, больше не миллиардер. Йе не ответил на просьбу Forbes о комментарии. 

Getty Images

Высказывания Уэста подняли волну гнева: от Adidas требовали немедленно разорвать отношения с Йе Фото Getty Images

Forbes оценил стоимость сделки с Adidas в $1,5 млрд, исходя из совокупной годовой выручки, которую получал Уэст. Опросив отраслевых экспертов, Forbes выяснил, что выплаты, которые Йе получал от Adidas, напоминали авторские отчисления за музыкальные альбомы и фильмы. По словам экспертов, Йе мог продать Adidas авторские права на бренд точно так же, как Боб Дилан, Брюс Спрингстин и десятки других музыкантов продают права на свои хиты.

Без контракта Adidas состояние Йе Forbes оценивает в $400 млн. В него входит недвижимость, деньги, каталог музыкальных произведений и 5% в компании Skims, занимающейся пошивом одежды для бывшей жены рэпера Ким Кардашьян (источник, близкий к Skims, сообщил Forbes, что Йе не имеет отношения к бренду с 2019 года).

Война с Forbes

С исключением Йе из списка миллиардеров завершается многолетний спор между рэпером и Forbes. Канье Уэст всегда считал, что его состояние недооценено. Впервые попав в рейтинг миллиардеров в 2020-м с состоянием $1 млрд, Йе был недоволен. «У меня не миллиард, – написал он нам тогда. – У меня $3,3 млрд, в Forbes никто считать не умеет».

История повторялась каждый год: Йе продолжал жаловаться на низкие оценки. В этом году Йе прислал документы, в которых утверждал, что только его партнерство с Adidas стоит $4,3 млрд. Когда рэпер узнал, что Forbes оценил его состояние в $2 млрд, его недовольство Forbes попало в таблоиды.

Потеря Adidas стала камнем на могиле рекламных контрактов Уэста с другими компаниями. Gap прекратила сотрудничество с Yeezy в сентябре. В середине октября JPMorgan перестал обслуживать счета Уэста. Французский дом моды Balenciaga разорвал с ним контракт 21 октября, всего через несколько недель после того, как рэпер прошел по подиуму на Неделе моды в Париже.

На этой неделе продюсерская компания MRC заявила, что не будет выпускать в эфир готовый документальный фильм о Йе. А креативное агентство CAA, с которым у Йе был контракт, отказалось с ним работать.

CAA сотрудничало с Уэстом с 2013 года и совместно с ним создавало бренд Yeezy. За десятилетие, прошедшее с тех пор, Йе успел поссориться с Тейлор Свифт, звукозаписывающей компанией Universal Music Group, Ким Кардашьян и ее бывшим бойфрендом Питом Дэвидсоном.

Едва ли антисемитский скандал чему-нибудь научил Йе. На прошлой неделе он опубликовал свое первое сообщение в Parler – праворадикальной соцсети, которую он согласился купить за неназванную сумму, когда ему закрыли доступ в Twitter и Instagram. Йе процитировал Библию: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?».

Материалы по теме
Новый выпуск Forbes Ukraine

Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине