Турция пережила самое мощное за последние 80 лет землетрясение. Стране, особенно юго-восточной ее части, нанесен ущерб по меньшей мере на $1 млрд. Как это может расшатать Турцию и повлияет ли землетрясение на Украину
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Утром 6 февраля на юго-востоке Турции произошло мощнейшее с 1939 года землетрясение магнитудой 7,8 балла. Эпицентр стихии пришелся на провинцию Кахраманмараш, однако подземные толчки ощущали в 10 регионах страны и соседней Сирии. 7794 человека погибли, из них 5894 в Турции и 1900 в Сирии, проинформировало агентство Reuters утром 8 февраля.
«Последствия землетрясения еще подсчитывают, но от этого катаклизма пострадали 10 провинций Турции, где проживает 14–15 млн человек», – говорит Евгения Габер, старший аналитик Центра исследований современной Турции. Никто из официальных лиц страны еще не озвучил хотя бы примерный размер финансовых потерь. С большой вероятностью (78%) размер ущерба превысит $1 млрд. Такую оценку обнародовала Геологическая служба США в понедельник, 6 февраля.
Разрушение инфраструктуры Турции
Значительные разрушения получили города юго-восточной части Турции: разрушены почти 6000 зданий. Особенно пострадала транспортная инфраструктура. Речь идет прежде всего о порте Искендерун, на контейнерном терминале которого 6 февраля произошел масштабный пожар, продолжавшийся почти два дня. Порт все еще остается закрытым для любых перегрузочных операций. Крупнейшие мировые судоходные компании Maersk и Hapag-Lloyd перенаправили свои контейнеровозы в другие турецкие порта.
6 февраля СМИ публиковали информацию о возможном повреждении нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Позже оказалось, что магистраль уцелела и продолжает функционировать, подтвердили в компании BP. Однако компания Botaş International Anonim Şirketi, управляющая нефтепроводом, приостановила перекачку нефти из нефтепровода на танкеры. Обычно на терминале в Джейхане перегружалось около 650 000 баррелей нефти в день.
Движение железнодорожного транспорта почти не останавливалось, за исключением некоторых участков. Более сложной оказалась ситуация в авиации. В преддверии землетрясения, в воскресенье, 5 февраля, из-за ожидаемых снегопадов в западной и центральной части Турции авиакомпания Turkish Airlines отменила около 170 рейсов. Это, с одной стороны, помогло избежать большего количества жертв, но создало определенную напряженность среди пассажиров. Среди аэропортов юго-восточной Турции пострадал только один. На аэродроме Хатай, годовой пассажиропоток которого около 1 млн пассажиров, треснула пополам взлетная полоса.
Глобальное влияние землетрясения
Уже 6 февраля начали расти мировые цены на нефть. Землетрясение в Турции и приостановка отгрузки нефти в порту Искендерун фигурируют среди ключевых причин. Во вторник, 7 февраля, рост ускорился с нескольких десятков центов до нескольких долларов: фьючерсы на нефть марки Brent выросли на $2,70, до $83,69 за баррель, а фьючерсы на WTI выросли на $3,03, до $77,14 за баррель .
На самом деле подорожание нефти произошло из-за совпадения сразу нескольких факторов, утверждает Bloomberg. «Цены на нефть подскочили больше всего с начала ноября, поскольку инвесторы стали более уверенными в прогнозах спроса в Китае», – пишет издание. Также саудовская компания Saudi Aramco сообщила о запланированном на март повышении цен на поставки нефти в страны Азии. В Норвегии произошел технический сбой на крупном месторождении Йохан Свердруп, который привел к уменьшению добычи.
Турция также играет важную роль в «зерновом коридоре», через который экспортируют агропродукцию из Украины в страны Ближнего Востока и Африку. «Информация об изменениях в работе коридора из-за землетрясения в Турции не поступала, – говорит эксперт Морской палаты Украины Иван Никакий. – Ни Администрация морских портов Украины, ни Совместный координационный центр не делали никаких заявлений на этот счет». Сейчас зерновой коридор не работает из-за плохой погоды в Босфоре, уточняет он. Пролив закрыт с воскресенья. «Ожидается, что в четверг погода улучшится и коридор возобновит работу», – говорит Иван Ниякий.
Землетрясение и выборы для Эрдогана
Последствия землетрясения могут изменить баланс политических сил в Турции и усилить противников действующей власти, говорит аналитик Центра исследований современной Турции Евгения Габер. Страна до сих пор приходит в себя после финансовых потерь 2021-го, когда турецкая лира, по данным Турецкого института статистики, обвалилась на 44%, а инфляция достигла 36%. Землетрясение с потенциально миллиардными убытками не будет способствовать восстановлению экономики Турции.
Стихийное бедствие актуализировало еще один болезненный вопрос для страны – нарушение строительных норм. «Эта тема очень чувствительна для Турции, – говорит Габер. – Уже сейчас со стороны оппозиционных политиков раздаются обвинения в том, что масштабы разрушений могли бы быть меньше, а части жертв можно было бы избежать, если бы не халатность властей в сфере строительства».
В 1999 году Турция пережила землетрясение магнитудой 7,6 балла с эпицентром в городе Измит. После этого в стране началось введение европейских норм строительства с учетом сейсмической активности. «Поскольку Эрдоган расширил свою власть и европейская мечта Турции угасла, интерес правительства к соблюдению европейских норм безопасности снизился», – пишет в своей колонке в The Washington Post Асли Айдинтасбас, приглашенная сотрудница Брукингского института в Вашингтоне.
Одним из политических последствий землетрясения 2023 года стало введение чрезвычайного положения сроком на три месяца в 10 пострадавших провинциях начиная с 7 февраля. Этот правовой режим закончится в начале мая, в канун президентских и парламентских выборов, которые должны пройти 14 мая. Эрдоган уверяет, что новый правовой режим не повлияет на проведение выборов. Но его оппоненты утверждают, что чрезвычайное положение может помешать. «Опасения действительно есть, однако пока не до конца поняты все юридические аспекты чрезвычайного положения в пострадавших от землетрясения провинциях», – говорит Евгения Габер.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.