Премьер-министр Нарендра Моди хочет сделать Индию развитой страной, которая составила бы конкуренцию Китаю. Bloomberg рассмотрел текущее положение дел в стране и собрал мнения аналитиков, чтобы оценить шансы Индии на успех. Forbes выбрал главное из материала.
Экономическая трансформация Индии набирает обороты.
Мировые производители планируют выйти за пределы Китая, и премьер-министр Индии Нарендра Моди хочет воспользоваться этой возможностью. Правительство выделяет почти 20% бюджета этого фискального года на капитальные инвестиции – это самая большая цифра за последние десять лет.
Американо-китайское соперничество идет на пользу Индии, ведь компании ищут возможность расшириться за пределы Китая. Так, три ключевых тайваньских поставщика Apple заручились льготами от правительства Моди для увеличения производства и экспорта смартфонов. С апреля по декабрь поставки айфонов в страну выросли более чем вдвое и превысили $2,5 млрд.
Поскольку традиционные производственные хабы замедляют деятельность, например, в Китае и Германии, возникает необходимость найти другую страну для активизации мировой экономики. Morgan Stanley прогнозирует, что в этом десятилетии на Индию придется пятая часть мирового расширения, что позволит ей достичь более $400 млрд роста объема производства.
Планы увеличить производственную мощность страны не новы для политики Моди. Еще с 2014-го он проводит кампанию «Работай в Индии!», пытаясь повторить успех Китая, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня, которым удалось присоединиться к списку самых богатых экономик мира благодаря производству желаемых в мире товаров.
Увеличить промышленность до 25% ВВП, что являлось ключевой задачей программы, премьеру пока не удалось. Ближайший к желаемому результат в 17,4% достигнут в 2020-м – это на 1,9% больше, чем было в 2000-м. Для сравнения: доля промышленного сектора Вьетнама по отношению к ВВП за этот же период выросла более чем вдвое.
Но как отметил президент «Большой двадцатки», у Индии есть возможность все изменить. Страна ищет разных союзников, даже если эти союзники не ладят между собой.
Так, несмотря на недовольство Вашингтона, Индия увеличила закупку российской нефти в 33 раза. Также Индия не опасается испортить отношения с Китаем : более десяти китайских поставщиков Apple, желающего перенести китайское производство в Индию, получили предварительное разрешение от Нью-Дели на расширение операций.
«Индия позиционирует себя как мост между западом и востоком, севером и югом и использует для продвижения этого нарратива свое президентство в «Большой двадцатке», – говорит бывший американский посол в Индии Кеннет Джастер. – Многие компании видят, что Индия – большая страна со значительным международным влиянием, молодым населением и немалыми территориями, поэтому она стоит внимания».
Во время речи по случаю 75-летия независимости Индии Моди призвал нацию не останавливаться, пока они не достигнут «мирового доминирования».
«Мы должны сделать Индию развитой страной в течение следующих 25 лет», – сказал премьер Моди.
Bloomberg Economics ожидает, что доход на душу населения в Индии потягается даже с показателями некоторых развитых стран. В начале следующего десятилетия ВВП страны может вырасти до 8,5% благодаря снижению корпоративных налогов, льгот для промышленников и приватизации государственных активов. Центр экономических и бизнес-исследований прогнозирует, что к 2035-му экономика Индии достигнет $10 трлн.
Свернуть бюрократию
Чтобы достичь своих целей, Моди придется побороть наследие, оставшееся после ранних годов независимости.
С 1947 года, года независимости, и до 1970-х большинство предприятий страны были национализированы и закрыты от мира. Бюрократическая система, называемая «правлением разрешений», диктовала все – от моделей машин, которые можно производить, до видов хлеба, которые можно продавать в магазинах.
В 1991-м кризис платежного баланса заставил страну измениться. Под давлением МВФ и в результате снижения валютных резервов тогдашний министр финансов Манмохан Сингх поддержал девальвацию рупий и открытие страны для международных инвестиций.
К концу десятилетия страна увидела поразительные изменения: ВВП почти удвоился, международные бренды зашли в страну, а в 2000-х рост достиг почти 8% в течение нескольких лет.
Когда Моди пришел к власти в 2014-м, многие избиратели увидели в нем проводника к развитию либерализации в стране.
Новый премьер пообещал избавиться от остатков бюрократической культуры, в которую входили и взятки за доступ к государственным услугам. Как бывший главный министр промышленного штата Гуджарат он представил себя как руководитель-промышленник, который обеспечит Индии промышленное развитие вроде китайского.
В копилку достижений Моди следует отнести значительные успехи, особенно в вопросе инфраструктуры. С 2014-го национальная сеть автомагистралей выросла более чем на 50%, количество внутренних авиапассажиров увеличилось почти вдвое, а широкая биометрическая система позволила нескольким сотням миллионов человек впервые открыть счета в банках.
В прошлом году доходы от налогов выросли на 34% по сравнению с прошлым годом.
По словам гендиректора Serum Institute of India, одного из крупнейших производителей вакцин в мире, Адара Пунавалла, упорядочение экономики Индии сделало систему более прозрачной. С единственной экономической зоной для сбора налогов этот процесс стал более эффективным. Правительство получает в два-три раза больше налогов, чем предыдущий режим.
Неравенство тормозит прогресс
По оценке World Population Review, в конце прошлого года население Индии составило 1,417 млрд, что почти на 5 миллионов больше населения Китая. Половина населения Индии младше 30, в то время как китайское – быстро стареет.
Чтобы воспользоваться демографическим преимуществом, Индии нужно сократить пропасть между богатыми и бедными. Нигде в мире категория супербогачей не растет так быстро, как в Индии. С 1995-го пропасть между самым богатым 1% населения и беднейшими 50% выросла более чем в три раза.
В стране появляется наибольшее количество супербогачей, чем в любой другой стране, кроме США и Китая. В то же время только 9% женского населения страны задействованы на рынке труда или ищут работу, а для мужского населения этот показатель составляет 67%. Анализ Bloomberg Economics показывает, что преодоление этой пропасти будет способствовать росту ВВП Индии более чем на 30% к 2050 году.
Мечта о промышленном доминировании
Хотя доля Индии в мировой торговле составляет менее 2%, экспорт товаров в прошлом фискальном году достиг рекордных $400 млрд.
Чтобы составить конкуренцию Китаю, индийское правительство выделяет более $24 млрд льгот более десятка индустрий в течение следующих нескольких лет.
Часть этих денег уже получили Wistron и Samsung Electronics, производящие гарнитуры к телефонам, производитель полупроводников Hon Hai Precision Industry и производитель солнечных панелей Reliance Industries.
В течение следующих нескольких месяцев эта льготная программа включает производителей электролизеров и другого оборудования для производства зеленого водорода. Следующим шагом станет содействие производителям, не входящим в когорту крупнейших в мире.
Небольшие промышленники и экспортеры говорят, что работников на местных заводах могло быть больше, если бы не строгие законы о труде. Моди пытается упорядочить эти законы, но власти в штатах выступают против изменений.
Некоторые молодые индийцы, которые хотели бы стать «белыми воротничками», готовы не работать вообще, чем идти на завод или фабрику. Около половины трудоспособного населения до 30-ти даже не ищут работу.
Кроме того, существует неиспользованный потенциал крестьян, составляющих большую часть индийского населения. Уменьшение количества работы в сельских регионах заставляет людей перебираться в города, но претендовать на хорошие рабочие места они не могут, потому что не имеют необходимых навыков.
Построить будущее Индии
Несмотря на все эти препятствия, бизнес-элита Индии настроена оптимистично. Предприниматели с нетерпением ждут возможности использовать готовность инвесторов к рискам, более высокие затраты потребителей и благоприятные условия для цифровых стартапов.
«Вскоре мы станем страной с третьей крупнейшей экономикой в мире, – уверена Фальгуни Наяр, самая богатая женщина Индии, самостоятельно заработавшая свое состояние на онлайн-магазине косметики Nykaa. – Если раньше у нас было очень мало покупателей из сельской местности, то сейчас их количество настигает городских покупателей».
Известность Моди остается на высоте, а его поддержке могут позавидовать мировые лидеры. По данным опросов, более 70% населения Индии поддерживается премьер-министра.
«Мы настроены оптимистично, – говорит Пунавалли, гендиректор Serum Institute of India. – Несмотря на нарушение цепочек поставок, цены на нефть, инфляцию и войну, у Индии дела обстоят хорошо».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.