Радость от поставок новых систем НАТО для Украины оборвала серия прохладных заявлений из Берлина и Вашингтона. Шольц призывает не прибегать к «гонке вооружений», а Байден говорит «нет» поставкам истребителей F-16 из США. Почему крупнейшие союзники Украины продолжают придерживаться тактики сдержанного расширения помощи и кто заставляет их «ускоряться»
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Начало года стало прорывным по поставкам новых систем Украине. Запад переступил сразу через несколько табу. Сначала передача комплексов ПВО Patriot и SAMP/T, способных перехватывать практически все воздушные цели, которыми Россия может стрелять по Украине. Затем – тяжелые БМП Bradley, Marder и CV90, считающиеся наступательным оружием. И, наконец, первые танки НАТО, без которых невозможна масштабная атака.
Но все время главные союзники продолжают смотреть в сторону друг друга, пытаясь переложить лидерство.
Германия открыто говорит, что в вопросах поставки нового оружия ориентируется только на США. Даже после того, как Франция и Великобритания согласились передать Украине свои танки, Берлин продолжал смотреть в сторону Вашингтона.
США не скрывают, что не хотят быть абсолютным лидером этих усилий, и говорят, что Европа должна быть главным союзником Украины. Последнее обещание поставить в Украину танки Abrams оказалось условным. Пентагон не будет изымать готовые танки из своих военных запасов. Он сделает новый заказ, который, скорее всего, будет выполнен только в конце 2023 года или в начале следующего.
Объявление о передаче Abrams, вероятно, было сделано для того, чтобы Германия шла в ногу с США и не стала страной, принимающей ответственное решение наедине.
Параллельно США и Германия пытаются остановить толчок от меньших союзников, говорящих о готовности отдать свои F-16. Джо Байден заявил, что не одобряет поставки Украине американских истребителей. А Олаф Шольц призвал союзников остановиться в расширении помощи Украине.
«Я могу только посоветовать не вступать в постоянную конкуренцию, чтобы превзойти друг друга, когда речь идет о системах вооружений», – заявил канцлер Германии.
Тяжеловесы США и Германия
США и Германия не случайно оказались в одной лодке – они являются основными производителями оружия НАТО. Если Франция и Великобритания производят истребители, танки и ракеты преимущественно для своих вооруженных сил, то немецкая и американская техника эксплуатируется десятками разных стран. И является основой войск НАТО.
Правило военных контрактов (сертификат окончательного пользователя оружия) запрещает передавать его другим сторонам без согласования со страной-производителем.
Так что поставки новых систем требуют разрешения от США или Германии. В то же время и та, и другая страна не желают оставаться в одиночестве при принятии таких решений.
Есть другие производители оружия, такие как Япония и Южная Корея, но они ориентированы на рынок вне НАТО. Пока что страны демократической Азии не спешат поддерживать Украину военными поставками, в частности, из-за ближайших проблем с безопасностью – вокруг Тайваня и агрессивного поведения Северной Кореи.
Почему правительства США и Германии столь осторожны
Администрацию Байдена критикуют оппоненты из Республиканской партии, праворадикальное крыло которых убеждает, что участие США в «чужой войне» лишь подвергает страну опасности.
К тому же США, вероятнее всего, не прекращают диалог с Россией и Китаем, пытаясь балансировать между поддержкой Украины и чрезмерной конфронтацией с режимами Путина и Си Цзиньпина.
Западные СМИ говорят о договоренностях между Америкой и Китаем по поводу поставки авиации Украине. Россия также имеет богатый опыт того, как договариваться с США, даже если ее войска находятся по другую сторону баррикад.
В сирийской войне военные корпуса Америки воевали на стороне курдов, а регулярные войска РФ – на стороне Башара Асада. Однако страны могли договариваться, чтобы не пересекаться на поле боя.
В Германии же остается едва ли не самое мощное пророссийское политическое лобби. Да и само общество там неоднородно. По последнему опросу, треть немцев считает, что ФРГ дает Украине слишком много оружия. И только 21% опрошенных сказали, что Украине нужно поставлять больше оружия.
Поэтому и Белый дом, и правительство Германии будут стараться избегать каких-либо кардинальных шагов, постоянно оглядываясь на оппонентов, социологические опросы и предстоящие выборы.
Проактивная коалиция поддержки Украины
Но кроме внутреннего влияния на США и Германию, есть, безусловно, и внешнее влияние. Большинство союзников за время войны существенно изменило свое отношение и свое поведение.
Среди союзников Украины сформировалось проактивное ядро – те, кто демонстрирует наиболее активную поддержку. Эстония передала Украине всю свою артиллерию. Чехия – все свои танки. Норвегия отдала все свои САУ М109, а Дания – САУ Caesar.
Если в первые месяцы войны Польша не решалась передать Украине МиГ-29 без участия США, то сейчас уже сама пытается давить на больших союзников, чтобы ускорить поставки.
The Washington Post, ссылаясь на высокопоставленного анонимного чиновника в Польше, отмечает, что именно коллективное спланированное давление стало ключевым фактором решения о передаче Украине танков Leopard.
«Украинцы очень хотели страну, которая открыто говорила, что посылает танки, чтобы открыть путь другим, и просили Польшу быть первой, – сказал польский чиновник. – Мы были уверены, что Германия рано или поздно подчинится».
Пока Германия продолжала тянуть с вопросом танков, Польша даже объявила, что готова отправить часть своих немецких танков в Украину без разрешения ФРГ.
Неизвестно, действительно ли польские политики были готовы пойти на нарушение военных контрактов, но это сработало.
Серия громких заявлений и сообщений от лидеров разных стран оказала публичное давление на правительство Германии.
Расследование The Washington Post указывает, что США тоже пытались убедить Германию разрешить поставку танков Leopard, но при этом не хотели поставлять свои танки. Поэтому вопрос танков якобы так и не был решен во время встречи «Рамштайн-8».
Когда этот план не сработал, США заявили, что присоединяются к танковому соглашению. Этого оказалось достаточно для Берлина.
«Группа поддержки» Украины быстро поняла: прием коллективного давления работает. И начала применять его по отношению к американским F-16. Теперь под прессингом оказался Вашингтон.
В ядро этой коалиции можно включить такие страны, как Польша, Великобритания и страны Балтии. Менее публично в нее входят Чехия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Дания, Испания и другие. Эти страны не всегда активны медийно, но обычно первыми откликаются на поставки новых систем вооружения.
Преимущество коалиции – в количестве, ее невозможно игнорировать. Потому она может противопоставить свой голос даже таким крупным игрокам, как Америка и Германия.
К примеру, Швеция уже планирует поставить больше своих тяжелых БМП CV90, чем Германия своих Marder. Дания и Норвегия начали поставлять американские САУ М109 задолго до Соединенных Штатов, сразу же после Великобритании.
В «танковой коалиции», по словам Зеленского, уже 12 стран. Но она может быть еще шире.
В отличие от США и Германии, эти страны обычно прямо говорят, что Украина должна победить и нельзя затянуть войну на годы. Но для этого нужно увеличить темпы поставок оружия.
Неожиданное преобразование Франции
Долгие месяцы позиция Франции в поддержке Украины была близка к немецкой – заявления Шольца и Макрона звучали в одном ключе. Они синхронно звонили по телефону Путину и часами уговаривали его пойти на политический мир.
Но Макрон больше не придерживается этой позиции. В начале 2023 года позиция президента Франции резко изменилась, иногда опережая даже Великобританию в своей решительности.
Франция первой заявила о готовности передать танки. Пусть и колесные, однако на тот момент США и Германия еще колебались по поводу тяжелых БМП. Париж также увеличивает поставки артиллерии и инициировал совместную с Италией передачу батареи ПВО SAMP/T.
Теперь же Франция говорит о готовности поставить истребительную авиацию НАТО, если Украина обяжется не использовать эту авиацию для ударов по территории РФ.
Франция имеет около 100 своих истребителей Rafale, разработанных французской компанией Dassault Aviation. Это может открыть путь для других европейских многоцелевых истребителей. В частности, Eurofighter Typhoon и SAAB JAS 39, которых на вооружении стран ЕС около 600 единиц.
Итак, Франция сейчас скорее входит в проактивную коалицию, чем в консервативные США и Германию.
США все еще величайший союзник и останется им
При всей осторожности Соединенные Штаты оказывают самую масштабную помощь Украине. В частности, по артиллерийским снарядам, без которых невозможно выиграть войну. Более половины всех снарядов для украинской артиллерии в 2022 году поставлена за американские средства США. В этом году процент может быть еще больше.
Также США планируют дать немало БМП Bradley – 50–100 единиц в месяц. Это существенно усиливает атакующие возможности ВСУ.
Ожидается, что Белый дом в следующем пакете помощи сделает шаг в сторону поставок дальнобойных систем. По данным Reuters, в новый пакет на $1,75 млрд войдут ракеты GLSDB дальностью до 150 км – почти вдвое больше снарядов GMLRS, которые сейчас используют украинские военные. Однако их боевая мощность в разы меньше, чем у ракет ATACMS.
Без дальнобойных систем масштабное контрнаступление ВСУ на Юге очень проблематично. Сначала нужно уничтожить основные логистические маршруты и истощить боевые запасы россиян.
Правда, в случае GLSDB речь идет не о готовых снарядах, а о производстве новых, что, возможно, продлится несколько месяцев.
Как изменения в поддержке Запада влияют на войну
Запад ускоряется в своей поддержке. Постепенно качество и количество оружия в ВСУ преобладают возможности русской армии. По всей вероятности, ближе к концу 2023 года, но этот процесс вряд ли удастся остановить.
Россия будет планировать достичь наибольшего успеха к этому моменту, то есть в первой половине года, максимум – к осени. Цель – закрепиться, стать в оборону и навязать изнурительную позиционную борьбу по всей линии фронта.
Ускорение помощи союзников заставляет ускоряться и россиян. Они активизируются на тех направлениях, где много месяцев не было активных столкновений.
Возможно, что этой весной Россия и ВСУ приступят к активным наступательным действиям. После многомесячной зимней окопной войны ситуация снова станет динамичной.
В этот раз Россия гораздо лучше подготовилась к обороне, чем осенью. Но у Украины будет более современная и мощная наступательная техника НАТО.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.