Пропагандистский канал RT заблокирован в США и Европе, его аккаунтов больше нет на YouTube. Но кремлевский рупор продолжает сеять сомнения в умах людей и распространять конспирологические теории по всему миру. Forbes выбрал главное из расследования Bloomberg.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Британский репортер Сара Ферт смотрит новости RT в одном из истерзанных войной пригородов Киева. Новостной блок вызывает приступ головокружения: «полный военный разгром Украины», «откровения британского добровольца, которого обманули в Украине», «лицемерие министров стран G7 по отношению к России», «возрождение нацизма в Украине». Ферт поражена тем, как глубоко телеканал окунулся в альтернативную реальность. «Мне до сих пор трудно понять, как это случилось», – говорит она. В 2009-м она, как и другие молодые британцы, австралийцы и другие иностранцы, пришла на RT корреспондентом. К моменту вторжения России в Украину телеканал превратился в важный инструмент кремлевской пропаганды.
Прямая аудитория RT всегда была скромной. Но теории заговора, которые продвигали его ведущие, в том числе конспирологические версии терактов 11 сентября и утверждения о нацистах в украинском правительстве, были энергетиком для ультраправых и ультралевых в Европе и Северной Америке. В 2015-м Майк Флинн, отставной американский генерал, позже назначенный советником Трампа по национальной безопасности, прилетел в Москву на гала-ужин по случаю 10-летия RT. Его усадили на почетное место рядом с Путиным. Прямо напротив сидела кандидат в президенты от партии «зеленых» Джилл Стайн, которая делила стол с пресс-секретарем Путина.
Евросоюз запретил RT вскоре после вторжения России в Украину за «дезинформацию, манипулирование и искажение фактов». Его примеру последовала Великобритания, а американские дистрибьюторы расторгли контракты. YouTube приостановил работу аккаунтов RT. Но телеканал жив-здоров и продолжает искажать картину того, что на самом деле происходит в Украине.
Детище Кремля
Первоначально называвшийся Russia Today, канал RT создан в 2005-м советником Путина Михаилом Лесиным и руководителем пресс-службы Кремля Алексеем Громовым. За пять лет до этого, когда Путин стал президентом, Лесин, занимавший в то время пост министра печати, управлял процессом консолидации российских телеканалов в руках государства. Следующей его задачей стало привлечение международной аудитории.
На пост руководителя RT Лесин и Громов выбрали лояльную Кремлю молодую журналистку Маргариту Симоньян. Вскоре команда разместила объявление о поиске кандидатов на работу на «новом англоязычном канале». Австралиец Арон Янг, один из первых кандидатов, вспоминает, что он и другие спрашивали, кто финансирует телеканал. Им иногда отвечали, что группа бизнесменов создала его «по налоговым соображениям». Но большинство не хотело знать: RT предлагала работу и увлекательное приключение – переезд в Москву.
Через несколько недель Янг с коллегами уже сидели в самолете. Их привезли в импровизированную студию государственного агентства «РИА Новости». Там царил полный хаос: Янг вспоминает поломанные стулья и постоянно сбоящее программное обеспечение для видеомонтажа. Дебют канала в 2005-м сорвался, техническую неготовность к запуску свалили на кибератаку.
На первых порах RT часто освещал события довольно незатейливо. Но в вопросах, касающихся политики, все должны были придерживаться линии Москвы. В 2007-м правительство Эстонии разгневало Кремль, переместив памятник советскому солдату. В передаче, посвященной этому инциденту, Серж Картрайт сказал, что Советский Союз оккупировал Эстонию. Российский старший редактор сделал Картрайту строгий выговор: Эстонию не оккупировали, сказал редактор, а «присоединили».
Маски сброшены
Геополитическая напряженность росла, а поворотным моментом стала война России с Грузией в 2008-м. Россия одержала военную победу, но Путин расценил конфликт как PR-провал. На Russia Today начались кардинальные перемены. От полного названия отказались в пользу аббревиатуры, увеличили финансирование. А главное – изменили философию: политика Кремля должна выглядеть хорошо не потому, что Россия все делает правильно, а потому что на ее фоне остальной мир выглядит намного хуже.
В сентябре 2011-го Путин дал понять, что собирается вернуться на пост президента России. RT, особенно его вашингтонский отдел, начал выпускать все более фантастические истории. В передаче под названием Truthseeker утверждалось, что сообщения о применении химического оружия Башаром Асадом инспирировала BBC. Движение «Оккупируй Уолл-стрит» вовсю использовалось как возможность подчеркнуть экономическое неравенство. Серия интервью The World Tomorrow, которую вел Джулиан Ассанж, началась с того, что первым гостем стал лидер «Хезболлы» Хасан Насралла. «Подача материала стала просто безумной, – говорит Ферт. – Маски были сброшены».
Какую аудиторию на самом деле охватывает RT, было непонятно. В Великобритании в 2011-м канал заявил о 2,4 млн зрителей, хотя проверить эту информацию было невозможно. Сегодня на сайте RT говорится, что телеканал «доступен» примерно 700 млн человек в более чем 100 странах мира. После вторжения в Украину эта цифра не менялась. Спонсоры канала, похоже, верили, что RT меняет ситуацию в их пользу. В 2013-м канал переехал в новый просторный офис, а к 2015-му ее бюджет составил чуть менее 14 млрд рублей (по тогдашнему курсу $220 млн).
Подход RT к новостям полностью оформился после того, как над Украиной был сбит самолет рейса MH17. RT предлагал одно за другим бесконечное количество объяснений: «украинцы хотели сбить президентский самолет Путина, а попали в малайзийский Boeing», «MH17 сбили украинские военные самолеты», рассказы «авиадиспетчера Карлоса» и т. п.
К тому времени Ферт работала в лондонском бюро RT. Она с тревогой наблюдала за освещением событий вокруг MH17. В тот день, когда был сбит авиалайнер, у Ферт были билеты на театральную постановку «1984» Джорджа Оруэлла. Это показалось ей сигналом свыше: на следующее утро она объявила об увольнении через Twitter. «Я с огромным уважением отношусь ко многим членам команды, но я за правду», – написала она. RT ответил: «Очевидно, мы по-разному понимаем, что такое «правда».
За два месяца до президентских выборов 2016 года RT America объявила о своем самом большом достижении: интервью Ларри Кинга с Трампом. «Мы сделали это!», – написала в Twitter Симоньян. Появление Трампа возвестило для телеканала приход новой эры: значительная часть политического мира США сошлись с RT в том, что надо рассматривать любые институты и само понятие правды как подозрительные.
В течение следующих нескольких лет у RT появилась масса поводов преподносить события так, будто в мире западной политики царит лицемерие. Отличный пример – протесты «желтых жилетов» во Франции. Телеканал раздувал гнев против истеблишмента, не передавая никакой реальной политической повестки. RT France выпустила о демонстрациях 1034 репортажа, которые просмотрели 30 млн раз – на 25% больше, чем 629 видеороликов, подготовленных пятью крупнейшими онлайн-изданиями страны.
Демонстрации Black Lives Matter в 2020 году и накал страстей в преддверии президентских выборов в США дали еще больше топлива для разжигания противоречий. RT сосредоточился на освещении самых буйных протестов, создавая впечатление всеобщего хаоса. Канал и его филиалы в социальных сетях с удовольствием продвигали истории о жестокости полиции по отношению к темнокожим. Затем RT плавно перешел к ретрансляции утверждений Трампа о том, что выборы в США сфальсифицированы.
Поддержка войны против Украины
Когда Россия начала сосредотачивать войска на границах с Украиной, RT работал по накатанной схеме. Телеканал не просто поддерживал утверждения, что война маловероятна, но и высмеивал тех, кто предупреждал о войне, называя их выступления «истериками». Когда события 24 февраля подтвердили правоту США и их союзников, RT мгновенно переключился на трансляцию версии Кремля. В эфире зазвучали слова о «специальной военной операции» по защите этнических русских, «украинских нацистах» и освобождении от них украинского народа.
После запретов на трансляцию и блокировок YouTube контент RT теперь труднодоступен американцам и европейцам. В странах победнее другая ситуация: там канал остается в свободном доступе и широко рекламируется в социальных сетях. Мало кто из лидеров развивающихся стран поддерживает Путина, но из-за исторических связей с Россией и скептического отношения к Западу не готовы присоединиться к санкциям против Москвы.
В свою очередь, RT удвоил усилия по привлечению аудитории развивающихся стран по всему миру. С 2007-го канал вещает на арабском языке и расширяет охват франкоязычной аудитории в Африке. Он также планирует открыть новый англоязычный центр в Йоханнесбурге. Континент становится все более важным приоритетом внешней политики России; в конце июля министр иностранных дел Сергей Лавров посетил Египет, Эфиопию, Уганду и Республику Конго и провел дружеские встречи с их лидерами.
Латиноамериканская «спецоперация»
Самого большого успеха RT добился в Латинской Америке, где многие скептически относятся к США. Испанская страница RT в Facebook насчитывает около 17 млн подписчиков – вдвое больше, чем англоязычная. Особенно много почитателей RT в Аргентине, Мексике и Венесуэле. Аккаунт RT en Español в Twitter был одним из самых популярных в испаноязычных обсуждениях в первые недели войны.
Кремль продвигает в регионе три категории контента. Первая – сенсации вроде стихийных бедствий для привлечения зрителей. Вторая – истории, показывающие США в негативном свете. Третья – неудачи стабильных правительств, например, столкновения между коренным населением и полицией в Чили. «Цель – подчеркнуть, что демократия не работает», – говорит колумбийский исследователь Владимир Рувинский. Социальные сети – приоритет номер один для RT: в Латинской Америке почти 60% населения считают Facebook главным источником новостей.
В последнее время RT и другие кремлевские медиа используют новую стратегию. Они распространяют свой контент через десятки платформ, не имеющих очевидных связей с Кремлем. Например, Redfish, дочерняя компания берлинской Ruptly, выпускает документальные фильмы с названиями вроде «Внутренний враг: неонацисты и немецкое государство». В Twitter и Facebook появляются сообщения, маскирующиеся под репортажи CNN и BBC, с ложью об Украине.
Влияние RT в развитых странах с сильными медиа, возможно, преувеличивали. В начале 2020-го только 0,6% населения Великобритании просматривали контент RT, сообщает директор Reuters Institute Расмус Кляйс Нильсен. Для сравнения: для Guardian и BBC этот показатель – 44%. Но на развивающихся рынках, где меньше скептицизма в отношении России и больше доверия к новостям из социальных сетей, у RT, возможно, больше влияния.
Модель RT и стратегия России предполагают, что не надо кого-то в чем-то убеждать. Достаточно посеять сомнения и в том, что действительно происходит в Украине, и в легитимности лидеров стран, пытающихся наказать за это Россию. Сеять сомнения – это и есть специализация RT.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.