Военный мятеж руководителя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина длился менее суток, однако он существенно повлияет как на позиции РФ на международной арене, так и настроения внутри страны.
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
Президент РФ Владимир Путин долгие годы выстраивал абсолютно лояльную систему власти, уничтожая любых конкурентов. До последнего он был глубоко убежден, что война на истощение дает ему существенное преимущество. Ведь меняющиеся западные демократии гораздо более зависимы от настроений общества, политической конкуренции и экономической ситуации, чем укоренившаяся российская автократия. Где власть ассоциируется только с одним человеком.
И союзники, и оппоненты РФ, несмотря на разное отношение к самой фигуре Путина, все еще считали, что его власть крепка и так или иначе с ним придется иметь дело. Однако «заезд» военной колонны ЧВК «Вагнер» изменил это представление.
Запад уже готовится к тому, что Россия внезапно может прекратить существование. Страны БРИКС и ОДКБ – главные союзнические платформы РФ – пока никак не комментируют события в РФ. Но очевидно, что союзники России вряд ли теперь будут рассматривать ее как стабильного лидера региона и долгосрочного партнера.
Настоящие последствия демарша Пригожина на Москву еще впереди, но уже сейчас становится понятно, что власть Путина как никогда слаба, а абсолютно лояльная политическая система оказалась не готова встретиться с реальным вызовом.
Причины конфликта
Настоящая цель Пригожина и других предводителей ЧВК «Вагнер» во время незавершенного похода на Москву все еще не до конца понятна. Большинство обозревателей и аналитиков рассматривают события исключительно в фокусе интересов и рассуждений непосредственно Пригожина, хотя следует понимать, что структура вагнеровцев значительно сложнее.
В то же время Пригожин безусловно является главной медийной фигурой «Вагнер», он не единоличный лидер и вряд ли имеет такую власть, чтобы приказывать идти на Москву наемникам без их желания.
Боевым лидером вагнеровцев является бывший офицер спецназа ГРУ ультраправый националист Дмитрий Уткин с позывным Вагнер. Собственно, его позывной и стал названием группы наемников. Также у группы наемников есть так называемый «совет полевых командиров», состоящий из наиболее опытных наемников, но о них вообще известно очень мало.
В империи «Вагнер» Пригожин отвечает скорее за финансовую и медийную стороны, чем за непосредственное управление бойцами, ведь сам он не имеет богатого военного опыта.
Причины восстания вагнеровцев можно рассматривать в двух плоскостях: конфликт Пригожина и министра обороны РФ Сергея Шойгу, скорее напоминающий политическую конкуренцию, и уже имеющий идейную подоплеку конфликт Уткина с Рамзаном Кадыровым.
После длительного кровавого сражения за Бахмут Сергей Шойгу, очевидно, смог победить Пригожина в борьбе за ресурсы и доверие Путина.
Приблизительно в январе «Вагнер» перестал получать заключенных для пополнения своих потерь, а министерство обороны создало свои подразделения для заключенных «Шторм».
Пригожину пришлось шантажом выводить свою группировку из Бахмута, где битва зашла для него в тупик и угрожала полным уничтожением его армии. Он несколько раз грозил вывести свои подразделения, прежде чем их действительно заменили формирования регулярных войск РФ.
Также лидер вагнеровцев пытался переложить всю ответственность за свои военные неудачи на минобороны и Генштаб РФ. Обвиняя последний в «снарядном голоде», принятии неправильных действий и активно критикуя Шойгу.
Недавно министерство обороны РФ, очевидно, решило устранить своего конкурента, создав приказ об обязательном заключении контракта с ведомством всех частных и добровольческих военных формирований, воюющих на стороне РФ. После чего вагнеровцы могли потерять финансовые ресурсы и попасть в зону прямого влияния министерства, что должно было привести к политической нейтрализации Пригожина.
Параллельно с этим развивался другой конфликт – между поддерживающими действия президента РФ в планировании и реализации так называемой СВО и теми, кто начинал его активно критиковать.
Основная критика Путина доносилась со стороны вагнеровцев и так называемого «клуба разъяренных патриотов», возглавляемого военным преступником Игорем Гиркиным. Хотя между самими Пригожиным и Горкиным отношения непростые, но они оба позволяли себе в адрес Путина довольно жесткие высказывания.
Критика вагнеровцев докатилась и до пропутинских кадыровцев, после чего между ними началась заочная перепалка. В этот момент в публичное поле вышел даже сам Уткин, являвшийся участником обеих чеченских войн, со многими кадыровцами в Первой Чеченской войне был по разные стороны баррикад.
Конфликт в итоге так ничем и не закончился, но он наглядно показал раскол в военных формированиях РФ:
- первые поддерживают минобороны РФ и Путина;
- вторые критикуют Путина и Шойгу и требуют усилить военное участие (провести всеобщую мобилизацию, использовать тактическое ядерное оружие).
Этот раскол зеркально отражается и в российском обществе. Хотя точных количественных измерений российские экзит-полы, конечно, не публикуют.
Низкое сопротивление восстанию вагнеровцев показывает, что тех, кто не поддерживает Путина в силовых и военных структурах, уже стало достаточно много.
Зачем Пригожин пошел на Москву
По версии самого Пригожина, поход на столицу планировался для того, чтобы помешать уничтожению группы «Вагнер». В июле ЧВК должно было отдать все свое тяжелое вооружение минобороны РФ и либо заключить контракты с ним, либо быть расформированным.
Но поход на Москву, очевидно, это крайний шаг и, скорее всего, все остальные аргумент Пригожин использовал.
Для него и его окружения ликвидация «Вагнера» будет означать потерю любой власти и высокие риски физического уничтожения. Они ведь уже успели собрать большой список врагов в РФ.
Вероятно, Пригожин хотел бы получить «тихую гавань» для расположения своих баз и сохранения основного заработка в странах Африки, где боевые действия менее интенсивны, а вознаграждение достаточно высоко, чтобы содержать небольшую частную армию.
Действительно ли планировал Пригожин захватывать власть именно сейчас – сказать сложно. Скорее нет, чем да.
Во-первых, 5000 солдат, которые якобы шли на Москву, вряд ли хватило бы для установления полноценного контроля за столицей России. Даже в случае блокирования основных государственных зданий, очевидно, после этого были бы переговоры. По крайней мере если бы восстание не поддержало высшее армейское руководство РФ или большие массы населения.
Но существует высокая вероятность того, что Пригожин не исчезнет с радаров и продолжит формировать вокруг себя ядро мятежников для более мощного и организованного переворота.
Решение остановить наступление на Москву выглядит весьма неоднозначным и не получило поддержки даже у некоторых сторонников Пригожина. По данным российских изданий, боевой главарь вагнеровцев Уткин якобы отрицательно воспринял решение о развороте колонны. Это может привести к тому, что не зависимо от договоренностей Пригожин будет вынужден снова выступить против Путина. Ведь если ты возглавляешь многотысячную орду наемников с оружием, то не можешь просто дать им приказ, с которым они совершенно не согласны, их настроения приходится учитывать.
Что будет дальше с «Вагнером»
Версии будущих событий совершенно разные, от повторения попытки переворота через некоторое время до того, что группа «Вагнер» так или иначе будет уничтожена, или даже она может попытаться уйти из Беларуси на Киев.
Вряд ли Пригожин выводил вагнеровцев из Бахмута и объявлял бойкот минобороны, чтобы бросить свой основной ресурс – вооруженных наемников – в тяжелые бои и понести большие потери. Скорее всего, он надеется переждать это время и сохранить свои силы, чтобы в удобный момент выхватить часть власти, ресурсов или территорий РФ.
Известный военный аналитик Майкл Кофман считает, что часть вагнеровцев переедет в Беларусь и продолжит свою деятельность в Африке, а часть предположительно останется в РФ и подпишет контракт с российским минобороны.
Теоретически это может достаточно сильно ослабить «Вагнер», чтобы они больше не несли военной угрозы.
Другой военный аналитик Роб Ли также считает, что после потери поддержки со стороны российского правительства и потери способности вербовать новых наемников в РФ это уже не будет та же организация. Вряд ли большинство рядовых вагнеровцев согласятся на изгнание в Беларуси.
Вероятно, большая часть из них решит остаться и либо вступить в армию РФ, либо отказаться от дальнейшего участия в войне.
Несмотря на то, что нам не известны все условия договоренностей Пригожина и Путина, сложно представить такой вариант, при котором Пригожин действительно сохранил бы всю свою власть, ресурсы и статус.
Единственным условием для этого может быть замена Шойгу на лояльного к вагнеровцам Сергея Суровикина, Михаила Мизинцева или губернатора Тульской области Алексея Дюмина. Каждый из них рассматривается как варианты вместо Шойгу и Герасимова. Но так или иначе Пригожину придется уйти. По крайней мере публично. Иначе конфликт с Путиным неизбежно повторится.
Битва за кремлевский трон
Слабый и нерешительный Путин – это не тот президент, которым его представляли россияне все эти два с половиной десятилетия. Даже среди его поклонников непременно будут те, кто не простит уступок вагнеровцам.
Больше всего Путин теряет на международной арене. Ведь его позиции всегда строились на том, что он безусловный лидер РФ, с которым следует считаться. Вероятно, теперь Китай, Иран или Индия будут рассматривать долгосрочную перспективу сотрудничества с РФ совсем иначе. Для них появляется вполне реальная возможность того, что Россия в любой момент может развалиться на куски.
Потенциально это может вынудить Индию отказаться от российского оружия и перейти из антинатовского союза в пронатовский. Китай может пересмотреть концепцию укрепления власти в Тихом океане на расширение влияния на Дальнем Востоке.
Страны ОДКБ, очевидно еще, больше удалятся от этого союза. Часть из них перейдет под влияние Китая, Турции или даже прозападное влияние.
Путин остается в окружении людей, которые не смогли обеспечить его безопасность. Впервые с начала полномасштабного вторжения продолжительная война ему больше не выгодна. Ведь чем дольше она длится, тем больше шансов на повторный мятеж и, возможно, даже успешный.
Даже в изгнании Пригожин будет опасным для Кремля. Ведь постепенно критиков Путина станет все больше. Возможно, именно в этот момент окружение Путина, видя его нерешительность, станет задумываться о своем преемнике, который бы обеспечил их власть и существование после устранения нынешнего главы РФ.
Сейчас Кремль пытается информационно нейтрализовать «Вагнера». Путин уже заявил, что группа полностью финансировалась из бюджета РФ и только за последний год на нее потратили 86 млрд руб.
Очевидно, в информационном пространстве РФ Пригожин попадет под тотальный запрет. Но как долго эта ситуация будет продолжаться в этом неопределенном статусе, сказать невозможно.
Если Путин не сделает решительный шаг для уничтожения «Вагнера» или замены военного руководства, недовольство им продолжит расти.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.