Международные организации и расследователи неоднократно сообщали о влиянии российской ЧВК «Вагнер» в Африке и ее вкладе в распространение российской пропаганды. После марша на Москву Евгения Пригожина аналитики задались вопросом, выведут ли вагнеровцев с континента? В вопросе разбирался The Economist. Forbes выбрал ключевые тезисы.
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
Чтобы понять дальнейшую судьбу ЧВК «Вагнер» в Африке, следует разобраться с работой организации в регионе. Не существует единой корпорации «Вагнер», но есть сеть фирм, связанных с российским правительством и сотрудничающих с иностранными правительствами по контрактам.
Благодаря такой схеме Россия, как и колониальные кампании имперских стран XIX века, может вмешиваться в дела других государств и не отвечать за это, как если бы она ввела в них регулярные войска. The Economist отмечает: в африканских странах «Вагнер» использует бизнес-модель, которая может содержать три ключевых элемента, их применение зависит от каждой отдельной страны: военные операции, экономические и политические.
Лучше всего они заметны в Центральноафриканской Республике (ЦАР), бывшей французской колонии, в которую «Вагнер» зашел в 2018-м. Свежее исследование работы организации в стране провело американское объединение журналистов-расследователей Sentry, которое приняло во внимание десятки интервью, правительственные документы и другие источники.
The Economist приводит выводы данного исследования, а также сделанные другими международными организациями.
Военные операции
«Вагнер» известен миру прежде всего как организация военных наемников, поэтому начнем с военных операций. Официальных данных о количестве бойцов ЧВК «Вагнер» в Африке нет, но аналитики предполагают, что их около 5000. Большинство из них – в Мали и ЦАР. Это относительно немного, но, по словам бывших вагнеровцев, тамошние бойцы искусны и опытны.
Организация помогает готовить местную «параллельную армию»: в Мали они обучили примерно 5000 солдат. По данным Sentry, вагнеровцы учат их техникам пыток, а также импортируют оружие, дроны и самолеты, несмотря на эмбарго ООН на продажу оружия в регионе.
«Вагнер» использует параллельную армию как часть «кампании террора», отмечает Sentry. Расследователи обвиняют российских наемников в кровопролитиях, пытках и изнасилованиях в рамках стратегии «зачистки» сел. Sentry цитирует солдата ЦАР, находившегося под командованием ЧВК «Вагнер»: «Мы убиваем только крестьян, закапываем их или выбрасываем в кусты».
Эти выводы перекликаются с другими расследованиями, в частности организации Human Rights Watch.
Поражают выводы исследования, вышедшего в журнале Conflict and Health за апрель. Согласно ему, в прошлом году 5,6% населения ЦАР умерло – этот показатель более чем в четыре раза выше, чем в 2010-м (данные ООН), и вдвое превышает смертность в любой другой стране. «Присутствие «Вагнера» по крайней мере внесло свой вклад в увеличение проблем с выживанием в стране», – дипломатично написали исследователи.
Экономическая деятельность
Экономический фактор держится на взаимной выгоде: организация обеспечивает защиту, а страна предлагает определенную монетарную выгоду. «Вагнер» – это не иерархический бизнес, а скорее свободный конгломерат с сетью дочерних компаний.
Прозрачностью они не отличаются, поэтому их доходы или доходность трудно определить точно. Но с уверенностью можно сказать: Африка – важный источник заработка «Вагнера». В феврале, например, ЕС наложил санкции на связанную с ЧВК фирму за ее роль в торговле золотом в Судане.
Природные ресурсы Африки особенно интересны вагнеровцам. По данным Sentry, российские наемники убивали крестьян и грабили деревни вблизи золотых и алмазных шахт. Оборудование для добычи доставляется из России через Камерун компанией, зарегистрированной в Мадагаскаре.
Sentry насчитала 15 полетов на самолетах, связанных с «Вагнером», в Судан, хаб незаконной торговли золотом. В ЦАР российская организация при содействии правительства расширяет контроль над малыми шахтами.
Политическое влияние
Политическое влияние – это третий компонент модели. Sentry пишет, что ЧВК «Вагнер» руководила успешной президентской кампанией Фостена-Аршанжа Туадеры – в 2020 году политик стал президентом ЦАР. Россияне помогли ему договориться с другими политическими силами в стране.
В других африканских странах компании группы «Вагнер» организовывали пропагандистские и дезинформационные кампании, а также собирали подставных наблюдателей за выборами.
Польза от присутствия «Вагнера» в Африке для России
- Добытое из африканских шахт золото, контролируемое «Вагнером», уходит в Россию. Это помогает стране выстоять перед западными санкциями.
- Распространение антизападной пропаганды в африканских странах, где действуют вагнеровцы.
- Неофициальный канал влияния на африканских политиков, который может стать официальным. Посол ЦАР в России уже сказал, что они рассматривают возможность разместить у себя российскую военную базу.
Что будет с ЧВК «Вагнер»
По словам преподавательницы Колумбийского университета Кимберли Мартен, учитывая структуру группы, «судьба Пригожина вряд ли повлияет на то, что будет с его детищем в Африке». Он не гендиректор всей операции и не отдает все приказы. Возможно, он харизматичный лидер и хорошо организует логистику, но преподавательница считает, что его будет «относительно легко» заменить.
Кроме того, у людей и организаций, связанных с сетью «Вагнер», также есть свои интересы в деятельности ЧВК, поэтому они захотят поддержать ее. Некоторые из них связаны с руководителем ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным, другие – не очень. Поэтому, считает автор близкой к релизу книги о ЧВК «Вагнер» Джон Лехнер, смена одного из руководителей не означает, что всех остальных тоже распустят.
Да и не сможет Россия отказаться от такого рычага влияния в Африке, как ЧВК «Вагнер». После аннексии Крыма и развертывания полномасштабной войны в Украине Россия вдвое увеличила усилия перетащить континент на свою сторону. «Вагнер» не единственный инструмент в обойме Путина, но очень дешевый и действенный.
Впрочем, вероятно, что внутренние силы безопасности России захотят изменить структуру договоренностей с «Вагнером». Одним из вариантов может стать национализация ЧВК. Но это не подойдет ни одной из сторон. Так Россия должна будет отвечать за зверства «Вагнера». Африканские страны не смогут рассказывать об абсолютном контроле над собственной безопасностью, если на их территориях будет иностранная армия.
Другой вариант – ребрендинг с новыми лидерами или элитой, которой «Вагнер» будет подчиняться.
Как бы там ни было, а в одностороннем порядке Россия не может отказаться от такого хлебного места. «Это разрушит имидж России в глазах африканских правительств», – добавляет Джулия Станьярд из Global Initiative against Transnational Organised Crime, которая является автором одного из исследований о ЧВК «Вагнер». Именно африканские политики, обратившиеся за помощью к России, могут стать решающим фактором в определении будущего «Вагнера».
По словам Енджея Черепа из польского Института международных отношений, последние несколько дней одни из наиболее влиятельных африканских поклонников России отмалчиваются. Это свидетельствует о том, как поддержка России африканцами зависит от ее (показной) мощи. «Россия потеряет свою привлекательность, как только покажется слабой и несостоятельной», – говорит польский эксперт.
Долгожданная отправка «Вагнера» в Буркина-Фасо теперь не выглядит таким гарантированным делом.
Забавно, что частная армия Пригожина, помогавшая африканским лидерам утихомиривать внутренние споры, сама устроила бунт в России. Это некая реклама для режима, который продает защиту автократам и хунте за границей.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.