РАЗДЕЛЫ
ТЕМЫ

БИЗНЕС

В каком состоянии встречают рецессию украинские компании

Финансовое положение базовых отраслей ухудшается угрожающими темпами
172717
В каком состоянии встречают рецессию украинские компании
«Азовсталь» сокращает производство и снижает выручку
Игорь Тишенко

Госкомстат пятый месяц подряд фиксирует падение промышленного производства. С января по октябрь оно сократилось на 1,4%. В III квартале ВВП Украины снизился на 1,3%, в IV, судя по ситуации на внутреннем и внешнем рынках, спад продолжится. «Началась рецессия», – констатирует директор исследовательского центра «CASE Украина» Дмитрий Боярчук.

В какой форме входят в кризис чемпионы национальной экономики?

Среди лидеров падения – и по финансовым, и по производственным показателям – главный экспортный сектор, металлургия. По данным объединения «Металлургпром», украинские предприятия отрасли получили за девять месяцев 2012 года доналоговый убыток в 10,9 млрд гривен. За аналогичный период кризисного 2009‑го потери были меньше  – 6,7 млрд гривен.

Чистый доход от реализации продукции «Азовстали» (входит в «Метинвест» Рината Ахметова) за три квартала 2012 года сократился на 25%, Алчевского металлургического завода (ИСД)  – на 27%. Их убытки превышают сотни миллионов гривен. Не лучше ситуация на ферросплавных предприятиях группы «Приват».

Продажи металлопродукции сокращаются во всем мире из‑за замедления китайской экономики и рецессии в Европе. «Снизился спрос на традиционном для нас европейском рынке,  – объясняет финансовый директор ИСД Евгений Потапов. – Переориентироваться на новые рынки сложно: огромная конкуренция».

Проблемы металлургов повлекли за собой падение продаж в машино‑ и вагоностроении. «Это связано со снижением перевозок во всей сырьевой группе товаров», – отмечает Сергей Попенко, председатель совета директоров группы «ТАС» (управляет «Днепровагонмашем»). В первой половине 2012 года чистый доход «Днепровагонмаша» сократился на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2011‑го. Дыхание кризиса почувствовали даже предприятия, работающие по долгосрочным контрактам. По словам первого заместителя гендиректора компании «Турбоатом» Алексея Черкасского, один из крупных клиентов уже попросил отсро­чить выкуп заказанного оборудования из‑за проблем с финансированием.

Ко второй волне кризиса украинский бизнес готов лучше, чем к первой. «У крупных промышленных компаний долговая нагрузка гораздо меньше, чем в 2008 году, больше ликвидности»,  – констатирует Попенко. Рецессия, по его мнению, будет недолгой, восстановление – плавным (так называемая U‑образная рецессия). У гендиректора группы нефтяных компаний «Континиум» Сергея Корецкого ожидания более пессимистичные. «Глубина и срок кризиса  – открытый вопрос,  – говорит он.  – Но, по моему мнению, быстро и мягко он не пройдет».

В украинской экономике есть и тихая гавань. Это большинство агропромышленных компаний и ритейлеров.

С июня 2011-го по июнь 2012 года чистый доход агрохолдинга «Мрія» возрос на 44,2%, «Мироновского хлебопродукта»  – на 29,5%, «Авангарда»  – на 23,6%. Из‑за низкого урожая в США и Австралии внешний спрос на зерновые огромен. В ноябре из Украины планировалось вывезти 3,1 млн т зерновых. «Это абсолютный рекорд месячного экспорта за последние пять лет», – подчеркивает аналитик Dragon Capital Тамара Левченко. С лета 2011‑го цены на зерновые увеличились на 30%.

«Спрос на продукцию нашего агрохолдинга растет», – констатирует начальник отдела по работе с инвесторами компании «Мрія» Елена Глемба. Здесь ожидают не падения, а увеличения доходов. «В ближайшие год‑два агросектор станет лидером по объемам экспортной выручки»,  – прогнозирует директор по корпоративному бизнесу банка «Надра» Татьяна Кононова.

Растут и финансовые показатели крупных ритейлеров  – за исключением «Фуршета», имеющего высокую долговую нагрузку. «Компании, которые разобрались с долгами, активно открывают новые магазины»,  – объясняет рост выручки партнер шведской инвестиционной компании East Capital Айварас Абромавичус.

Что приготовил крупный бизнес на случай «мягкой посадки»? Металлурги нацелены на повышение энергоэффективности и сокращение издержек. «Предпочтение получат проекты с быстрым сроком окупаемости, и новые проекты будут финансироваться частично за счет выручки от уже реализованных», – цитирует пресс‑центр «Метинвеста» гендиректора компании Игоря Сырого. Генеральный директор Milkiland Анатолий Юркевич планирует наладить выпуск молочных продуктов для экспорта в Европу.

powered by lun.ua
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Уважаемые читатели сайта «Forbes.Украина»! В связи с обострением социально-политической ситуации в стране и, как следствие, возрастанием количества неадекватных и агрессивных комментариев мы вынуждены временно отключить функцию комментирования материалов.
Спасибо за понимание!

НОВОСТИ

ТАКЖЕ В WOMAN

Модный дом

Модный дом

Как CEO Burberry и YSL помогают компании Apple из популярной превратиться в модную.

АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ

сентябрь 2014

ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

bigmir)net TOP 100
Использование любых материалов, размещенных на сайте, разрешается при условии ссылки на Forbes.ua. Для интернет-изданий обязательна прямая, открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена вне зависимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет-изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Перепечатка, копирование, воспроизведение или иное использование материалов, в которых содержится ссылка на агентства Iнтерфакс-Україна, Українськi Новини, УНІАН, Комсомольскую правду в Украине, а также Reuters и Associated Press, строго запрещены. Категорически запрещено перепечатывать материалы, опубликованные в рамках партнерства с Русской Службой Би-би-си и Украинской службой Би-би-си. Материалы, отмеченные знаком «Реклама», публикуются на правах рекламы.
© 2014 «Украинский Медиа Холдинг»
© 2014 Forbes Media LLC™ as to materials published on Forbes.com All Rights Reserved
Торговая марка Forbes является исключительной собственностью Forbes Inc. и используется в соответствии с лицензионным договором с Forbes Inc.