Попасть в яблочко. Татьяна Яшкина научилась исправно торговать оружием. Следующий вызов – вывести бизнес на уровень профессионального ритейла. /из личного архива
Категория
Свой бизнес
Дата

Инфлюэнсер с карабином. Как персональный бренд помог Татьяне Яшкиной продавать оружие около 80 млн грн

Попасть в яблочко. Татьяна Яшкина научилась исправно торговать оружием. Следующий вызов – вывести бизнес на уровень профессионального ритейла. Фото из личного архива

Татьяна Яшкина научилась продавать оружие с помощью раскрученного персонального бренда. Достаточно ли этого, чтобы догнать лидеров рынка?

«Правда ли, что карабин AR-15 является лучшим приданым невесте?» – спрашивает у YouTube зрителей хрупкая блондинка, держа в руках винтовку американского бренда Anderson.

В другом видео она же тестирует трехтонный автомобиль Humvee неподалеку от передовой на Бахмутском направлении. А еще в одном объявляет акцию, позволяющую победителю получить винтовку стоимостью почти 200 000 грн за донат на нужды ВСУ.

Блогерка-предпринимательница

Героиня этих видеороликов Татьяна Яшкина, 39, – владелица магазинов оружия и снаряжения Yashkina. Она умело использует YouTube и другие соцсети в качестве площадки для продажи оружия. У канала #YASHKINA 29 000 подписчиков. В самом популярном видео, набравшем 296 000 просмотров, военный ВСУ Даниил Ляшук тестирует карабин Anderson AR‑15.

Добавьте к этому 350 000 подписчиков на двух страницах в Instagram (на личной – 307 000, корпоративной – 47 000) – и получите одного из топ-блогеров по вооруженной тематике. «Она умеет себя подать, имеет привлекательную внешность и так далее – это помогает продажам», – говорит соучредитель производителя тактической одежды Александр Карасев. «Моя фишка – владелец бизнеса и эксперт», – соглашается Яшкина.

Уроженица Первомайска на Николаевщине Яшкина умеет стрелять с детства: научил отец, работавший в магазине Общества охотников и рыбаков. В 1990-е родители Яшкиной открыли собственный магазин с товарами для активного отдыха. В начале нулевых отец умер, мать переехала в Германию, семейное дело продолжила Татьяна, которой еще не исполнилось 20 лет. «Хотя я четвертая в семье, но как-то оно мне больше по духу», – говорит Яшкина.

Основные игроки на рынке розничной торговли оружием и аксессуарами

Основные игроки на рынке розничной торговли оружием и аксессуарами

До российского вторжения сеть называлась «Охота» и насчитывала шесть магазинов: по два в Николаеве и Первомайске, а также в Херсоне и Умани. Не самая лучшая география в контексте большой войны. Россияне дважды разграбили крупнейший магазин сети в Херсоне, похитив товар на 20,5 млн грн, и обстреляли магазин в Николаеве. В июне 2022-го Яшкина открыла магазин в Ивано-Франковске.

Оружейный ажиотаж

Выручка в 2022-м сети Yashkina, по словам основательницы, увеличилась в четыре раза, почти до 80 млн грн. До вторжения бизнес-модель Яшкиной базировалась на партнерстве с «ИБИС» – крупнейшим украинским импортером оружия для гражданских. Большую часть ассортимента Яшкина продавала с наценкой около 30%.

После вторжения крупные сети не успевали удовлетворять спрос и, чтобы не терять время в очереди за товаром, Яшкина перешла на прямые контракты с производителями. «До войны доля товара «ИБИС» у меня была 70%, а сейчас – 20%», – говорит она. Это позволило увеличить маржу до 50%. Чистая прибыль составляет 22–24% от оборота. Ассортимент – около 6000 наименований. Более 50% выручки приходится на оружие.

Вооруженная страна

В течение 2022 года, по данным нацполиции, украинцы получили 128 804 разрешения на приобретение охотничьего нарезного и гладкоствольного оружия. С мая 2022-го по май 2023-го количество владельцев оружия увеличилось почти на 108 000.

Рынок торговли оружием и аксессуарами в прошлом году вырос в 2,5 раза по сравнению с 2020 годом, до 3,5 млрд грн, говорит генеральный директор Pro-Consulting Александр Соколов. Кроме очевидной причины роста спроса на оружие – широкомасштабного вторжения РФ, спрос стимулировало упрощение правил получения разрешения на приобретение огнестрельного оружия.

С начала марта 2022 года правительство ввело упрощенную и ускоренную процедуру покупки оружия: без справок о прохождении курсов по обучению обращению с оружием и медицинскому осмотру. Это привело в оружейные немало новых клиентов, которые до войны не планировали покупать оружие.

Юрий Русанов, владелец компании «ТТХ», специализирующейся на производстве военного снаряжения и одежды, является поставщиком Яшкиной со времен, когда ее сеть называлась «Охота». В 2022-м продажи «ТТХ» в сети Яшкиной выросли в девять раз, говорит Русанов. Для его фирмы Яшкина входит в пятерку самых крупных клиентов.

Яшкина предлагает необычный для военного ритейла формат обслуживания. В каждом магазине есть комната, в которой можно подержать оружие, сами карабины и пистолеты не отгорожены прилавком от посетителей.

Карасев, который сотрудничает с Яшкиной почти пять лет, но продает через ее сеть менее 1% объемов М-Тac, на вопрос о бизнес-партнере дипломатически отвечает: «Организация работы и развитие бизнес-процессов – то, над чем еще нужно работать» .

В настоящее время предпринимательница готовится к открытию первого магазина в Киеве, в который вложила около $500 000, и совместно с Franchise Group разрабатывает франшизу.

Татьяна Яшкина научилась продавать оружие с помощью раскрученного персонального бренда. /из личного архива

Татьяна Яшкина научилась продавать оружие с помощью раскрученного персонального бренда. Достаточно ли этого, чтобы догнать лидеров рынка? Фото из личного архива

Эффект инфлюэнсера

Социальные сети генерируют до 20% продаж, говорит Яшкина. Она тратит на развитие персонального бренда около $10 000 в месяц. Основные расходы приходятся на команду, работающую над контентом, – всего шесть человек.

«Персональный бренд отличает Татьяну на фоне конкурентов, говорит основатель креативного агентства Grape Ukraine Юрий Гладкий. – Все привыкли, что у торговца оружием нет лица. Яшкина может занять эту нишу».

В этом и ограничение. «Персонификация бизнеса классно работает на то, чтобы запоминаться, – говорит Гладкий. – Главный вызов – вывести растущий бизнес на уровень профессионального ритейла». Карасев из М‐Тac добавляет, что нужно себя постоянно спрашивать: а почему мы нужны Украине и украинцам, что мы уникального несем?

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине