Роберт Боровский вместе с сыном Виктором превратили свою страсть к кофе в успешный, быстро развивающийся бизнес. Но путь почти к $4 млн выручки в год оказался непростым. Forbes Polska рассказывает о польской компании Coffee Republic, которая способствует развитию кофейной культуры в Польше.
Кейс Роберта и Виктора Боровских, отца и сына, может стать иллюстративным пособием для молодых предпринимателей. Их семейный бизнес Coffee Republic и бренд HAYB Speciality Coffee могут поведать, как усваивать ценные уроки из неудач.
«У нашей компании были такие долги, что она фактически была банкротом. В это же время британская компания Coffee Republic заблокировала наши соцсети, требуя сменить название. Все было настолько плохо, что я собирался ехать на нефтяную вышку в Норвегию, а отец думал о том, чтобы вернуться к оптовой торговле кофе», – вспоминает 33-летний Виктор Боровский.
Но они продолжили работать над любимым делом, потому что все время были убеждены, что все получится. И не прогадали: в 2023-м выручка Coffee Republic составила $3,69 млн (рост более чем на 40% по сравнению с 2022 годом), а прибыль – $346 420. В компании работают 30 человек, и в этом году планируют увеличить штат, который должен способствовать росту продаж до более чем $4,6 млн.
Coffee Republic есть за что бороться, ведь польский рынок кофе растет быстро, а Coca Cola оценивает его в $1,61 млрд.
How Are You Brewing?
В 2012 году началась история бренда HAYB Speciality Coffee, который основали Роберт Боровский, многолетний сотрудник кофейной корпорации, и его сын Виктор, студент-журналист.
«Сначала у меня была небольшая компания, развалившаяся через два года из-за конфликта между партнерами. Тогда ко мне присоединился сын», – рассказывает Роберт Боровский.
В то время они заметили, что спешелти кофе – неосвоенная ниша кофейного рынка, на котором доминировали крупные корпорации. Эта разновидность кофе высочайшего качества тогда очень медленно завоевывала Польшу.
«Это был 2015 год, и рынок спешелти кофе в Польше только формировался – еще не было ни постоянного спроса, ни цепочки поставок сырья. Заведений для обжарки было, может, два-три. Это было хорошее время для старта такого бизнеса и формирования рынка. Так и произошло», – говорит Роберт.
В то время Виктор решил прервать обучение и получить практические знания о кофе и его обжарке. Так началось его путешествие по Европе. Он посещал выставки и лучшие заведения обжаривания кофейных зерен. Вскоре к ним присоединился еще один партнер, они ведь постоянно чувствовали, что им нужен инвестор.
«В начале мы вели бизнес в сотрудничестве с разными партнерами. В 2018 году, после нескольких случаев неудачных попыток, решили, что лучше всего нам работать только вдвоем. В наших деловых отношениях нам нравится аналогия с командой скоростной гонки: я – гонщик, а мой папа – второй пилот, босс команды, работающий на гонщика и его победу», – объясняет Виктор.
Однако перед этим, в 2016 году они столкнулись с большим кризисом: одноименная британская компания заблокировала их социальные сети, требуя не использовать бренд Coffee Republic.
«Мы не знали о существовании такой компании, и наше имя было зарегистрировано в Патентном ведомстве в Польше. Оказалось, что нам нужно поменять название бренда нашей продукции, что стало реальной угрозой для бизнеса», – рассказывает Виктор.
Так появился HAYB: название, которое придумано креативным агентством Cukier и является акронимом от «How Are You Brewing?», то есть «Как завариваешь [кофе] ты?»
После ребрендинга пандемия коронавируса стала еще одним переломным моментом в развитии компании. Офисы, куда они доставляли кофе, закрылись, а рестораны, гостиницы и кафе пустовали.
«Многие люди, которые были вынуждены работать из дома, привыкли пить кофе в офисах, поэтому начали искать что-то уникальное, исключительное. То же самое касалось и посетителей кафе, которым локдаун закрыл дорогу в любимые заведения. Мы решили поставить все на сильное развитие уже действующего интернет-магазина, инвестируя в людей и платформу онлайн-продаж. Уже через месяц после начала работы в апреле у нас был рост обращений на несколько сотен процентов», – говорит Роберт.
Окончание локдаунов стабилизировало ситуацию, и уже около двух лет семейный кофейный бизнес растет примерно на 40% ежегодно. Тогда же компания вернулась в офисы, куда она доставляет кофе вместе с оборудованием в аренду. Однако Coffee Republic не просто привозит кофемашины и зерна на кухни корпоративных клиентов. Боровские также организуют тренинги для пользователей, чтобы качественно выделяться на конкурентном рынке.
Не только для хипстеров
Несмотря на то что у компании есть имидж молодого и динамичного стартапа, ее ассортимент значительно эволюционировал с годами. Они начинали со спешелти кофе, но в определенный момент решили, что клиентам нужны более доступные вкусы. Расширили предложение для гурманов и хипстеров, создав серии с более классическими вкусовыми нотками, такими как шоколадно-ореховый или фруктовый.
«Наша новая категория стала результатом того, что мы заметили и поняли потребности потребителей, ожидающих, что специализированный сегмент будет более доступным для них. Вот почему мы создали серию на основе четырех самых популярных вкусовых профилей», – рассказывает Виктор, который считает, что кофе немного похож на вино.
«Люди иногда боятся выбрать что-то более особенное, потому что не понимают его. Поэтому мы предоставляем как можно больше информации о происхождении зерен, сортах кофе и тому подобном для наших предложений в категории премиум. А вот когда речь идет о более классическом кофе, то мы больше рассказываем о вкусе», – добавляет он.
Решение оказалось удачным, потому что именно такой категории не хватало. Кроме того, Боровские постоянно ищут новые направления для развития, например, начинают производить кофе в биоразлагаемых капсулах. В то же время они думают о том, как увеличить экспорт. Сейчас он у них составляет 3% продаж и идет в основном в Чехию, Словакию и Германию.
У компании два направления сбыта:
- B2B (HoReCa, корпоративные клиенты, ивент-деятельность) – 75%;
- онлайн-магазин – 25%.
Предложение Боровских также включает в себя чай, который часто заказывают вместе с кофе. Они уверены, что сегмент качественного чая продолжит расти, ведь поляки пьют его много, но низкого качества.
Однако пока они сосредотачиваются на кофе: расширяют производственный и обжарочный цех площадью 450 квадратных метров под Варшавой. Но их цель – купить землю для строительства собственной штаб-квартиры и обжарочного центра.
«За пять лет мы хотим создать одно из самых современных заведений обжарки кофе среднего размера. Он будет работать без углеродных выбросов. Мы стремимся задавать тренды и активно участвовать в развитии всей категории рынка спешелти кофе в Польше и Европе», – заключает Роберт.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.