Категория
Свой бизнес
Дата

Неудачное начало – еще не приговор. Как польский бренд спешелти кофе HAYB вырос из почти банкрота до $4 млн выручки в год

Польська компанія HAYB Speciality Coffee спешелті кава /з архіву Robert i Wiktor Borowscy/forbes.pl

Роберт и Виктор Боровские – основатели бренда спешелти кофе HAYB Speciality Coffee. Фото з архіву Robert i Wiktor Borowscy/forbes.pl

Роберт Боровский вместе с сыном Виктором превратили свою страсть к кофе в успешный, быстро развивающийся бизнес. Но путь почти к $4 млн выручки в год оказался непростым. Forbes Polska рассказывает о польской компании Coffee Republic, которая способствует развитию кофейной культуры в Польше.

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Кейс Роберта и Виктора Боровских, отца и сына, может стать иллюстративным пособием для молодых предпринимателей. Их семейный бизнес Coffee Republic и бренд HAYB Speciality Coffee могут поведать, как усваивать ценные уроки из неудач.

«У нашей компании были такие долги, что она фактически была банкротом. В это же время британская компания Coffee Republic заблокировала наши соцсети, требуя сменить название. Все было настолько плохо, что я собирался ехать на нефтяную вышку в Норвегию, а отец думал о том, чтобы вернуться к оптовой торговле кофе», – вспоминает 33-летний Виктор Боровский.

Но они продолжили работать над любимым делом, потому что все время были убеждены, что все получится. И не прогадали: в 2023-м выручка Coffee Republic составила $3,69 млн (рост более чем на 40% по сравнению с 2022 годом), а прибыль – $346 420. В компании работают 30 человек, и в этом году планируют увеличить штат, который должен способствовать росту продаж до более чем $4,6 млн.

Coffee Republic есть за что бороться, ведь польский рынок кофе растет быстро, а Coca Cola оценивает его в $1,61 млрд.

How Are You Brewing?

В 2012 году началась история бренда HAYB Speciality Coffee, который основали Роберт Боровский, многолетний сотрудник кофейной корпорации, и его сын Виктор, студент-журналист.

Бренд HAYB Speciality Coffee спешелти кофе /HAYB Speciality Coffee

Набор разных видов кофе бренда HAYB Speciality Coffee Фото HAYB Speciality Coffee

«Сначала у меня была небольшая компания, развалившаяся через два года из-за конфликта между партнерами. Тогда ко мне присоединился сын», – рассказывает Роберт Боровский.

В то время они заметили, что спешелти кофе – неосвоенная ниша кофейного рынка, на котором доминировали крупные корпорации. Эта разновидность кофе высочайшего качества тогда очень медленно завоевывала Польшу.

«Это был 2015 год, и рынок спешелти кофе в Польше только формировался – еще не было ни постоянного спроса, ни цепочки поставок сырья. Заведений для обжарки было, может, два-три. Это было хорошее время для старта такого бизнеса и формирования рынка. Так и произошло», – говорит Роберт.

В то время Виктор решил прервать обучение и получить практические знания о кофе и его обжарке. Так началось его путешествие по Европе. Он посещал выставки и лучшие заведения обжаривания кофейных зерен. Вскоре к ним присоединился еще один партнер, они ведь постоянно чувствовали, что им нужен инвестор.

«В начале мы вели бизнес в сотрудничестве с разными партнерами. В 2018 году, после нескольких случаев неудачных попыток, решили, что лучше всего нам работать только вдвоем. В наших деловых отношениях нам нравится аналогия с командой скоростной гонки: я – гонщик, а мой папа – второй пилот, босс команды, работающий на гонщика и его победу», – объясняет Виктор.

Однако перед этим, в 2016 году они столкнулись с большим кризисом: одноименная британская компания заблокировала их социальные сети, требуя не использовать бренд Coffee Republic.

«Мы не знали о существовании такой компании, и наше имя было зарегистрировано в Патентном ведомстве в Польше. Оказалось, что нам нужно поменять название бренда нашей продукции, что стало реальной угрозой для бизнеса», – рассказывает Виктор.

Так появился HAYB: название, которое придумано креативным агентством Cukier и является акронимом от «How Are You Brewing?», то есть «Как завариваешь [кофе] ты?»

После ребрендинга пандемия коронавируса стала еще одним переломным моментом в развитии компании. Офисы, куда они доставляли кофе, закрылись, а рестораны, гостиницы и кафе пустовали.

«Многие люди, которые были вынуждены работать из дома, привыкли пить кофе в офисах, поэтому начали искать что-то уникальное, исключительное. То же самое касалось и посетителей кафе, которым локдаун закрыл дорогу в любимые заведения. Мы решили поставить все на сильное развитие уже действующего интернет-магазина, инвестируя в людей и платформу онлайн-продаж. Уже через месяц после начала работы в апреле у нас был рост обращений на несколько сотен процентов», – говорит Роберт.

Биоразлагаемые капсулы эспрессо HAYB Speciality Coffee /HAYB Speciality Coffee

Биоразлагаемые капсулы эспрессо от HAYB Speciality Coffee Фото HAYB Speciality Coffee

Окончание локдаунов стабилизировало ситуацию, и уже около двух лет семейный кофейный бизнес растет примерно на 40% ежегодно. Тогда же компания вернулась в офисы, куда она доставляет кофе вместе с оборудованием в аренду. Однако Coffee Republic не просто привозит кофемашины и зерна на кухни корпоративных клиентов. Боровские также организуют тренинги для пользователей, чтобы качественно выделяться на конкурентном рынке.

Не только для хипстеров

Несмотря на то что у компании есть имидж молодого и динамичного стартапа, ее ассортимент значительно эволюционировал с годами. Они начинали со спешелти кофе, но в определенный момент решили, что клиентам нужны более доступные вкусы. Расширили предложение для гурманов и хипстеров, создав серии с более классическими вкусовыми нотками, такими как шоколадно-ореховый или фруктовый.

«Наша новая категория стала результатом того, что мы заметили и поняли потребности потребителей, ожидающих, что специализированный сегмент будет более доступным для них. Вот почему мы создали серию на основе четырех самых популярных вкусовых профилей», – рассказывает Виктор, который считает, что кофе немного похож на вино.

«Люди иногда боятся выбрать что-то более особенное, потому что не понимают его. Поэтому мы предоставляем как можно больше информации о происхождении зерен, сортах кофе и тому подобном для наших предложений в категории премиум. А вот когда речь идет о более классическом кофе, то мы больше рассказываем о вкусе», – добавляет он.

Решение оказалось удачным, потому что именно такой категории не хватало. Кроме того, Боровские постоянно ищут новые направления для развития, например, начинают производить кофе в биоразлагаемых капсулах. В то же время они думают о том, как увеличить экспорт. Сейчас он у них составляет 3% продаж и идет в основном в Чехию, Словакию и Германию.

У компании два направления сбыта:

  • B2B (HoReCa, корпоративные клиенты, ивент-деятельность) – 75%;
  • онлайн-магазин – 25%.

Предложение Боровских также включает в себя чай, который часто заказывают вместе с кофе. Они уверены, что сегмент качественного чая продолжит расти, ведь поляки пьют его много, но низкого качества.

Однако пока они сосредотачиваются на кофе: расширяют производственный и обжарочный цех площадью 450 квадратных метров под Варшавой. Но их цель – купить землю для строительства собственной штаб-квартиры и обжарочного центра.

«За пять лет мы хотим создать одно из самых современных заведений обжарки кофе среднего размера. Он будет работать без углеродных выбросов. Мы стремимся задавать тренды и активно участвовать в развитии всей категории рынка спешелти кофе в Польше и Европе», – заключает Роберт.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине