Зачем нужны инвестиции и инвесторы в стартапы. Три прагматичные причины от Игоря Перции /Getty Images
Категория
Инновации
Дата

Зачем нужны инвестиции и инвесторы в стартапы. Три прагматичные причины от Игоря Перции

4 хв читання

Getty Images

Зачем стартапам свободные или дополнительные финансы? Как минимум – для тестирования гипотез, как привлечь больше клиентов или громче рассказать о себе. Как максимум – взять людей и двигаться быстрее, считает инвестор, управляющий партнер инвестиционного фонда Hypra.fund Ex TAVentures и CEX.io.

Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго». 

Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!

Я выделяю три основные причины, на которые опираюсь, когда объясняю необходимость в инвестициях. Никаких космических истин, чистый прагматизм.

Деньги – ресурс

Доступ к деньгам позволяет расширять команду, нанимать больше людей, а значит, делегировать часть своих задач. В стартапах на пять человек все делают все, в стартапах на 50 – у каждого свои роли, и роль СЕО уже не «человек-оркестр», а ответственность за стратегию и рост. А еще это доступ ко всем маркетинговым инструментам. Это возможность проводить А/В-тесты один за другим и искать лучшие варианты для продажи своего продукта на рынке. А денег нужно немало: на это могут уходить тысячи долларов еженедельно.

Отказавшись от денег, получаете высокий шанс проиграть своему конкуренту, который средства точно возьмет. И потратит их на рекламу, рекрутинг классных людей и валидацию идей через платные инструменты, на которые у вас нет финансирования. Или вы будете очень экономно их тратить.

На сайте Forbes есть список 30 лучших стартапов. Из первой десятки только один стартап не привлекал внешние инвестиции – MacPaw. Из всего списка таковых еще несколько штук – например, Readdle и Uklon. Последние с выходом на новые рынки ищут партнеров, которые эти запуски могли бы профинансировать. Украинские стартапы, оценки которых уходят за $1 млрд, все привлекли внешние инвестиции. И потратили их на то, чтобы расти быстрее.

Отличный пример – Grammarly, которые большую часть своей жизни развивались на «свои», а затем через несколько лет привлекли $200+ млн.

В конце концов, две компании – любимицы каждого украинца – Rozetka и «Новая почта» – также не обошлись без внешнего капитала: первая получила инвестиции от Horizon Capital, вторая финансировалась ЕБРР и через выпуск облигаций.

Совет директоров придумали не просто так

Чтобы вновь не быть голословным: у всех компаний, продуктами которых вы пользуетесь, – Apple, Disney, Microsoft, Meta – есть совет директоров. Даже у «Новой почты», которую мы упоминали выше, есть своего рода совет директоров.

Первые инвесторы могут стать если не бордом, то неким его аналогом и выполнят ту же функцию: больше умных голов будет думать над тем, как сделать из стартапа растущий бизнес. Или сделать бизнес устойчивым. И тут очень важный момент.

Возможно, что деньги как ресурс вам уже не нужны. Вы наладили денежный поток и можете сами инвестировать в свое развитие. И инвестор даст ценность уже не посредством финансирования, а всем остальным: связи, знания, опыт. Есть два примера с украинского рынка – непубличные, поэтому без названий.

  • Компания создавала продукт для молодых родителей. Бизнес шел, но не сиял. Крупный инвестор не только дал финансирование, потраченное на маркетинг на новых для себя рынках, но и полностью перестроил работу предприятия, нашел классную финансовую команду, HR, взял сильных маркетологов. Руководитель компании знал, как создать хороший продукт, но все остальное помогли построить инвесторы, сделав бизнес более устойчивым.
  • Молодой стартап получил ангельские инвестиции от топ-менеджера из огромной корпорации. Основатель стартапа начал проводить встречи не только в формате предоставления отчетности, а именно как передачу опыта: что сделать, чтобы проект рос быстрее. Широкий нетворкинг менеджера позволил привлекать для консультаций людей, ранее недоступных маленькому стартапу, а прекрасное понимание рынка позволило найти инсайды, о которых раньше не думали.

Подытоживая: инвестор – это не просто кошелек. Это еще одна команда людей, которые рядом с вами нацелены на успех.

Даже если вам не нужны инвестиции, подумайте, что могут дать потенциальные инвесторы, кроме финансирования.

Инвесторы – это нетворкинг

Инвесторы-партнеры – это потенциально люди со всего мира, с опытом и знаниями. И вы будете в постоянной коммуникации с ними, обмениваться этим же опытом и знаниями.

Крутые инвесторы помогают нанимать сильных людей с опытом, они придут в вашу команду уже по их рекомендации. У них шире круг общения, и они найдут кого-нибудь сильного для консультаций или совета. А если таких инвесторов будет несколько, ваш круг общения сможет кратно расшириться. Особенно важно это с выходом на новый рынок, где местные партнеры/инвесторы помогут найти решение предстоящих проблем, а они появятся – это лишь вопрос времени.

Почему часто инвесторов видят не совсем так, как нужно. На самом деле это целая тайная команда, работающая над тем, чтобы у вас получилось, и это то, к чему они стремятся. Как говорили в одном известном фильме, «$1 млн – это не круто, а вот что круто – это $1 млрд». Я думаю, что иметь 50% от второго лучше, чем 100% от первого.

Давайте посмотрим на примере гонки «Формула 1». Основатель – он как пилот болида: успех сильно зависит от него, и все основные решения он может принять сам. Но классно, когда рядом с тобой сильная команда, которая может посоветовать, подсказать и направить.

Тоже смотрите «Формулу»? Тогда обратили внимание и на то, что всегда побеждают богатые команды. И тут мы снова возвращаемся к первому пункту: деньги – ресурс.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд