Цены на кофейные зерна растут безумными темпами. Что делают украинские кофейни, чтобы не так быстро дорожал эспрессо /Getty Images
Категория
Картина дня
Дата

Цены на кофейные зерна растут безумными темпами. Что делают украинские кофейни, чтобы не так быстро дорожал эспрессо

Getty Images

Кофейные зерна на мировых биржах подорожали вдвое за прошлый год, и в ближайшие два-три месяца кафе могут платить за них уже на 70% больше. Как это повлияет на цену лате или эспрессо, и чем грозит кофейному бизнесу

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, Diia.City United, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Кофейня Владислава Федчука Fedchuk уже три месяца готовит кофе напротив Национального авиационного университета в Киеве. Кофейные зерна Федчук покупает у «обжарщиков». Они закупают их зелеными через продавцов или напрямую с плантаций Бразилии, Колумбии, Эквадора и затем продают местному бизнесу: гостиницам, ресторанам, супермаркетам и кафе.

С 2022 года операционные расходы всех участников этой цепочки могут увеличиться вдвое: фьючерс на фунт зеленого зерна арабики US Coffee C на бирже ICE подорожал с $125 до $230. Именно по этой цене – рекордной за последние 10 лет – крупнейшие кофейные бренды вроде Illy, Lavazza и Jacobs бронируют себе кофе на следующие несколько месяцев, полгода или год.

И хотя стоимость фьючерсов не сразу оказывает влияние на рынок, они показывают спрос и цену, которую готовы платить за кофе крупные бренды. Постепенно большую цену будут платить и украинские кофейни. Подорожание частично началось уже сейчас: по сравнению с началом 2021 года, цены для «обжарщиков» выросли в среднем на 22%. Украинская компания Fresh Black, например, в прошлом году покупала килограмм зеленых зерен за $6–12, а сейчас – за $8–14.

Почему это происходит? Цены на кофе выросли из-за внезапных июльских морозов и засухи в Бразилии в 2021-м, нехватки контейнеров для транспортировки зерен по всему миру и резкого роста спроса после 2020-го – года начала пандемии.

Обжаренные зерна для кафе уже подорожали – в среднем на 25%, до $14–21 за килограмм, говорит владелец Fresh Black Виктор Шраменко. Федчук закупает их по $17,3/кг. В целом к середине 2022 года они подорожают на 60–70%, но до 100% не дойдет, прогнозирует владелец Idealist Coffee Сергей Корецкий.

Опрошенные Forbes владельцы кафе точно увеличат цены на латте, капучино и другие кофейные напитки – но полностью переводить стоимость сырья на готовые напитки не будут. Кофе подорожает не более чем на 30% – кофейни и так боятся напугать клиентов ценниками, поэтому готовы сократить свою прибыль, говорит CEO Gemini Espresso Антон Мяновский. «Мы лучше возложим риск на себя, а не на потребителя», – говорит он. Капучино у Федчука уже в ближайшее время подорожает на 6 грн – до 46 грн.

Что еще бьет по цене кофе

Кроме цены на кофейные зерна, «обжарщики» и кофейни больше платят за газ, электроэнергию, персонал и другие продукты:

  • Для обжарки кофе требуется сжиженный газ. К примеру, чтобы обжарить 40–50 тонн кофе, Fresh Black нужна одна тонна газа. Цена на 1 кг газа выросла на 1 грн. Поэтому, по подсчетам Шраменко, расходы Fresh Black на газ увеличились на 65 000 грн/месяц.
  • Увеличилась и цена других энергоресурсов и электроэнергии. Владельца кафе Bimbo Дмитрия Кравченко рост цены на энергию волнует не меньше роста стоимости зерен. «Электроэнергия подорожала на 40%, – говорит он. – В маленьком заведении вместо 4500 грн ты платишь 7000 грн в месяц, в заведении больше – 30 000 грн вместо 20 000 грн».
  • Зарплаты персонала тоже растут. Причины две: конкуренция за вернувшиеся на работу кадры после года начала пандемии в марте 2020-го и рост минимальной зарплаты. За последние два года она выросла на 2000 грн – до 6700 грн. Два года назад зарплаты работникам Bimbo, например, составляли 20–22% выручки, а сейчас это около 27%.
  • Из-за инфляции расходы на молоко и стаканчики выросли на 15–20%, говорит идеолог кофеен «Бинокль» Андрей Вардзарук.

Украинец выпивает в среднем 3 кг молотого кофе в год, свидетельствуют данные ProConsulting за январь 2020 года. Из них 100 порций – за пределами дома. Половина потребителей кофе пьет его раз в месяц, еще треть – раз в две-три недели. Около 20% пьют кофе регулярно: ежедневно, раз в неделю или больше.

Цены на кофейные зерна растут безумными темпами. Что делают украинские кофейни, чтобы не так быстро дорожал эспрессо /Фото 1

Леонид Лукашенко

Кофейному рынку Украины есть, куда расти, говорит Корецкий: потребление кофе во Франции – 5,8 кг на человека, в Норвегии – втрое больше, 10 кг, в Финляндии – 12 кг на человека. В целом объем рынка натурального и растворимого кофе в Украине в 2021 году – 75 000 тонн, в Италии – 300 000 тонн.

ProConsulting делит украинские кофейни на мобильные, небольшие магазины-кафе и кофейни-кафе. Самый большой сегмент – мобильные. По словам Мяновского, более всего высокие цены ударят по киоскам и сетевым кафе типа AromaKava, «Горький», Coffeelat. «Они могут уменьшить бюджеты на сырье на 30–40% и покупать более дешевые зерна», – говорит он.

На рынке, по его словам, уже покупают больше робусты – более дешевого кофе с большим количеством кофеина. Более дорогую и менее вредную для сердца арабику стали закупать меньше, говорит он. Владелец двух кафе Bimbo Дмитрий Кравченко не готов на это идти. «Мы хотим дарить людям радость и не собираемся ложиться на дну», – говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине