Кофейные зерна на мировых биржах подорожали вдвое за прошлый год, и в ближайшие два-три месяца кафе могут платить за них уже на 70% больше. Как это повлияет на цену лате или эспрессо, и чем грозит кофейному бизнесу
Кофейня Владислава Федчука Fedchuk уже три месяца готовит кофе напротив Национального авиационного университета в Киеве. Кофейные зерна Федчук покупает у «обжарщиков». Они закупают их зелеными через продавцов или напрямую с плантаций Бразилии, Колумбии, Эквадора и затем продают местному бизнесу: гостиницам, ресторанам, супермаркетам и кафе.
С 2022 года операционные расходы всех участников этой цепочки могут увеличиться вдвое: фьючерс на фунт зеленого зерна арабики US Coffee C на бирже ICE подорожал с $125 до $230. Именно по этой цене – рекордной за последние 10 лет – крупнейшие кофейные бренды вроде Illy, Lavazza и Jacobs бронируют себе кофе на следующие несколько месяцев, полгода или год.
И хотя стоимость фьючерсов не сразу оказывает влияние на рынок, они показывают спрос и цену, которую готовы платить за кофе крупные бренды. Постепенно большую цену будут платить и украинские кофейни. Подорожание частично началось уже сейчас: по сравнению с началом 2021 года, цены для «обжарщиков» выросли в среднем на 22%. Украинская компания Fresh Black, например, в прошлом году покупала килограмм зеленых зерен за $6–12, а сейчас – за $8–14.
Почему это происходит? Цены на кофе выросли из-за внезапных июльских морозов и засухи в Бразилии в 2021-м, нехватки контейнеров для транспортировки зерен по всему миру и резкого роста спроса после 2020-го – года начала пандемии.
Обжаренные зерна для кафе уже подорожали – в среднем на 25%, до $14–21 за килограмм, говорит владелец Fresh Black Виктор Шраменко. Федчук закупает их по $17,3/кг. В целом к середине 2022 года они подорожают на 60–70%, но до 100% не дойдет, прогнозирует владелец Idealist Coffee Сергей Корецкий.
Опрошенные Forbes владельцы кафе точно увеличат цены на латте, капучино и другие кофейные напитки – но полностью переводить стоимость сырья на готовые напитки не будут. Кофе подорожает не более чем на 30% – кофейни и так боятся напугать клиентов ценниками, поэтому готовы сократить свою прибыль, говорит CEO Gemini Espresso Антон Мяновский. «Мы лучше возложим риск на себя, а не на потребителя», – говорит он. Капучино у Федчука уже в ближайшее время подорожает на 6 грн – до 46 грн.
Что еще бьет по цене кофе
Кроме цены на кофейные зерна, «обжарщики» и кофейни больше платят за газ, электроэнергию, персонал и другие продукты:
- Для обжарки кофе требуется сжиженный газ. К примеру, чтобы обжарить 40–50 тонн кофе, Fresh Black нужна одна тонна газа. Цена на 1 кг газа выросла на 1 грн. Поэтому, по подсчетам Шраменко, расходы Fresh Black на газ увеличились на 65 000 грн/месяц.
- Увеличилась и цена других энергоресурсов и электроэнергии. Владельца кафе Bimbo Дмитрия Кравченко рост цены на энергию волнует не меньше роста стоимости зерен. «Электроэнергия подорожала на 40%, – говорит он. – В маленьком заведении вместо 4500 грн ты платишь 7000 грн в месяц, в заведении больше – 30 000 грн вместо 20 000 грн».
- Зарплаты персонала тоже растут. Причины две: конкуренция за вернувшиеся на работу кадры после года начала пандемии в марте 2020-го и рост минимальной зарплаты. За последние два года она выросла на 2000 грн – до 6700 грн. Два года назад зарплаты работникам Bimbo, например, составляли 20–22% выручки, а сейчас это около 27%.
- Из-за инфляции расходы на молоко и стаканчики выросли на 15–20%, говорит идеолог кофеен «Бинокль» Андрей Вардзарук.
Украинец выпивает в среднем 3 кг молотого кофе в год, свидетельствуют данные ProConsulting за январь 2020 года. Из них 100 порций – за пределами дома. Половина потребителей кофе пьет его раз в месяц, еще треть – раз в две-три недели. Около 20% пьют кофе регулярно: ежедневно, раз в неделю или больше.
Кофейному рынку Украины есть, куда расти, говорит Корецкий: потребление кофе во Франции – 5,8 кг на человека, в Норвегии – втрое больше, 10 кг, в Финляндии – 12 кг на человека. В целом объем рынка натурального и растворимого кофе в Украине в 2021 году – 75 000 тонн, в Италии – 300 000 тонн.
ProConsulting делит украинские кофейни на мобильные, небольшие магазины-кафе и кофейни-кафе. Самый большой сегмент – мобильные. По словам Мяновского, более всего высокие цены ударят по киоскам и сетевым кафе типа AromaKava, «Горький», Coffeelat. «Они могут уменьшить бюджеты на сырье на 30–40% и покупать более дешевые зерна», – говорит он.
На рынке, по его словам, уже покупают больше робусты – более дешевого кофе с большим количеством кофеина. Более дорогую и менее вредную для сердца арабику стали закупать меньше, говорит он. Владелец двух кафе Bimbo Дмитрий Кравченко не готов на это идти. «Мы хотим дарить людям радость и не собираемся ложиться на дну», – говорит он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.