Фото: Facebook OKTO clay factory /размещены в публичных соцсетях
Категория
Свой бизнес
Дата

Спрос на релакс. Рынок картин по номерам (да, он существует и его объемы впечатляют) продолжает расти во время войны. Истории крупных производителей – Ideyka, Brushme и OKTO

Фото: Facebook OKTO clay factory Фото размещены в публичных соцсетях

Товары для творчества, произведенные в Украине, продаются на международных маркетплейсах Amazon, Allegro и в офлайн-сетях Empic, Biedronka, Barns&Nobles, Virgin Megastore. В Украине спрос на эти продукты быстро растет с начала эпидемии COVID-19. Большая война не отвернула украинцев от творчества. Как предпринимателям удалось подвинуть китайский импорт и закрепиться на международных рынках

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

В список перспективных компаний Next250 от Forbes Ukraine попали сразу три компании, производящие товары для творчества, а именно картины, разрисовываемые по номерам. Продукция этих производителей продается в США, Германии, Португалии, ОАЭ и десятках стран.

Продажи товаров для творчества взлетели во время COVID-19. В 2021 году Rozetka продала в 2,5 раза больше картин по номерам, чем в 2020-м, рассказали в пресс-службе маркетплейса. Даже полномасштабная война не отбила у украинцев охоту к рисованию. Среди товаров в категории «живопись и графика» доля картин по номерам на Rozetka в 2022 году выросла на 25%, по данным компании.

За шесть месяцев 2023 года на маркетплейсе Prom.ua купили свыше 26 000 картин по номерам, что на 40% больше, чем за аналогичный период в прошлом году, рассказала руководитель команды маркетинга Prom.ua Юлия Новаченко.

«Во время карантина мы получили очень много отзывов, что наши картины спасают людей», – говорит основательница Ideyka Елена Елагина. Почти то же самое рассказывает и Андрей Кравец, основатель компании Brushme: «Люди больше времени сидели дома, и ниши, предлагающие продукты для вышивания, рисования, лепки, фантастически выросли. В этот момент произошел самый большой прирост и новых игроков в нише продаж».

Украинский рынок картин по номерам, по оценке консалтинговой компании Pro-Consulting, это около 300–400 млн грн. Суммы выручки трех участников рейтинга Next250 превышают объем украинского рынка, поскольку многие товары продают на экспорт. По подсчетам Pro-Consulting, в Украине работают около 80–100 производителей и 20 импортеров, но выделить лидеров и доли рынка почти невозможно. Большое количество производителей работают как ФЛП или вообще без оформления, рассказал консультант аналитического департамента Pro-Consulting Андрей Мокряков. С прозрачностью есть проблемы и среди самых больших игроков, часть из них отказались от упоминания в этом материале, чтобы не привлекать внимание проверяющих органов. Мы написали только о тех лидерах рынка, которые готовы поделиться финансовыми результатами.

Производители товаров для творчества единогласно говорят, что главные конкуренты – китайские производители. Даже с затратами на логистику их продукция дешевле. Украинские предприниматели конкурируют уникальными дизайнерскими решениями и новыми нестандартными продуктами. Пример этой отрасли свидетельствует – Made in Ukraine может быть конкурентоспособным в мире на очень жестком рынке.

Какие конкурентные стратегии позволили предпринимателям обходить Китай?

Ideyka

В топ-5 самых популярных производителей товаров для творчества на Rozetka вошли компании Strateg, Brushme, Art Craft, Origami и Ideyka, рассказали в маркетплейсе. Основательница последней, Елена Елагина, с 2007-го занималась дистрибуцией детских товаров. В 2014 г. она запустила производство товаров для творчества. Найти производителей прессформ и художественной краски было сложно, вспоминает предпринимательница.

«Наша цель – давать эстетический, качественный продукт по цене китайского аналога», – объясняет она. Ideyka сотрудничает с около 100 художниками, в основном из Украины. «Вижу в этом нашу особую цель – показывать миру современную творческую Украину», – рассказывает основательница.

Основательница Ideyka Елена Елагина /из личного архива

Основательница Ideyka Елена Елагина Фото из личного архива

Что позволяет конкурировать с китайскими аналогами? Елагина выделяет несколько факторов. Во-первых, это собственный полный цикл производства. Компания производит базу для красок, имеет свою колеровочную студию, собственные прессформы и термопластавтоматы для изготовления контейнеров.

Достаточно высокие тиражи продукции позволили автоматизировать производство. Отдельный фактор, помогающий выдерживать конкуренцию, – логистика. Товар Елагиной габаритный и недорогой. Из Украины в Европу логистика дешевле, чем довезти товар такого же размера из Китая. «Мы импортируем из Азии лишь некоторые материалы и постоянно работаем над импортозамещением», – говорит она.

Продукты Ideyka, средняя розничная цена которых составляет 200–300 грн, представлены в сетях METRO, АТБ, Varus, «Аврора», «Эпицентр», Eva, Comfy, Wog и OKKO.

Полтора года назад компания открыла представительство и склад в Польше. Это помогает продавать товары на рынке Европы, потому что европейские компании не рискуют заключать соглашения напрямую с украинским производителем. Помимо Польши, Ideyka представлена в Венгрии, Молдове, Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Португалии, Германии, Албании. Основательница ведет переговоры с компаниями из США, Сингапура и Австралии. По словам Елагиной, в 2022 году компания продала 1,6 млн единиц своего товара по средней цене 125 грн, а выручка по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 45%, до почти 200 млн грн.

Brushme

Основатели Brushme оказались в бизнесе картин по номерам почти случайно. В 2016-м учредители заинтересовались продуктом и решили протестировать спрос на него, прежде чем запускать собственное производство. Они придумали название, логотип и попытались продать уже имеющиеся в Украине ноу-нейм картины под своим брендом на сайте Brushme, рассказал соучредитель компании Андрей Кравец. Полугодовой эксперимент прошел удачно, поэтому предприниматели решили пойти в офлайн и открыли островок по продаже картин по номерам в одном из торговых центров Черновцов. В 2018 году их было уже 24 в 13 областных центрах Украины.

Заниматься собственным производством Brushme начали только в 2020 году. Они самостоятельно изготавливают акриловую краску, тару для краски и деревянные подрамники, полотна для картин импортируют из Китая и печатают макеты для раскрасок на своем предприятии.

Котопрототип Кирилла Буданова, созданный Марианной Пащук для Brushme. Из личного архива Brushme

Котопрототип Кирилла Буданова, созданный Марианной Пащук для Brushme. Из личного архива Brushme

Товары Brushme за всю историю работы были отправлены в 24 страны, в том числе в ОАЭ, Катар, Израиль. Компания поставляет продукцию в сети Empik и Virgin Megastore. Также картины по номерам Brushme продаются и на польском маркетплейсе Allegro.

Предприниматели пытались выходить на маркетплейс Etsy несколько раз, но не хватило ресурса и объемов. «Объемы, которые мы там продавали, совсем нас не устраивали. Мы больше времени тратили», – рассказывает Кравец. С украинскими ритейлерами компания начала сотрудничество только в 2022 году.

В этом году украинские предприниматели отправили первый контейнер со своими товарами в Южно-Африканскую республику. «Мы гордимся тем, что смогли создать продукт в Черновцах, который потребляют люди на другом континенте», – говорит Кравец. В 2022-м годовой доход Brushme, по словам предпринимателя, составил 121 млн грн.

Фабрика первых фантазий

Екатерина Либман однажды обратила внимание, что большинство детских товаров для лепки, представленных в Украине, из Китая. «Мне стало интересно, почему всегда Китай, почему нельзя выготовить все в Украине и предложить это рынку Европы?» – вспоминает предпринимательница. Сказано – сделано. В 2016 году она основала компанию «Фабрика первых фантазий» по производству наборов для творчества под брендом ОКТО. Чтобы отличаться, предпринимательница придумала изготавливать картины, которые не разрисовываются, а вылепляются из специальных материалов.

«Идея бренда ОКТО заключается в том, что картины не обязательно рисовать», – говорит Либман. Свою нишу она называет «сенсори арт», ведь когда человек лепит, то в тот момент задействуются сенсорные ощущения пальцев, что обладает антистрессовым эффектом. Средняя стоимость таких картин по номерам – 700 грн.

Фото: с официального сайта oktoclay.com

Фото: с официального сайта oktoclay.com

Собственный дизайн – конкурентное преимущество в этом бизнесе, уверена предпринимательница. Ее продукт был замечен и признан на международном рынке, ведь китайские производители не могут предложить оригинальный дизайн. «Эта уникальность позволяет нам легко вступать в переговоры с другими компаниями за рубежом, – говорит она. – Неординарный продукт всегда будет интересен и дистрибьютору, и конечному потребителю. Компании из ЕС не хотят покупать у Китая, потому что это просто скопированная друг у друга продукция».

Картины для лепки ОКТО можно приобрести в польской сети Biedronka и в американском Barnes & Noble. Бренд Либман официально представлен и на маркетплейсе Amazon. Выручка, по данным компании, в 2022 году составила 120 млн грн.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине