Товары для творчества, произведенные в Украине, продаются на международных маркетплейсах Amazon, Allegro и в офлайн-сетях Empic, Biedronka, Barns&Nobles, Virgin Megastore. В Украине спрос на эти продукты быстро растет с начала эпидемии COVID-19. Большая война не отвернула украинцев от творчества. Как предпринимателям удалось подвинуть китайский импорт и закрепиться на международных рынках
В список перспективных компаний Next250 от Forbes Ukraine попали сразу три компании, производящие товары для творчества, а именно картины, разрисовываемые по номерам. Продукция этих производителей продается в США, Германии, Португалии, ОАЭ и десятках стран.
Продажи товаров для творчества взлетели во время COVID-19. В 2021 году Rozetka продала в 2,5 раза больше картин по номерам, чем в 2020-м, рассказали в пресс-службе маркетплейса. Даже полномасштабная война не отбила у украинцев охоту к рисованию. Среди товаров в категории «живопись и графика» доля картин по номерам на Rozetka в 2022 году выросла на 25%, по данным компании.
За шесть месяцев 2023 года на маркетплейсе Prom.ua купили свыше 26 000 картин по номерам, что на 40% больше, чем за аналогичный период в прошлом году, рассказала руководитель команды маркетинга Prom.ua Юлия Новаченко.
«Во время карантина мы получили очень много отзывов, что наши картины спасают людей», – говорит основательница Ideyka Елена Елагина. Почти то же самое рассказывает и Андрей Кравец, основатель компании Brushme: «Люди больше времени сидели дома, и ниши, предлагающие продукты для вышивания, рисования, лепки, фантастически выросли. В этот момент произошел самый большой прирост и новых игроков в нише продаж».
Украинский рынок картин по номерам, по оценке консалтинговой компании Pro-Consulting, это около 300–400 млн грн. Суммы выручки трех участников рейтинга Next250 превышают объем украинского рынка, поскольку многие товары продают на экспорт. По подсчетам Pro-Consulting, в Украине работают около 80–100 производителей и 20 импортеров, но выделить лидеров и доли рынка почти невозможно. Большое количество производителей работают как ФЛП или вообще без оформления, рассказал консультант аналитического департамента Pro-Consulting Андрей Мокряков. С прозрачностью есть проблемы и среди самых больших игроков, часть из них отказались от упоминания в этом материале, чтобы не привлекать внимание проверяющих органов. Мы написали только о тех лидерах рынка, которые готовы поделиться финансовыми результатами.
Производители товаров для творчества единогласно говорят, что главные конкуренты – китайские производители. Даже с затратами на логистику их продукция дешевле. Украинские предприниматели конкурируют уникальными дизайнерскими решениями и новыми нестандартными продуктами. Пример этой отрасли свидетельствует – Made in Ukraine может быть конкурентоспособным в мире на очень жестком рынке.
Какие конкурентные стратегии позволили предпринимателям обходить Китай?
Ideyka
В топ-5 самых популярных производителей товаров для творчества на Rozetka вошли компании Strateg, Brushme, Art Craft, Origami и Ideyka, рассказали в маркетплейсе. Основательница последней, Елена Елагина, с 2007-го занималась дистрибуцией детских товаров. В 2014 г. она запустила производство товаров для творчества. Найти производителей прессформ и художественной краски было сложно, вспоминает предпринимательница.
«Наша цель – давать эстетический, качественный продукт по цене китайского аналога», – объясняет она. Ideyka сотрудничает с около 100 художниками, в основном из Украины. «Вижу в этом нашу особую цель – показывать миру современную творческую Украину», – рассказывает основательница.
Что позволяет конкурировать с китайскими аналогами? Елагина выделяет несколько факторов. Во-первых, это собственный полный цикл производства. Компания производит базу для красок, имеет свою колеровочную студию, собственные прессформы и термопластавтоматы для изготовления контейнеров.
Достаточно высокие тиражи продукции позволили автоматизировать производство. Отдельный фактор, помогающий выдерживать конкуренцию, – логистика. Товар Елагиной габаритный и недорогой. Из Украины в Европу логистика дешевле, чем довезти товар такого же размера из Китая. «Мы импортируем из Азии лишь некоторые материалы и постоянно работаем над импортозамещением», – говорит она.
Продукты Ideyka, средняя розничная цена которых составляет 200–300 грн, представлены в сетях METRO, АТБ, Varus, «Аврора», «Эпицентр», Eva, Comfy, Wog и OKKO.
Полтора года назад компания открыла представительство и склад в Польше. Это помогает продавать товары на рынке Европы, потому что европейские компании не рискуют заключать соглашения напрямую с украинским производителем. Помимо Польши, Ideyka представлена в Венгрии, Молдове, Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Португалии, Германии, Албании. Основательница ведет переговоры с компаниями из США, Сингапура и Австралии. По словам Елагиной, в 2022 году компания продала 1,6 млн единиц своего товара по средней цене 125 грн, а выручка по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 45%, до почти 200 млн грн.
Brushme
Основатели Brushme оказались в бизнесе картин по номерам почти случайно. В 2016-м учредители заинтересовались продуктом и решили протестировать спрос на него, прежде чем запускать собственное производство. Они придумали название, логотип и попытались продать уже имеющиеся в Украине ноу-нейм картины под своим брендом на сайте Brushme, рассказал соучредитель компании Андрей Кравец. Полугодовой эксперимент прошел удачно, поэтому предприниматели решили пойти в офлайн и открыли островок по продаже картин по номерам в одном из торговых центров Черновцов. В 2018 году их было уже 24 в 13 областных центрах Украины.
Заниматься собственным производством Brushme начали только в 2020 году. Они самостоятельно изготавливают акриловую краску, тару для краски и деревянные подрамники, полотна для картин импортируют из Китая и печатают макеты для раскрасок на своем предприятии.
Товары Brushme за всю историю работы были отправлены в 24 страны, в том числе в ОАЭ, Катар, Израиль. Компания поставляет продукцию в сети Empik и Virgin Megastore. Также картины по номерам Brushme продаются и на польском маркетплейсе Allegro.
Предприниматели пытались выходить на маркетплейс Etsy несколько раз, но не хватило ресурса и объемов. «Объемы, которые мы там продавали, совсем нас не устраивали. Мы больше времени тратили», – рассказывает Кравец. С украинскими ритейлерами компания начала сотрудничество только в 2022 году.
В этом году украинские предприниматели отправили первый контейнер со своими товарами в Южно-Африканскую республику. «Мы гордимся тем, что смогли создать продукт в Черновцах, который потребляют люди на другом континенте», – говорит Кравец. В 2022-м годовой доход Brushme, по словам предпринимателя, составил 121 млн грн.
Фабрика первых фантазий
Екатерина Либман однажды обратила внимание, что большинство детских товаров для лепки, представленных в Украине, из Китая. «Мне стало интересно, почему всегда Китай, почему нельзя выготовить все в Украине и предложить это рынку Европы?» – вспоминает предпринимательница. Сказано – сделано. В 2016 году она основала компанию «Фабрика первых фантазий» по производству наборов для творчества под брендом ОКТО. Чтобы отличаться, предпринимательница придумала изготавливать картины, которые не разрисовываются, а вылепляются из специальных материалов.
«Идея бренда ОКТО заключается в том, что картины не обязательно рисовать», – говорит Либман. Свою нишу она называет «сенсори арт», ведь когда человек лепит, то в тот момент задействуются сенсорные ощущения пальцев, что обладает антистрессовым эффектом. Средняя стоимость таких картин по номерам – 700 грн.
Собственный дизайн – конкурентное преимущество в этом бизнесе, уверена предпринимательница. Ее продукт был замечен и признан на международном рынке, ведь китайские производители не могут предложить оригинальный дизайн. «Эта уникальность позволяет нам легко вступать в переговоры с другими компаниями за рубежом, – говорит она. – Неординарный продукт всегда будет интересен и дистрибьютору, и конечному потребителю. Компании из ЕС не хотят покупать у Китая, потому что это просто скопированная друг у друга продукция».
Картины для лепки ОКТО можно приобрести в польской сети Biedronka и в американском Barnes & Noble. Бренд Либман официально представлен и на маркетплейсе Amazon. Выручка, по данным компании, в 2022 году составила 120 млн грн.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.