Александр Гудков уже более 13 лет работает в фуд-бизнесе. В первые недели пандемии он потерял всех корпоративных клиентов и начал новый бизнес по доставке замороженных продуктов «Гудфуд Вдома». По словам Гудкова, в 2022 году выручка компании составила 24 млн грн. Как участнику списка Forbes NEXT 250 удалось использовать пандемию в свою пользу?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Банкир по образованию Александр Гудков ни дня не работал в банке. После окончания университета фанат американского ситкома «Друзья» создал свой первый бизнес – доставку китайской еды Taki box. «В ситкоме мне очень нравилась идея, что людям доставляют коробочки с китайской едой», – говорит Гудков.
По его словам, Taki box был первым премиальным проектом в нише доставки азиатской пищи. Для приготовления предприниматель выбирал элитные продукты, но со временем на рынке появились более дешевые аналоги. «Нам стало сложно конкурировать по цене», – говорит Гудков.
Предприниматель начал получать заказы от корпоративных клиентов и решил развивать это направление. В 2012 году он вместе с мамой и сестрой, Тамарой и Юлией Гудковыми, основал сервис по корпоративному питанию «Гудфуд Ворк».
Первыми клиентами стали известные ІТ- и международные компании GlobalLogic, Ciklum и «Авис Украина». За восемь лет «Гудфуд Ворк» вырос с 300 до 15 000 обедов в сутки и обслуживал около 100 офисов.
В 2019 году Гудков вместе со своим партнером создал ІТ-проект Expirenza, который помогал ресторанам получать обратную связь от клиентов через QR-коды и электронные чаевые. Проект привлек свыше 500 клиентов.
Пандемия и карантин спутали Гудкову все карты. «В один день все рестораны – заказчики Experienza перестали работать», – говорит предприниматель. Чтобы вернуть 60% клиентов, понадобилось полтора года.
Доставка обедов «Гудфуд Ворк» тоже рухнула. «Из 15 000 обедов в день, которые мы делали и доставляли по Киеву, за неделю осталось ноль», – говорит Гудков. Перспектива закрыть бизнесы не устраивала предпринимателя, поэтому он решил запустить что-нибудь новое.
Пандемии вопреки
К началу пандемии «Гудфуд Ворк» имела большое производство общей площадью более 1500 кв. м. По словам Гудкова, идея производить замороженные продукты существовала и раньше, но была неактуальной. Пандемия и сокращение заказов ускорили реализацию идеи. Предприниматели обустроили существующее помещение камерой шоковой заморозки, новыми производственными зонами и автоматическими линиями. Так появился сервис доставки замороженных блюд розничным клиентам «Гудфуд Вдома».
Завоевать благосклонность клиентов удалось не сразу. «Идея заказывать замороженные продукты с доставкой в начале карантина казалась дикой», – говорит Гудков. Он признается, что ему не хватало опыта работы именно на розничном рынке, поскольку до этого он работал в В2В-продажах. Спасти новый проект удалось жене Александра, Елене Гудковой, – известной блогерше и основательнице киевского фестиваля «Кураж».
В начале пандемии она и ее маркетинг-команда оказались без фестивалей и без работы. Поэтому команду привлекли к маркетингу в «Гудфуд Вдома». Первая идея – разместить оригинальные надписи на коробках – сделала компанию заметной. На своих коробках они цитируют стихи Сергея Жадана, песни Kalush Orchestra и другие. Люди начали постить обзоры и распаковки у себя в Instagram stories. Помогла и известность Елены в соцсетях: в Instagram-аккаунте у нее 66 500 подписчиков. «У нас сработал word of mouth, и это стало началом жизни проекта «Гудфуд Вдома», – говорит Гудков.
Фишка бизнес-проекта Гудковых – производство изысканных замороженных блюд, которые сложно приготовить самому. Помимо базового ассортимента замороженных блюд, компания предлагает пироги, лазанью, тирамису, безглютеновые котлеты и веганские бифштексы. «Наша идея заключалась в производстве таких замороженных блюд, которые люди захотят взять с собой в гости или подать на ужин», – объясняет предприниматель.
Всего в ассортименте компании более 85 позиций. Стандартная корзина клиента на 70% состоит из базовых блюд, таких как блины, вареники или сырники, и 30% сложных, как ножка конфи или пирог, рассказывает Гудков, а средний чек составляет 2000 грн.
Одним из элементов успеха компании Гудков называет сервис. «Многие могут повторить такие же блюда, но для нас обратная связь с каждым отдельным клиентом – приоритет №1», – добавляет он. Каждую неделю команда проводит встречу, где обсуждает негативные отзывы. При оформлении заказа клиент может сообщить, что у него есть домашний питомец, и вместе со своим заказом получит бесплатное лакомство для животного.
В 2021 году monobank, реализовавший идею с оплатами чека в ресторане, предложил основателям Expirenza купить их бизнес. Гудков с партнером согласились, и сейчас проект работает под названием Expirenza by mono. Гудков не разглашает сумму сделки, но говорит, что все остались довольны. Полученная сумма дала возможность закупить оборудование для проекта «Гудфуд Вдома».
Перспективный рынок
Рынок замороженных блюд в Украине и мире постоянно растет, говорит соучредитель «Галі Балуваної» Владимир Матвийчук. Его компания занимается производством и продажей полуфабрикатов в магазинах под собственным брендом и работает по франчайзингу, всего в сети насчитывается 802 магазина.
По словам Матвийчука, рынок замороженных блюд в среднем растет на 10–15% ежегодно. Это вызвано изменением ценностей молодого поколения. «Они прогрессивнее, больше времени посвящают себе и семье», – добавляет Матвийчук.
В настоящее время у «Гудфуд Вдома» есть распределительные склады в Киеве, Львове, Днепре, которые используются как хабы для доставки. Производство расположено в Киеве, оснащено современным оборудованием, например есть автоматическая машина для лепки равиоли, блинов. Это позволяет не нанимать большое количество людей – в проекте «Гудфуд Вдома» работает до 20 человек.
Через месяц предприниматели планируют запустить доставку по всей Украине и открыться в Польше. Уже год Юлия Гудкова работает в Варшаве над созданием производства. Его запуск планируется в конце октября.
До конца 2023 года учредители рассчитывают выйти на 60 млн грн оборота, а также увеличить количество заказов более чем до 200 в день.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.