Вадим Щичко, основатель розничной сети Оптика 1st. /Лена Шунькина для Forbes Украина
Категория
Свой бизнес
Дата

Разглядеть перспективу. Как Вадим Щичко за два года вырастил сеть магазинов оптики из более чем 140 магазинов

5 хв читання

Вадим Щичко, основатель розничной сети Оптика 1st. Фото Лена Шунькина для Forbes Украина

Вадим Щичко пробовал развивать бизнес с родственниками. Оказалось, что франчайзи гораздо сговорчивее

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Черег полгода сеть Оптика 1st обанкротилась и распалась. Инвесторы обнаружили «нарисованную» финансовую отчетность, часть из них продали магазины, часть начала управлять ими самостоятельно. Почему так случилось, Forbes написал в материале «Очки не помогли. Более 100 инвесторов вложили по $40 000 в магазины «Оптика 1st». Почему они поверили в прогоревшую сеть»

Основатель розничной сети Оптика 1st Вадим Щичко, 34, постигал азы бизнеса, торгуя с отцом запчастями на авторынках. «Жара или минус 20 – ты должен быть на рынке с пяти утра, – вспоминает он. – Весь в пыли и грязи таскаешь эти запчасти. Каждый день, просыпаясь, думал: почему я?». 

Школа выживания не прошла даром. «Делаешь работу быстро и качественно – результат будет», − говорит он. Щичко еще учился в Днепропетровском инженерно-строительном институте, а уже владел собственным магазином автозапчастей и водил Skoda Superb. Неплохо для 21 года. 

Щичко было 29, когда он открыл в Днепре первую точку по продаже очков. «Людям всегда нужна будет врачебная помощь», – объясняет он свою логику. На закупку товара и оборудования для диагностики предприниматель потратил около $40 000.

Акцент был сделан на нише недорогих очков и линз, в которую еще не пришли сильные сетевые игроки, а рынок по большей части представляет разрозненный ритейл, где продается много некачественного товара. Бизнес-модель предусматривала не только продажу очков, но и диагностику зрения. В каждом магазине оборудован кабинет, где принимает профессиональный офтальмолог. Оптика 1st со средним чеком около 2 000 грн конкурирует в нише «средний минус», – говорит Щичко. В магазинах сегмента «премиум» и «средний плюс» средний чек по его данным начинается от 8 000 грн.

Линзы для Оптики 1st закупались в Европе, оправы, изготовленные по индивидуальному заказу, – в Китае. «У нас своя комплектация, колеровка и дизайн – стандартные китайские оправы не подходят под славянские лица», − объясняет Щичко.

Магазин начал приносить операционную прибыль через несколько месяцев работы, вспоминает он. Чтобы увеличить количество точек, Щичко предложил войти в бизнес родственникам. Благодаря дополнительному финансированию за три года Оптика 1st открыла в Днепре еще шесть магазинов и офтальмологическую клинику. 

Инвесторы были не очень довольны. «Некоторым показалось мало ежемесячных выплат из прибыли, и они потребовали дополнительный процент на капитал», – вспоминает Щичко. В 2019-ом он перекредитовался и выкупил доли родственников за 10 млн грн. «По кредиту осталось выплатить 6 млн, – говорит Щичко. – Это был жесткий урок. Рассчитывать можно только на себя».

Масштабировать бизнес Щичко решил с помощью классической франшизы с 5%-ными роялти. Предприниматель встречался с потенциальными франчайзи, но дело не шло – мало кто хотел разбираться в тонкостях медицинского бизнеса. Он быстро охладел к идее, рассудив, что придется круглосуточно консультировать партнеров, разжевывая детали процессов. 

Более перспективной оказалась модель пассивной франшизы. Сумма инвестиций в один магазин – $40 000. Основная часть расходов: аренда помещения, закупка оборудования, оргтехники, а также расходы на ремонтные работы и товарные запасы. Прогнозная окупаемость магазина 2-2,5 года, говорит Щичко. Инвестор получает всю чистую прибыль до момента окупаемости, после она распределяется 50/50. «Моя задача как можно скорее вывести магазин на окупаемость, чтобы вступить в долевое участие 50 на 50», – говорит Щичко. Пока таких магазинов нет. 

Инвестор не участвует в операционном управлении. Этим централизованно занимается управляющая компания «Оптика 1st» в Днепре со штатом в 120 человек. На ее содержание уходит 5% оборота сети. 

Лена Шунькина для Forbes Украина

Вадим Щичко, основатель розничной сети Оптика 1st. Фото Лена Шунькина для Forbes Украина

Первого франчайзи Щичко нашел через друзей. Точка открылась в августе 2019-го. За два года сеть разрослась до 141 магазинов в 83 городах. В 2020-м выручка сети была 36 млн грн ($1,3 млн). За семь месяцев 2021 года она выросла втрое до 116 млн грн ($4,3 млн). У сети более 100 инвесторов, которые инвестировали в общей сложности, по оценке Щичко, около $7 млн. К открытию готовятся еще 37 точек. 

«Это очень высокая динамика», − говорит исполнительный директор компании «ФРАНЧ» Роман Кирилович, который помогал Щичко разрабатывать вариант франшизы. Одна из причин взрывного роста, по его мнению, – дефицит пассивных франшиз в сегменте до $50 000. «Она не для тех, кто ищет работу, а для тех, кто хочет вложить деньги в реальный бизнес и получать адекватную рентабельность, но не хочет участвовать в управлении», − говорит Кирилович.

Основатель IT-компании Netpeak Group Артем Бородатюк инвестировал $200 000 в пять Оптик 1st. Каждая приносит ему в среднем $1500 в месяц. «У меня выходит доходность 3%, а иногда 4% в месяц. Это очень высокий показатель рентабельности инвестиций, − говорит он. − В недвижимости хорошим процентом можно назвать 1-1,5%». После того, как инвестиция окупится, Бородатюк рассчитывает на доходность в 1,5% в месяц. «Если наладить маркетинг и онлайн-продажи можно получать больше», – говорит он. 

Раньше Бородатюк инвестировал преимущественно в стартапы. Ритейл выбрал для диверсификации. «Это гарантированный ежемесячный доход», − говорит он. Прежде чем остановиться на предложении Щичко, изучил более 100 вариантов. 

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Бородатюку понравилось, что бизнес ориентирован на средний ценовой сегмент и развивается от периферии к центру. «Щичко выходил в маленькие города, где его конкуренты – старые бизнесы, где никто не делает диагностику, – объясняет инвестор. – За прилавком сидит старушка, а очки у нее покупают другие бабушки, которые не знают, подходят им очки или нет».

Для бизнесмена из Ровненской области Александра Грицеевича Оптика 1st развивает восемь магазинов на юго-востоке Украины. Сумма инвестиций – $320 000. Оправдались ли ожидания? «В июле 2020 года мы открыли точку в Кривом Роге, и с первого месяца она вышла в плюс», – говорит он. Финансовые показатели Грицеевич не раскрывает, но уверен, что окупит инвестиции быстрее, чем за 2,5 года. 

Слабое звено проекта Щичко, по мнению Бородатюка – маркетинг. «Нет ни нормального онлайн-магазина, ни онлайн-продаж, бренд не раскручен», − говорит он.  

Другая проблема – кадры. Ежемесячно компания набирает 120 сотрудников. Щичко открыл в Днепре тренинговый центр, куда каждую неделю приезжают на учебу 50-70 человек. Коучи и офтальмологи проводят выездные тренинги, работая без выходных. «Тут два варианта: тормозить и концентрироваться на качестве либо набирать еще большую скорость и параллельно улучшать качество, – говорит предприниматель. – Выбрав масштабирование, останавливаться нельзя – поэтому я иду по второму пути».  

Лена Шунькина для Forbes Украина

Вадим Щичко, основатель розничной сети Оптика 1st. Фото Лена Шунькина для Forbes Украина

Объем украинского рынка оптики, по оценке Pro-Consulting, – 6,5 млрд грн в 2020-м году. Лидер рынка – Інтероко с долей 28% (2,2 млрд грн). Компания владеет сетью оптик Люксоптика и мультибрендовым салоном Eye Q Optic. В 2021 году емкость рынка, по прогнозу Pro-Consulting, вырастет до 7,3 млрд грн. Цель Щичко – нарастить свою долю до 10%, или в 20 раз по сравнению с 2020 годом.  

В сентябре 2021-го Щичко открывает первый магазин и мастерскую по выправке очков в Варшаве. Бизнесмен инвестирует в проект $70 000. Ставку делает на спальные районы, где мало развит уличный ритейл. По его словам, Польша – страна торговых центров: люди привыкли все покупать там. «Но как показал карантин, многие люди не хотят ездить в торговые центры, им удобнее спуститься в магазин», − говорит он.

Мировой рынок оптических изделий в 2020 году оценивался в $147,6 млрд, говорит гендиректор Pro-Consulting Александр Соколов. Он прогнозирует ежегодный рост на 8,5%. 

На руку Щичко играет новая реальность. «Диджитализация усугубила проблемы со зрением, − говорит Соколов. − Из-за карантина люди стали проводить за компьютером гораздо больше времени».  

Кроме Днепра, Щичко открыл офтальмологические клиники в Кривом Роге и Киеве. С 2022 года планирует масштабировать их по той же схеме. Щичко рассчитывает, что оптики будут генерировать поток клиентов для клиник. «Взялся за дело – доводи его до конца, – говорит он. А этот бизнес бесконечный».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд