Разглядеть перспективу. Как Вадим Щичко за два года вырастил сеть магазинов оптики из более чем 140 магазинов /Фото Лена Шунькина для Forbes Украина
Категория
Свой бизнес
Дата

Разглядеть перспективу. Как Вадим Щичко за два года вырастил сеть магазинов оптики из более чем 140 магазинов

Вадим Щичко, основатель розничной сети Оптика 1st. Фото Лена Шунькина для Forbes Украина

Вадим Щичко пробовал развивать бизнес с родственниками. Оказалось, что франчайзи гораздо сговорчивее

Основатель розничной сети Оптика 1st Вадим Щичко, 34, постигал азы бизнеса, торгуя с отцом запчастями на авторынках. «Жара или минус 20 – ты должен быть на рынке с пяти утра, – вспоминает он. – Весь в пыли и грязи таскаешь эти запчасти. Каждый день, просыпаясь, думал: почему я?». 

Школа выживания не прошла даром. «Делаешь работу быстро и качественно – результат будет», − говорит он. Щичко еще учился в Днепропетровском инженерно-строительном институте, а уже владел собственным магазином автозапчастей и водил Skoda Superb. Неплохо для 21 года. 

Щичко было 29, когда он открыл в Днепре первую точку по продаже очков. «Людям всегда нужна будет врачебная помощь», – объясняет он свою логику. На закупку товара и оборудования для диагностики предприниматель потратил около $40 000.

Акцент был сделан на нише недорогих очков и линз, в которую еще не пришли сильные сетевые игроки, а рынок по большей части представляет разрозненный ритейл, где продается много некачественного товара. Бизнес-модель предусматривала не только продажу очков, но и диагностику зрения. В каждом магазине оборудован кабинет, где принимает профессиональный офтальмолог. Оптика 1st со средним чеком около 2 000 грн конкурирует в нише «средний минус», – говорит Щичко. В магазинах сегмента «премиум» и «средний плюс» средний чек по его данным начинается от 8 000 грн.

Линзы для Оптики 1st закупались в Европе, оправы, изготовленные по индивидуальному заказу, – в Китае. «У нас своя комплектация, колеровка и дизайн – стандартные китайские оправы не подходят под славянские лица», − объясняет Щичко.

Магазин начал приносить операционную прибыль через несколько месяцев работы, вспоминает он. Чтобы увеличить количество точек, Щичко предложил войти в бизнес родственникам. Благодаря дополнительному финансированию за три года Оптика 1st открыла в Днепре еще шесть магазинов и офтальмологическую клинику. 

Инвесторы были не очень довольны. «Некоторым показалось мало ежемесячных выплат из прибыли, и они потребовали дополнительный процент на капитал», – вспоминает Щичко. В 2019-ом он перекредитовался и выкупил доли родственников за 10 млн грн. «По кредиту осталось выплатить 6 млн, – говорит Щичко. – Это был жесткий урок. Рассчитывать можно только на себя».

Масштабировать бизнес Щичко решил с помощью классической франшизы с 5%-ными роялти. Предприниматель встречался с потенциальными франчайзи, но дело не шло – мало кто хотел разбираться в тонкостях медицинского бизнеса. Он быстро охладел к идее, рассудив, что придется круглосуточно консультировать партнеров, разжевывая детали процессов. 

Более перспективной оказалась модель пассивной франшизы. Сумма инвестиций в один магазин – $40 000. Основная часть расходов: аренда помещения, закупка оборудования, оргтехники, а также расходы на ремонтные работы и товарные запасы. Прогнозная окупаемость магазина 2-2,5 года, говорит Щичко. Инвестор получает всю чистую прибыль до момента окупаемости, после она распределяется 50/50. «Моя задача как можно скорее вывести магазин на окупаемость, чтобы вступить в долевое участие 50 на 50», – говорит Щичко. Пока таких магазинов нет. 

Инвестор не участвует в операционном управлении. Этим централизованно занимается управляющая компания «Оптика 1st» в Днепре со штатом в 120 человек. На ее содержание уходит 5% оборота сети. 

Вадим Щичко, основатель розничной сети Оптика 1st. /Фото Лена Шунькина для Forbes Украина

Вадим Щичко, основатель розничной сети Оптика 1st. Фото Лена Шунькина для Forbes Украина

Первого франчайзи Щичко нашел через друзей. Точка открылась в августе 2019-го. За два года сеть разрослась до 141 магазинов в 83 городах. В 2020-м выручка сети была 36 млн грн ($1,3 млн). За семь месяцев 2021 года она выросла втрое до 116 млн грн ($4,3 млн). У сети более 100 инвесторов, которые инвестировали в общей сложности, по оценке Щичко, около $7 млн. К открытию готовятся еще 37 точек. 

«Это очень высокая динамика», − говорит исполнительный директор компании «ФРАНЧ» Роман Кирилович, который помогал Щичко разрабатывать вариант франшизы. Одна из причин взрывного роста, по его мнению, – дефицит пассивных франшиз в сегменте до $50 000. «Она не для тех, кто ищет работу, а для тех, кто хочет вложить деньги в реальный бизнес и получать адекватную рентабельность, но не хочет участвовать в управлении», − говорит Кирилович.

Основатель IT-компании Netpeak Group Артем Бородатюк инвестировал $200 000 в пять Оптик 1st. Каждая приносит ему в среднем $1500 в месяц. «У меня выходит доходность 3%, а иногда 4% в месяц. Это очень высокий показатель рентабельности инвестиций, − говорит он. − В недвижимости хорошим процентом можно назвать 1-1,5%». После того, как инвестиция окупится, Бородатюк рассчитывает на доходность в 1,5% в месяц. «Если наладить маркетинг и онлайн-продажи можно получать больше», – говорит он. 

Раньше Бородатюк инвестировал преимущественно в стартапы. Ритейл выбрал для диверсификации. «Это гарантированный ежемесячный доход», − говорит он. Прежде чем остановиться на предложении Щичко, изучил более 100 вариантов. 

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Бородатюку понравилось, что бизнес ориентирован на средний ценовой сегмент и развивается от периферии к центру. «Щичко выходил в маленькие города, где его конкуренты – старые бизнесы, где никто не делает диагностику, – объясняет инвестор. – За прилавком сидит старушка, а очки у нее покупают другие бабушки, которые не знают, подходят им очки или нет».

Для бизнесмена из Ровненской области Александра Грицеевича Оптика 1st развивает восемь магазинов на юго-востоке Украины. Сумма инвестиций – $320 000. Оправдались ли ожидания? «В июле 2020 года мы открыли точку в Кривом Роге, и с первого месяца она вышла в плюс», – говорит он. Финансовые показатели Грицеевич не раскрывает, но уверен, что окупит инвестиции быстрее, чем за 2,5 года. 

Слабое звено проекта Щичко, по мнению Бородатюка – маркетинг. «Нет ни нормального онлайн-магазина, ни онлайн-продаж, бренд не раскручен», − говорит он.  

Другая проблема – кадры. Ежемесячно компания набирает 120 сотрудников. Щичко открыл в Днепре тренинговый центр, куда каждую неделю приезжают на учебу 50-70 человек. Коучи и офтальмологи проводят выездные тренинги, работая без выходных. «Тут два варианта: тормозить и концентрироваться на качестве либо набирать еще большую скорость и параллельно улучшать качество, – говорит предприниматель. – Выбрав масштабирование, останавливаться нельзя – поэтому я иду по второму пути».  

Вадим Щичко, основатель розничной сети Оптика 1st. /Фото Лена Шунькина для Forbes Украина

Вадим Щичко, основатель розничной сети Оптика 1st. Фото Лена Шунькина для Forbes Украина

Объем украинского рынка оптики, по оценке Pro-Consulting, – 6,5 млрд грн в 2020-м году. Лидер рынка – Інтероко с долей 28% (2,2 млрд грн). Компания владеет сетью оптик Люксоптика и мультибрендовым салоном Eye Q Optic. В 2021 году емкость рынка, по прогнозу Pro-Consulting, вырастет до 7,3 млрд грн. Цель Щичко – нарастить свою долю до 10%, или в 20 раз по сравнению с 2020 годом.  

В сентябре 2021-го Щичко открывает первый магазин и мастерскую по выправке очков в Варшаве. Бизнесмен инвестирует в проект $70 000. Ставку делает на спальные районы, где мало развит уличный ритейл. По его словам, Польша – страна торговых центров: люди привыкли все покупать там. «Но как показал карантин, многие люди не хотят ездить в торговые центры, им удобнее спуститься в магазин», − говорит он.

Мировой рынок оптических изделий в 2020 году оценивался в $147,6 млрд, говорит гендиректор Pro-Consulting Александр Соколов. Он прогнозирует ежегодный рост на 8,5%. 

На руку Щичко играет новая реальность. «Диджитализация усугубила проблемы со зрением, − говорит Соколов. − Из-за карантина люди стали проводить за компьютером гораздо больше времени».  

Кроме Днепра, Щичко открыл офтальмологические клиники в Кривом Роге и Киеве. С 2022 года планирует масштабировать их по той же схеме. Щичко рассчитывает, что оптики будут генерировать поток клиентов для клиник. «Взялся за дело – доводи его до конца, – говорит он. А этот бизнес бесконечный».

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков