Виктор Оношко хочет стать номером один на рынке вендинга и составить конкуренцию китайской Pop Mart. Сейчас его сеть по продаже игрушек «Мама, ну купи» насчитывает 87 автоматов в четырех странах, а в 2022 году доход составил 28 млн грн. Чтобы добиться этих результатов, участник списка Forbes Next250 привлек 187 инвесторов и 16 франчайзи
По примеру PopMart
«Если в мире есть пример рабочего бизнеса, то грех не попытаться его повторить», – говорит киевлянин Виктор Оношко, 31. Сначала он добился успеха в сфере контент-маркетинга. Его «Первое Телеграмм Агентство» вело телеграмм-канал образовательного проекта Евгения Черняка Big Money, сервиса доставки Raketa и даже канал Ze Kubiki – спортивного влога Владимира Зеленского до того, как он стал президентом.
Однако Оношко хотел попытаться реализоваться в реальном секторе бизнеса. Его внимание привлекла китайская компания Pop Mart. Основанная в 2010 году, она насчитывает более 2000 автоматов в 23 странах, а выручка в 2022-м составила $630 млн.
Предприниматель купил исследование рынка вендинга от Kreston GCG, согласно которому на 2017 год в Украине было представлено 10 000 вендинговых аппаратов, среди которых 59% занимали кофейные автоматы, 30% приходилось на платежные терминалы, 11% – на автоматы с напитками/снеками. Украинский рынок вендинга аналитики называли одним из самых ненасыщенных в мире. К примеру, в Японии на один торговый автомат приходилось 23 человека, в США – 35, в Украине – 3000.
Первый вендинговый бизнес с домашними обедами Оношко открыл в 2019 году. Автомат «Мама приготовила» он разместил в офисе IT-компании Innovecs для 1500 сотрудников. Бизнес взлетел, но ненадолго, потому что начался карантин.
Дмитрий Карпиловский, соучредитель «УкрИнвестКлуба», бывший первый инвестор Оношко, вложился в эти автоматы, но в период локдаунов они потеряли рентабельность. «Мы не ожидали, что будут столь масштабные карантинные меры», – рассказывает Карпиловский.
Неудача не отвлекла Оношко от идеи добиться успеха на рынке вендинга. Торговля через автоматы – интересный формат бизнеса, поскольку он обеспечивает доступ к продуктам или услугам в любое время и может быть выгоден из-за низких затрат на организацию и управление, объясняет глава директората Ассоциации франчайзинга Украины Андрей Кривонос.
Именно в то время супруги Оношко ожидали первого ребенка, поэтому предприниматель «начал обращать внимание на детей». Так и появилась идея будущего бизнеса «Мама, ну купи».
Сейчас вендинг присутствует во всех торговых и бизнес-центрах, признает директор Украинской торговой гильдии (UTG) Евгения Локтионова. Но направление продажи игрушек через автоматы почти не развито, потому что на него нет спроса, говорит она.
Оношко считает по-другому. «Максимально не занятая ниша, нет лидеров, есть только кофейные и снековые автоматы, то есть пустой рынок полностью», – отмечает он. По словам Кривоноса, интерес к вендингу в последнее время растет.
Instagram-краудфандинг
На первом этапе Оношко инвестировал в бизнес $40 000, которые пошли на приобретение четырех автоматов в Китае, разработку, дизайн и команду. Первый автомат «Мама, ну купи» он поставил на детской площадке в Ирпене в мае 2021 года, в день рождения сына Леона. Чтобы удержать преимущество на украинском рынке, Оношко подписал эксклюзивный договор с китайским производителем, название которого не называет.
Как и с вендингом Pop Mart, в автомате «Мама, ну купи» содержатся боксы с игрушками. Сперва там размещались трендовые китайские игрушки, а с началом полномасштабной войны Оношко решил снизить стоимость и вместо них появились так называемые сюрприз-боксы. Это свертки, наполненные конфетами и трендовыми игрушками.
Ребёнок не знает, что внутри, до момента, пока приобретет и откроет сверток. Игрушки для боксов жена Оношко покупает на внутренних рынках Китая, в частности, на сайтах TaoBao и Pinduoduo, а доставляет в Украину Meest China.
Цены на боксы составляют 100–400 грн и упаковываются вручную в офисе компании, а наценка на набор составляет 100%, рассказывает предприниматель.
Чтобы масштабировать бизнес и увеличить количество автоматов, Оношко требовались деньги. И здесь пригодилась его персональная страница в Instagram, насчитывающая 156 тысяч подписчиков. В 2021 году он дал объявление и привлек около $2 млн, которые потратил на расширение сети вендинговых автоматов. «Мама, ну купи» расположены в торговых центрах Respublika, Cosmo Multimall, Blockbuster Mall, сетях «Сильпо» и «Ашан».
Оношко предполагает, что если бы он попытался развиваться постепенно и только на свои средства, то кто-то из крупных бизнесменов увидел бы эту модель и было бы потеряно конкурентное преимущество. «Я привлек инвестиции, поэтому сейчас успешен», – заключает Оношко.
Инвесторам он предлагает купить долю в автомате, минимальная сумма инвестиций – $4000. Инвестор получает 30% годовых в гривне согласно курсу доллара. По словам Оношко, у него 180 инвесторов. Насколько реальна такая ставка доходности? Дмитрий Ковпак за два года инвестировал в «Мама, ну купи» уже $35 000. Он рассказал, что подключен к CRM-системе компании и информацию о доходах автоматов видит онлайн. Первый день каждого месяца Ковпак получает выплату в размере 2,5% в гривне по курсу доллара от вложенной суммы.
Выбранная тактика расширения предпринимателя дала хороший результат. Выручка «Мама, ну купи» в 2021 году – 5 млн грн, в 2022-м – 28 млн грн, говорит Оношко.
Неудачное партнерство "Мама, ну купи" и X100
В ноябре 2021 года к Оношке обратился директор холдинга X100 Алекса Яновского и предложили ему продать половину бизнеса за $500 000 и привлечь инвесторов через свою платформу. По словам Оношко, они подписали меморандум о намерениях, согласно которому Х100 должны были выкупить часть бизнеса в течение трех месяцев, но соглашение так и не состоялось. Размещение в каталоге франшиз Х100 привлекло 20 инвесторов в бизнес «Мама, ну кучи». Это украинцы из Винницы, утверждает Оношко. Х100 позиционировали себя как управляющая компания, на платформе которой размещены бренды успешных франшиз и где кто-либо может сделать инвестицию в бизнес. За привлечение инвесторов Оношко заплатил им 26% суммы инвестиций. В январе 2022 г. Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку внесла Х100 в перечень сомнительных финансовых проектов. «Мы вышли с платформы Х100 и никаких отношений не имеем», — говорит Оношко. По данным YouControl 100% ООО «Мама, ну кучи» принадлежит Виктору Оношко.
Франшиза и международный рынок
Во время полномасштабного вторжения Оношко решил выйти на международный рынок с помощью франшизы. Предпринимателю пришлось адаптировать ассортимент товара, поскольку в Европе достаточно высокие требования к сертификатам на продукцию. Сейчас игрушки покупают на внутреннем рынке Европы и боксы собирают там же.
Сначала франшизу купили в Румынии, затем проект запустился в Польше и Австрии. Следующими станут Италия, Германия и Англия, говорит Оношко.
Сейчас компания предлагает два вида франшиз: классическую и управленческую. В случае классической франшизы предприниматель вовлекается в операционную деятельность и отвечает за процессы в бизнесе. При управленческой франчайзи он только инвестирует в открытие, а управляет бизнесом франчайзер. Для классической франшизы сумма стартовых инвестиций составляет от $10 000. В настоящее время у компании 18 франчайзи и открыто 87 локаций.
Румынский франчайзи Василий Римис рассказывает, что в ноябре 2022 года купил франшизу «Мама, ну купи», поскольку она легка в управлении – необходим только курьер, который будет заполнять автоматы новыми игрушками. Предприниматель открыл две локации в городе Яссы. По его словам, доходность бизнеса даже больше 30% годовых в долларах.
Андрей Кривонос считает доходность в размере 30% годовых в вендинге вполне возможной, однако отмечает, что это проверить возможно, только ведя бизнес вместе с ними.
В следующем году Оношко планирует открыть 500 автоматов «Мама, ну купи» и запуститься в 10 странах по франшизе, а всего к 2025 году довести количество вендинговых автоматов до 1000.
В сентябре 2023-го Оношко реанимировал бренд «Мама приготовила», который продает замороженные продукты питания. В его планах основывать другие форматы: «Пиццамат» – вендинговые автоматы с горячей пиццей, «Тампонамат» – аппарат со средствами женской гигиены.
«Я хочу сделать вендинговую империю, быть №1 на этом рынке, чтобы каждый человек мог в автомате купить все, что угодно», – рассказывает предприниматель.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.