Категория
Свой бизнес
Дата

Опустошитель родительских кошельков. Знакомьтесь – Виктор Оношко, строящий вендинговую империю из Украины. Как ему удается продавать игрушки из автоматов на десятки миллионов

Виктор Оношко хочет стать номером один на рынке вендинга и составить конкуренцию китайской Pop Mart. Сейчас его сеть по продаже игрушек «Мама, ну купи» насчитывает 87 автоматов в четырех странах, а в 2022 году доход составил 28 млн грн. Чтобы добиться этих результатов, участник списка Forbes Next250 привлек 187 инвесторов и 16 франчайзи

Віктор Оношко, засновник мережі вендингових автоматів «Мама, ну купи» /из личного архива

Виктор Оношко, основатель сети вендинговых автоматов «Мама, ну купи» Фото из личного архива

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

По примеру PopMart

«Если в мире есть пример рабочего бизнеса, то грех не попытаться его повторить», – говорит киевлянин Виктор Оношко, 31. Сначала он добился успеха в сфере контент-маркетинга. Его «Первое Телеграмм Агентство» вело телеграмм-канал образовательного проекта Евгения Черняка Big Money, сервиса доставки Raketa и даже канал Ze Kubiki – спортивного влога Владимира Зеленского до того, как он стал президентом.

Однако Оношко хотел попытаться реализоваться в реальном секторе бизнеса. Его внимание привлекла китайская компания Pop Mart. Основанная в 2010 году, она насчитывает более 2000 автоматов в 23 странах, а выручка в 2022-м составила $630 млн.

Предприниматель купил исследование рынка вендинга от Kreston GCG, согласно которому на 2017 год в Украине было представлено 10 000 вендинговых аппаратов, среди которых 59% занимали кофейные автоматы, 30% приходилось на платежные терминалы, 11% – на автоматы с напитками/снеками. Украинский рынок вендинга аналитики называли одним из самых ненасыщенных в мире. К примеру, в Японии на один торговый автомат приходилось 23 человека, в США – 35, в Украине – 3000.

Первый вендинговый бизнес с домашними обедами Оношко открыл в 2019 году. Автомат «Мама приготовила» он разместил в офисе IT-компании Innovecs для 1500 сотрудников. Бизнес взлетел, но ненадолго, потому что начался карантин.

Дмитрий Карпиловский, соучредитель «УкрИнвестКлуба», бывший первый инвестор Оношко, вложился в эти автоматы, но в период локдаунов они потеряли рентабельность. «Мы не ожидали, что будут столь масштабные карантинные меры», – рассказывает Карпиловский.

Неудача не отвлекла Оношко от идеи добиться успеха на рынке вендинга. Торговля через автоматы – интересный формат бизнеса, поскольку он обеспечивает доступ к продуктам или услугам в любое время и может быть выгоден из-за низких затрат на организацию и управление, объясняет глава директората Ассоциации франчайзинга Украины Андрей Кривонос.

Именно в то время супруги Оношко ожидали первого ребенка, поэтому предприниматель «начал обращать внимание на детей». Так и появилась идея будущего бизнеса «Мама, ну купи».

Сейчас вендинг присутствует во всех торговых и бизнес-центрах, признает директор Украинской торговой гильдии (UTG) Евгения Локтионова. Но направление продажи игрушек через автоматы почти не развито, потому что на него нет спроса, говорит она.

Оношко считает по-другому. «Максимально не занятая ниша, нет лидеров, есть только кофейные и снековые автоматы, то есть пустой рынок полностью», – отмечает он. По словам Кривоноса, интерес к вендингу в последнее время растет.

«Мама, ну купи» расположены в торговых центрах Respublika, Cosmo Multimall, Blockbuster Mall, сетях «Сильпо» и «Ашан».

«Мама, ну купи» расположены в торговых центрах Respublika, Cosmo Multimall, Blockbuster Mall, сетях «Сильпо» и «Ашан».

Instagram-краудфандинг

На первом этапе Оношко инвестировал в бизнес $40 000, которые пошли на приобретение четырех автоматов в Китае, разработку, дизайн и команду. Первый автомат «Мама, ну купи» он поставил на детской площадке в Ирпене в мае 2021 года, в день рождения сына Леона. Чтобы удержать преимущество на украинском рынке, Оношко подписал эксклюзивный договор с китайским производителем, название которого не называет.

Как и с вендингом Pop Mart, в автомате «Мама, ну купи» содержатся боксы с игрушками. Сперва там размещались трендовые китайские игрушки, а с началом полномасштабной войны Оношко решил снизить стоимость и вместо них появились так называемые сюрприз-боксы. Это свертки, наполненные конфетами и трендовыми игрушками.

Ребёнок не знает, что внутри, до момента, пока приобретет и откроет сверток. Игрушки для боксов жена Оношко покупает на внутренних рынках Китая, в частности, на сайтах TaoBao и Pinduoduo, а доставляет в Украину Meest China.

Цены на боксы составляют 100–400 грн и упаковываются вручную в офисе компании, а наценка на набор составляет 100%, рассказывает предприниматель.

Игрушки из боксов «Мама, ну купи»

Игрушки из боксов «Мама, ну купи»

Чтобы масштабировать бизнес и увеличить количество автоматов, Оношко требовались деньги. И здесь пригодилась его персональная страница в Instagram, насчитывающая 156 тысяч подписчиков. В 2021 году он дал объявление и привлек около $2 млн, которые потратил на расширение сети вендинговых автоматов. «Мама, ну купи» расположены в торговых центрах Respublika, Cosmo Multimall, Blockbuster Mall, сетях «Сильпо» и «Ашан».

Оношко предполагает, что если бы он попытался развиваться постепенно и только на свои средства, то кто-то из крупных бизнесменов увидел бы эту модель и было бы потеряно конкурентное преимущество. «Я привлек инвестиции, поэтому сейчас успешен», – заключает Оношко.

Инвесторам он предлагает купить долю в автомате, минимальная сумма инвестиций – $4000. Инвестор получает 30% годовых в гривне согласно курсу доллара. По словам Оношко, у него 180 инвесторов. Насколько реальна такая ставка доходности? Дмитрий Ковпак за два года инвестировал в «Мама, ну купи» уже $35 000. Он рассказал, что подключен к CRM-системе компании и информацию о доходах автоматов видит онлайн. Первый день каждого месяца Ковпак получает выплату в размере 2,5% в гривне по курсу доллара от вложенной суммы.

Выбранная тактика расширения предпринимателя дала хороший результат. Выручка «Мама, ну купи» в 2021 году – 5 млн грн, в 2022-м – 28 млн грн, говорит Оношко.

Боксы с игрушками «Мама, ну купи»

Боксы с игрушками «Мама, ну купи»

Неудачное партнерство "Мама, ну купи" и X100

В ноябре 2021 года к Оношке обратился директор холдинга X100 Алекса Яновского и предложили ему продать половину бизнеса за $500 000 и привлечь инвесторов через свою платформу. По словам Оношко, они подписали меморандум о намерениях, согласно которому Х100 должны были выкупить часть бизнеса в течение трех месяцев, но соглашение так и не состоялось. Размещение в каталоге франшиз Х100 привлекло 20 инвесторов в бизнес «Мама, ну кучи». Это украинцы из Винницы, утверждает Оношко. Х100 позиционировали себя как управляющая компания, на платформе которой размещены бренды успешных франшиз и где кто-либо может сделать инвестицию в бизнес. За привлечение инвесторов Оношко заплатил им 26% суммы инвестиций. В январе 2022 г. Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку внесла Х100 в перечень сомнительных финансовых проектов. «Мы вышли с платформы Х100 и никаких отношений не имеем», — говорит Оношко. По данным YouControl 100% ООО «Мама, ну кучи» принадлежит Виктору Оношко.

Франшиза и международный рынок

Во время полномасштабного вторжения Оношко решил выйти на международный рынок с помощью франшизы. Предпринимателю пришлось адаптировать ассортимент товара, поскольку в Европе достаточно высокие требования к сертификатам на продукцию. Сейчас игрушки покупают на внутреннем рынке Европы и боксы собирают там же.

Сначала франшизу купили в Румынии, затем проект запустился в Польше и Австрии. Следующими станут Италия, Германия и Англия, говорит Оношко.

Сейчас компания предлагает два вида франшиз: классическую и управленческую. В случае классической франшизы предприниматель вовлекается в операционную деятельность и отвечает за процессы в бизнесе. При управленческой франчайзи он только инвестирует в открытие, а управляет бизнесом франчайзер. Для классической франшизы сумма стартовых инвестиций составляет от $10 000. В настоящее время у компании 18 франчайзи и открыто 87 локаций.

Румынский франчайзи Василий Римис рассказывает, что в ноябре 2022 года купил франшизу «Мама, ну купи», поскольку она легка в управлении – необходим только курьер, который будет заполнять автоматы новыми игрушками. Предприниматель открыл две локации в городе Яссы. По его словам, доходность бизнеса даже больше 30% годовых в долларах.

Андрей Кривонос считает доходность в размере 30% годовых в вендинге вполне возможной, однако отмечает, что это проверить возможно, только ведя бизнес вместе с ними.

В следующем году Оношко планирует открыть 500 автоматов «Мама, ну купи» и запуститься в 10 странах по франшизе, а всего к 2025 году довести количество вендинговых автоматов до 1000.

В сентябре 2023-го Оношко реанимировал бренд «Мама приготовила», который продает замороженные продукты питания. В его планах основывать другие форматы: «Пиццамат» – вендинговые автоматы с горячей пиццей, «Тампонамат» – аппарат со средствами женской гигиены.

«Я хочу сделать вендинговую империю, быть №1 на этом рынке, чтобы каждый человек мог в автомате купить все, что угодно», – рассказывает предприниматель.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине