Категория
Свой бизнес
Дата

Творчество на грани безумия. Чему украинские бизнесмены могли бы научить предпринимателей из более развитых экономик? Мнение основателя Pet Technologies Александра Суворова

5 хв читання

Необходимость работать в состоянии перманентного кризиса закалила у украинских предпринимателей черты, которые помогают развивать бизнес даже в условиях полномасштабной войны. Какие это черты? Об этом рассказывает основатель компании – участника списка Next250 Pet Technologies, производящий пресс-формы и машины для выдувания ПЭТ-бутылок, Александр Суворов

Засновник Pet Technologies Олександр Суворов /из личного архива

Основатель Pet Technologies Александр Суворов Фото из личного архива

Среди преподавателей Шведского института менеджмента, где я недавно проходил обучение по программе Develop Your Business, мне особенно запомнился 79-летний Крис. Всю жизнь он занимался бизнесом и управлением. На одном из занятий Крис рассказал, что наблюдает за украинскими предпринимателями с 2006 года и видит колоссальный прорыв в подходе к обучению – от поверхностного желания потусоваться до осознанного, системного и масштабного мышления. Кроме гордости за нашего брата, такая оценка породила во мне интересный инсайт.

Я в бизнесе уже 30 лет, из которых почти 20 постоянно учусь, в том числе бизнес-мудрости. Она, как мы привыкли полагать, сконцентрирована где-то на Западе: в Европе, США. Или на Востоке – в Японии или Сингапуре. Часто обесценивая свои знания и качества, мы восхищались бизнес-моделями продвинутых экономик. Это действительно помогло нам расширить свои горизонты и усовершенствовать бизнес-процессы. Но интересно другое – не остановить свои компании во время войны и мне, и многим другим предпринимателям помогли именно навыки, полученные в течение бурных 90-х или насыщенных кризисами 2000-х, а не за партой бизнес-школ. Показательные кейсы я описываю в своей книге. Приведу несколько примеров.

Гибкость и адаптивность

Украинские предприниматели относятся к бизнесу как к любимой игрушке, а потому позволяют себе эксперименты, вопреки протоколам и утвержденным правилам. Иногда это ведет компанию прямо в пропасть, а бывает – спасает ее.

Эксперимент, на который в свое время решился один из героев книги, владелец компании по разливу воды и производству напитков, спас бизнес во время войны. Несколько лет назад он вышел из операционного управления, посмотрел на процессы со стороны и понял, что они неэффективны. Вернулся и сократил штат с 350 до 50 сотрудников – одним решением ликвидировал отдел маркетинга, продаж и склад. На сегодняшний день он единственный в Украине продает воду на сайте по 100% предоплате.

«Эффективность возросла – исчезли совещания, противоречащие друг другу протоколы, – рассказывал он. – Говорят, иногда бюрократизация в компании достигает масштабов, когда бизнесу становится не до клиентов, потому что хватает внутренней бумажной работы».

Новая бизнес-модель и сдержанность в инвестировании позволили его компании аккумулировать неплохой запас денег на счете. «Без этой подушки во время войны мы бы остановились, – признается владелец. – Никто не платит – с одной стороны, никто не отпускает без предоплаты – с другой. В условиях безденежья люди не могли даже запустить процесс, чтобы что-нибудь заработать». Его компания могла свободно платить за сырье.

Еще один смелый довоенный эксперимент моего визави – отказ от жесткого годового планирования. Главный ориентир: компания двигается вперед или назад по уровню доходов и спроса на товар. По словам героя кейса, привычное нам в бизнесе планирование часто не учитывает быстро изменяющиеся реалии, запланированное теряет актуальность, а мы упорно держимся за согласованные в начале года показатели. Более того, зацикленные на планах, пропускаем возможности, которые ситуативно подбрасывает рынок. Так что после нескольких лет работы по такой модели с началом войны компания продолжала работать в уже привычном для нее режиме – неопределенность и хаос ее не пугали.

Скорость, бесцеремонность и готовность владельца в любой момент вернуться к штурвалу

«Мы выжили благодаря быстроте и перманентному голоду. И не только во время войны», – сказал другой герой книги, владелец двух крупных сетей продуктовых магазинов, в которых работает более 1000 человек.

В отличие от компаний из развитых экономик, нам никогда не было на кого положиться, кроме как на самих себя: не возьмешь кредит под бизнес-идею, не поможет государство или инвесторы. Мы всегда голодны и всегда на «стреме», а это развивает фантастическую способность к быстрым решениям и изменениям, которые с позиции бизнес-культуры «цивилизованного» мира иногда выглядят дикостью.

Где в Европе или США допустимо, чтобы человеку позвонили с работы в воскресенье вечером? Или чтобы владелец ритейл-компании ночью обложил матом владельца компании-поставщика? Получишь иск в суд!» – размышлял бизнесмен.

Часть магазинов обеих сетей работала в южных регионах, в первые же дни войны оказавшихся под плотным огнем врага. Товарооборот снизился на 90%. Нужно было принимать быстрые решения и запускать реорганизацию. Один из трех партнеров за день взял управление в свои руки, временно сдвинув менеджмент. Открыли магазины в западных областях Украины, оперативно перевезли изъявивших желания сотрудников с их семьями, наладили бизнес-процессы в новых условиях. Очень помогла децентрализация компании. По словам одного из владельцев, в центральном офисе работает всего 20 человек, хотя обычно в бизнесе с таким оборотом – более 300. «Можно сказать, что децентрализация нас спасла, ведь большинство критических вопросов решалось на месте», – говорит ритейлер.

Человеческие отношения вместо бумажек или протоколов

Есть вещи, которые невозможно прописать в инструкциях и протоколах, и это – человеческие отношения. При кризисных обстоятельствах именно они выходят на первый план, подвигая процедуры и регламенты. Данное слово и взятые устные обязательства становятся важнее бумажек с подписями и печатями. Именно так в хаосе 90-х мы строили наши компании, и вот теперь обстоятельства вернули нас к источникам.

«С началом войны производители перешли на работу исключительно на условиях 100% предоплаты – никакой отсрочки. Это полностью перевернуло рынок и устоявшиеся процессы, – приводит свой пример основатель уже упомянутой торговой компании. – Только путем переговоров на уровне владельцев удавалось найти решения, приемлемые для обеих сторон. Мы говорили поставщикам: сегодня вы на коне, но завтра ситуация может измениться, и вы снова будете проситься на полку. И в конце концов путем долгих, эмоциональных и часто неприятных разговоров нам удалось найти партнеров и заново построить взаимовыгодные условия».

По его мнению, где-то в западной Европе, где владелец крупной компании не участвует в операционном управлении, а менеджмент действует по протоколу, бизнес уже давно бы остановился. У нас же ни один протокол не остановит владельца в его решении вернуться в управление посреди ночи и одним волевым действием перезапустить процессы или набрать номер того, кому ни один менеджер не решится позвонить.

За два дня до начала войны на завод Pet Technologies в Чернигове привезли долгожданный швейцарский станок стоимостью €700 000. Для нас он должен был стать символом выхода компании на новый уровень, в высшую лигу производителей оборудования, а вместо этого стал символом конструктивного упрямства.

Запустить такое оборудование может только сертифицированная компания. Почти полтора года станок, который мы называем «роллс-ройсом», простоял незапущенный из-за нейтрального статуса Швейцарии. Во время войны швейцарским компаниям законом запрещено работать как с российским, так и украинским бизнесом.

Швейцарский станок простоял полтора года на заводе Pet Technologies из-за нейтрального статуса Швейцарии

Швейцарский станок простоял полтора года на заводе Pet Technologies из-за нейтрального статуса Швейцарии

Мы не ждали у моря погоды. А что делать?

Названивали поздними вечерами нашему знакомому менеджеру из швейцарской компании. В это время он мог говорить как частное лицо, а не представитель предприятия. Наши разговоры длились часами – он все понимал, поэтому мы вместе искали решение.

Гарантия на «роллс-ройс» действует два года, но не с момента запуска, а с момента поставки. Если бы мы запустили его своими силами, то потеряли бы и гарантию, и право покупать уникальные запчасти у официального представителя.

Наконец наш швейцарец нашел аккредитованную сервисную компанию за пределами Швейцарии, которая могла нам помочь без нарушений правил и с соблюдением всех требований. Недавно, за полгода до истечения гарантии, мы таки запустили станок. Ожидание без активных действий, иногда вопреки общепринятым правилам бизнес-этикета, стоило бы нам минимум €700 000 – без учета затрат на обслуживание оборудования и недополученной прибыли.

Говорят, после победы Украине понадобится минимум пять лет на восстановление экономики. В нашем кругу предпринимателей мы часто обсуждаем этот тезис. Кому именно понадобится, если, например, мы, средний бизнес, не прекращаем работу, вопреки обстоятельствам, продолжаем развивать свои компании и даже выходим на положительную динамику финансовых показателей?

Чей подход эффективнее: украинский, который я бы назвал «творчество на грани безумия», или «правильный», которому нас учат в бизнес-школах за большие деньги? Оба! Первый помогает нам спасать наши компании во время войны, чтобы было где внедрять второй подход после ее окончания.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд