Украинские предприниматели стойко преодолевают вызовы войны: перевозят активы под обстрелами, запускают новые бизнесы из «минусов», судятся с налоговой, но не падают духом и продолжают развитие бизнеса. Forbes собрал истории пяти релокированных компаний из Покровска, Северодонецка, Бердянска, Краматорска и Харькова
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
По данным Министерства экономики, за год войны по правительственной программе релокации в более безопасные регионы страны переместилось 800 предприятий и около 600 из них уже возобновили работу на новом месте. С какими вызовами пришлось столкнуться предпринимателям и как они их одолевают?
Потеря мощностей и долги
Олеся, 33, и Ярослав, 34, Духно вынужденно покинули свой бизнес в родном Покровске Донецкой области и переехали во Львов. Духно имели два строительных магазина и планировали открытие третьего, для чего приобрели в кредит помещение площадью 400 кв. м и закупили в долг товаров на 600 000 грн. Через три месяца после сделки началась война, и в помещение дважды попадала российская ракета. Семья предпринимателей осталась без бизнеса и с долгами в чужом городе.
Во Львове они сменили сферу деятельности. Предприниматели познакомились с будущим партнером, который имел два зоомагазина и торговую марку «Лапка» и предложил приобрести права на использование бренда для открытия магазинов. Супруги подали заявки на госгрант «єРобота» и получили 500 000 гривен на двоих. Этих грантовых средств вместе со сбережениями около 300 000 грн хватило на открытие первых двух зоомагазинов.
Потерял склад продукции и Владимир Осадчий, 42, из Северодонецка. Его компания «Цемто» более 28 лет производила спецодежду и обувь и за 2021 год имела 15 млн грн оборота, по словам основателя. Когда началась полномасштабная война, здание предпринимателя было уничтожено, склад и производство – разграблены. «Что не смогли украсть – сожгли дотла. Общая сумма потерь составила около 10 млн грн, но сумма не окончательная», – говорит предприниматель.
Вместе с женой, двумя дочерьми и матерью он начал бизнес заново практически с нуля в Броварах. Предприятие спасла партия обуви, которую они импортировали перед началом полномасштабного вторжения, и она не успела доехать до Северодонецка.
Не с нуля, а с минуса в Киеве пришлось начинать предпринимателю из Бердянска Ивану Карауланову, 35. В родном городе у него был кальян-бар, поэтому решил открыть заведение в столице, и его не остановил долг в 500 000 грн на личной кредитной карточке. Первыми инвесторами стала семейная пара из Киева, отдыхавшая в бердянском заведении Ивана. Они согласились инвестировать $20 000, таким образом в Киеве открылось заведение «Характерники».
Релокация под ракетами
Сергей Масалитин, 41, и Алексей Штрикун, 35, из Краматорска пять лет подряд развивали бизнес по автоматизированной системе продажи питьевой воды – через водоматы. До начала полномасштабной войны предприниматели имели в Краматорске, Дружковке и Славянске 82 водомата. Еще один их бизнес – сеть платежных терминалов в Донецкой, Луганской и Харьковской областях под названием Finsystem.
После начала полномасштабной войны они решились на релокацию. Для этого необходимо было собрать деньги в терминалах и демонтировать водоматы. На некоторые точки для демонтажа техники отказывались выезжать, потому что было очень опасно, вспоминает Сергей Масалитин. Так, специалисты при демонтаже водоматов в районе Авдеевки попали под обстрел, и один из снарядов упал в 200 метрах от них.
Чтобы вывезти все терминалы и водоматы, понадобилось восемь грузовиков и более 100 000 грн. Активы релоцировали в сравнительно безопасный Днепр, где установили первые 25 водоматов.
Война заставила предпринимательницу Анастасию Степанян, 24, переезжать дважды: в 2014 году она переехала из Луганской области в Харьков, а в 2022-м – из Харькова в Киев. Предпринимательница начинала дело с приготовления кондитерки дома, а затем открыла собственный кондитерский цех под названием Rose Bakery. В начале полномасштабного вторжения Анастасия также релоцировала бизнес в столицу и перевезла все мощности.
Стоимость аренды помещения в столице и коммунальных услуг оказалась намного выше, чем в Харькове, поэтому предпринимательница подалась на госгрант для бизнеса и получила 250 000 грн, что вместе со сбережениями дало возможность открыть кофейню и кондитерскую с собственным производством в Киеве.
Анастасия Степанян делится, что труднее всего ей было собрать новую команду, ведь многие кондитеры бежали от войны за границу. Профессионалов с необходимым уровнем навыков Анастасия нашла в Instagram, все они вынужденные переселенцы из Донецкой и Запорожской областей.
Иван Карауланов также привлек и свой кальян-бар переселенцев – 16 имеют статус ВПЛ, большинство из них – бердянцы. Поэтому он позиционирует свое заведение «Характерники» как первый социальный бар страны. Кроме трудоустройства часть прибыли предприниматель направляет в помощь переселенцам.
Претензии налоговой службы
Кейс релокированного бизнеса компании «Цемто»
Владимир Осадчий, кроме утраченного жилья и производства в Северодонецке, получил проблемы от налоговой. Forbes Ukraine уже рассказывал его историю – после релокации налоговая признала деятельность компании рисковой: якобы у «Цемто» было недостаточное количество работников и отсутствовали материально-технические ресурсы. Кроме того, компания, по мнению налоговиков, поставляла товары рисковым налогоплательщикам, поэтому и сама попала в список рисковых. Это привело к остановке всех поданных на регистрацию налоговых накладных, и работа была парализована.
Чтобы доказать, что деятельность магазина не подпадает под критерии рисковости, владелец «Цемто» должен был показать налоговикам документы, подтверждающие операции с покупателями в 2021–2022 годах. Но после оккупации Северодонецка компания потеряла доступ к первичным документам, и вдобавок налоговая наложила на «Цемто» штрафы за несвоевременно представленную отчетность. Он рассказал, что в решении налоговой говорится, что его предприятие в Северодонецке имело возможность подать отчетность в апреле–мае 2022 года. На тот момент в городе уже не было налоговой инспекции, почты, банков, делится Осадчий.
За шесть месяцев 2023 года оборот компании составил всего 1,8 млн грн, сетует предприниматель. Деятельность его бизнеса до сих пор рискованная, по мнению налоговиков. Осадчий уже подавал объяснения и обжаловал это решение. «Если бы нам не мешали работать, предприятие уплатило бы около 2 млн грн налогов вместо фактических 100 000 грн за первое полугодие 2023 года», – жалуется бизнесмен.
Сейчас у Владимира Осадчего есть налоговое уведомление-решение о несвоевременном представлении отчетности, непринятая таблица данных налогоплательщика и два выигранных суда первой инстанции. Проблемы с налоговой не позволяют предпринимателю получить кредит, ведь компания находится в так называемой «оранжево-красной» зоне, из которой пока нельзя выйти.
Непокоренные оптимисты
Война и сверхсложные вызовы не могут остановить предпринимателей и сломать их дух. Усилия основателей вознаграждаются.
Если в Харькове Rose Bakery имела выручку 1 млн грн в год, то в Киеве такая выручка – за один квартал. Средний чек кафе – 350–400 грн, а в сегменте индивидуальных заказов кондитерских изделий – 2000–3000 грн. Сейчас Анастасия Степанян с командой планирует открытие кафе-кондитерской с завтраками и основными блюдами в одном из столичных ЖК.
Супруги Духно начали новый бизнес в сентябре 2022 года и уже вышли в ноль – закрывают аренду, зарплату и налоги. Средний чек в магазинах и онлайн-платформах составляет 575 грн. До конца 2023 года предприниматели планируют открыть еще пять зоомагазинов «Лапка».
У семьи переселенцев остался долг в 800 000 грн за магазин в Покровске. Ярослав Духно утверждает, что они не испортили отношения ни с одним из банков и поставщиков и продолжают выплачивать долги.
В планах бердянских «Характерников» – расширение и открытие второго заведения в столице. Чтобы сэкономить, много работ предприниматель выполняет своими силами, например, сам изготовил деревянную мебель, вместе с командой сделал ремонт помещения.
После релокации в Днепр в Finsystem один водомат приносит больше средств, чем в Краматорске, утверждают основатели. Они планируют возобновить производство водоматов и открыть третий магазин напитков в Краматорске. Когда на то придет время.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.