Категория
Свой бизнес
Дата

В Украине запустили франшизу Mixmag – топового мирового издания об электронной музыке. Его команда планирует выйти в прибыль уже через год. Как она будет зарабатывать на музыкальном медиа во время войны

На фото співвласники українського Mixmag: Максим Проскурня, Олексій і Олександр Варениці. /из личного архива

Запуск медиа с затратами на разработку сайта, первые тексты, SMM и рекламу обошелся команде в $20 000. На фото совладельцы украинского Mixmag: Максим Проскурня, Алексей и Александр Вареницы. Фото из личного архива

24 августа в Украине заработала локальная версия Mixmag – одного из топовых мировых изданий об электронной музыке. Если за год команда не найдет денег на развитие, от бизнеса придется отказаться. Как она планирует зарабатывать на рынке электронной музыки в воюющей стране

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

В марте 2022 года Александр Вареница написал исполнительному директору Wasted Talent, компании-издателю медиа об электронной музыке Mixmag, Нике Стивенсону. Британец сказал, что поддерживает Украину. Тогда Mixmag UK распространяли подборки с инициативами, помогающими украинским музыкантам, и опубликовали большой текст о харьковской музыкальной сцене. «Но лучшая возможность поддержать Украину – сделать так, чтобы у нас появилась франшиза Mixmag», – пошутил Вареница. Внезапно Стивенсон быстро согласился.

Соучредители издания в Украине и совладельцы франшизы – Александр Вареница, его брат Алексей Вареница и айтишник Максим Проскурня. В июле 2022-го братья открыли музыкальное агентство Go West Bureau, которое продвигает украинских музыкантов на мировом рынке. Именно оно подписало соглашение с британским Wasted Talent LTD, которое издает Mixmag.

Александр Вареница погружен в электронную музыку еще с 2013 года. Он работал музыкальным журналистом, а затем СЕО пиар-агентства и лейбла «Много Воды». Остальное впоследствии возглавил его брат – Алексей Вареница. Айтишник Максим Проскурня, в прошлом диджей и сооснователь лейбла Vesna Recordings, занимается разделом «Технологии» в украинском Mixmag.

Mixmag – крупнейшее мировое медиа об электронной музыке, которому уже 40 лет. В мире работает более двух десятков локализаций в разных странах, среди которых Франция, Япония, Бразилия, Нидерланды. Украина – 22-я в списке. Запуск издания состоялся 24 августа, через год после заключенного соглашения. Его название – «Mixmag Україна», а не Mixmag Ukraine. Так хотели показать местную аутентику – букву «ї» с двумя точками сверху, указывающую на принадлежность к Украине, как умлаут – к скандинавским или немецкому языкам.

Как будет зарабатывать украинский Mixmag

С началом вторжения у британцев появилась влюбленность в украинцев, для них честь работать с героическими людьми, говорит Александр Вареница. Но сумму лицензии, по его словам, пришлось платить полную – ее стоимость нельзя разглашать по условиям контракта. Однако запуск СМИ с затратами на разработку сайта, первые тексты, SMM и рекламу обошелся команде в $20 000.

На некоторые уступки Wasted Talent пошли – выплаты за лицензию поступали на счета британского офиса небольшими частями на протяжении восьми месяцев. Причина – запрет Нацбанка присылать валютные переводы за границу. Go West предоставляла услуги по музыкальному промо и разработке стратегий международным компаниям, зарегистрированным в Европе, а вместо украинцев присылали средства британскому офису.

В Украине запустили франшизу Mixmag – топового мирового издания об электронной музыке. Его команда планирует выйти в прибыль уже через год. Как она будет зарабатывать на музыкальном медиа во время войны /Фото 1

Через год команда Mixmag Украина должна решить, продолжит ли издание работу. Ежегодно за пользование франшизой она обязана выплачивать головному офису в Великобритании 15% дохода. Однако в случае украинского медиа эти средства пойдут не Wasted Talent, а на помощь украинцам, в частности, на восстановление ментального здоровья и лечение ПТСР.

Пока в команде три человека. Как в классическом стартапе, все делают всё, говорит Вареница. С набором новых людей не торопились. «Я знаю, в каком состоянии электронная сцена – много музыки и мало площадок для её развития, – говорит Вареница. – Но не знаю о состоянии рынка рекламы». До вторжения на рынке электронной музыки, по словам медиаменеджера, активны были компании из портфеля Pernod Ricard, Jagermeister, JBL, Samsung, Martini, Pepsi.

Первые признаки улучшения – Ballantineʼs появился на афише Brave! Factory. Опорные конструкции этого рынка не разрушены, убежден Вареница. Но если до августа следующего года команде издания не удастся запланировать имиджевые проекты и рекламные проявления, единственным способом продления франшизы видит краудфандинг.

[Развитие франшизы] будет иметь смысл, если с 2024 по 2025 год «Mixmag Україна» получит 3 млн грн прибыли, убежден Вареница. На чем? Пути два. Первый – реклама брендов и артистов на сайте и в соцсетях. Пока у издания есть страницы в Instagram, Facebook. Вскоре запустят Telegram и Soundcloud. «Мы будем единственным в мире Mixmag с комьюнити в Telegram», – гордится Вареница. Планируют делать кураторские плейлисты в Spotify.

В Украине запустили франшизу Mixmag – топового мирового издания об электронной музыке. Его команда планирует выйти в прибыль уже через год. Как она будет зарабатывать на музыкальном медиа во время войны /Фото 2

Mixmag Украина

Пока среди всех локализаций Mixmag украинское издание последнее по количеству подписчиков. Но и работает оно меньше всего – лишь неделю. У команды амбициозная цель: за год стать в этом рейтинге вторым после британского, который сейчас имеет почти 900 000 подписчиков в Instagram. Вареница планирует за год набрать 50 000 подписчиков. Пока страницу читают более 1400 человек.

У британского сайта Mixmag 450 000–600 000 визитов в месяц, свидетельствуют данные аналитической платформы Similarweb. Например, у украинского музыкального медиа «Слух» – почти 60 000–70 000, у Liroom – 30 000–40 000. «За полгода должны выйти на 150 000 просмотров в месяц», – говорит Вареница.

Второй путь для заработка открыл главный офис Mixmag, который расширил условия лицензии. В разных странах под этим брендом кроме изданий и страниц в соцсетях открывают радио, заведения и академии, проводят премии, создают мерч. Однако у каждой страны возможности ограничены. Украинская команда получила карт-бланш с возможностью производить любые продукты, связанные с электронной музыкой, под брендом Mixmag.

«Сейчас наша задача в том, чтобы с помощью сайта и соцсетей как можно быстрее измерить свой потолок аудитории, а дальше появится очень много идей», – говорит Вареница.

Постоянный поиск финансирования основатель и издатель музыкального медиа «Слух» Максим Сердюк называет одним из самых больших вызовов для музыкального медиа. Сердюк – участник списка Forbes «30 до 30» 2021 года. До полномасштабного вторжения «Слух» был прибыльным, большинство продуктов составляли результаты коллабораций с брендами и бизнесами. После начала большой войны – «буквально пара-тройка спецпроектов и все», говорит издатель.

«Мы работаем благодаря грантам и нашему сообществу, – говорит Сердюк. – Конечно, эту историю можно расстраивать. Но назвать ее прибыльной именно для инвестора или бизнесмена – вряд ли».

В Украине запустили франшизу Mixmag – топового мирового издания об электронной музыке. Его команда планирует выйти в прибыль уже через год. Как она будет зарабатывать на музыкальном медиа во время войны /Фото 3

Скриншот сайта Mixmag.net

Что происходит с электронной музыкой в Украине

Присутствие одного из топовых мировых профильных медиа положительно повлияет на электронную сцену Украины и ее интеграцию с мировой ареной, убежден Евгений Гончаров – соучредитель Module и музыкальных лейблов Dnipropop и Abstract Beats. У Mixmag уже построен бренд, но это всего 50% успеха, еще 50% – качественная работа журналистов, говорит Сердюк.

По словам Гончарова, становление электронной сцены происходило еще в конце 1990-х – начале 2000-х годов, а развитию не помешали ни пандемия, ни вторжение. Вместо этого появились онлайн-форматы взаимодействия артистов с публикой, а офлайн-ивенты начали проводить днем.

Часть украинских исполнителей выросла до мирового уровня. Они присутствуют в лайнапах культовых мировых клубов и фестивалей, гастролируют, к ним и украинской сцене приковано внимание мировых музыкальных медиа, рассказывает Гончаров.

В 2020-м DJ Magazine, включил трех украинских электронных исполнителей в ежегодный рейтинг лучших диджеев мира, пишет Kyiv Post. Речь идет о хардкор-техно-диджее и продюсере Miss K8 (Екатерине Кремко), дуэте Artbat и диджее Nastia. Nastia и еще одна украинская диджей Дарья Колосова выступали в самых популярных техно-клубах мира – Tresor (Берлин), Fabric (Лондон), Rex (Париж), Boiler Room на Ибице.

В 2020 году британское издание The Guardian посвятило киевскому ночному клубу Closer статью, в которой назвало его одним из лучших клубов Восточной Европы. В 2017 году издание об электронной музыке Resident Advisor включило Closer в топ-20 лучших ночных клубов мира. А The New York Times опубликовало большую историю о техно-вечеринках в Киеве во время пандемии.

Киевский фестиваль электронной музыки Brave! Factory, 2021. /facebook.com/bravefactoryfestival

Киевский фестиваль электронной музыки Brave! Factory, 2021. Фото facebook.com/bravefactoryfestival

Самый популярный киевский фестиваль электронной музыки Brave! Factory в 2019 году собирал в пандемию 8000 посетителей, рассказывал изданию Ain.Business организатор фестиваля Сергей Яценко. В первый год полномасштабной войны его не проводили, но в 2023 году фестиваль возобновился.

В Украине ниша для медиа об электронной сцене открыта, говорит Сердюк. Если сейчас в него вкладывают средства, значит, видят в этом выгоду, убежден основатель медиа «Слух». «Выгоды здесь может быть больше для Александра и Алексея Варениц, потому что им интересно сделать свою площадку для пиара релизов и коннекта с зарубежной аудиторией», – говорит Сердюк, напоминая, что Вареницам принадлежит музыкальное агентство Go West Bureau.

Киевский фестиваль электронной музыки Brave! Factory, 2020. /facebook.com/bravefactoryfestival

Киевский фестиваль электронной музыки Brave! Factory, 2020. Фото facebook.com/bravefactoryfestival

«Mixmag Україна», как и британское издание, пойдет по пути баланса между андеграундом и мейнстримом, говорит Вареница. Молодой аудитории украинский Mixmag будет рассказывать, почему персонаж из 1980-х легендарный, а старшей – «кто этот хайповый фрешмен», добавляет он.

«Если мы это сделаем, тогда можно будет говорить о создании комьюнити, и вопрос краудфандинга решится гораздо легче», – убежден Вареница.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине