Шейн Сміт, головний виконавчий директор Vice Media Inc. /Getty Images
Категория
Компании
Дата

От $5,7 млрд до банкротства. Кто виноват в крахе медиа для миллениалов Vice Media, в которое инвестгиганты вливали миллиарды долларов. Разбор Financial Times

Шейн Смит, главный исполнительный директор Vice Media Inc. Фото Getty Images

В 2017-м медиаресурс Vice Media, известный своими провокационными и признанными критиками документальными фильмами, оценивали в $5,7 млрд. На прошлой неделе он начал процедуру банкротства. По словам инвесторов и исполнительных директоров компании, анонимно поговоривших с Financial Times, во всем виноваты частные инвесторы. Так ли это. Forbes кратко пересказывает материал FT

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Vice Media – американо-канадской медиаплатформе и телерадиовещательной компании – прочили яркое будущее, но что-то пошло не так. После серии неудачных финансовых результатов, многих лет хаотического управления, рискованных операций и кризиса ликвидности Vice приступила к процедуре банкротства. Оценка стоимости в $5,7 млрд в 2017-м превратилась в менее $300 млн сегодня.

Банкротство Vice подняло проблему подходов к управлению своими «подопечными» владельцами медиа. Подобные компании-владельцы называют проклятием американских новостных медиа, ведь их цель – только прибыль.

Некоторые исполнительные директора и инвесторы Vice, среди которых акционер Джеймс Мердок, сын главы американского СМИ Fox Corporation Руперта Мердока, в крахе Vice обвиняют частную инвестиционную компанию TPG, которая в свое время инвестировала в это медиа $450 млн.

Банкротство Vice коснется владельцев медиахолдингов и финансовых корпораций – семьи Мердоков, гендиректора The Walt Disney Company Боба Айгера, британского бизнесмена и основателя WPP plc, крупнейшей в мире рекламной и PR-группы, Мартина Соррелла. Они инвестировали в Vice Media около $1,5 млрд.

Новичок в мире медиа

Vice основал канадский журналист, медиаменеджер и бывший миллиардер Шейн Смит почти 30 лет назад в Монреале как контркультурный журнал. В начале его читали несколько тысяч канадцев, которых интересовала музыка, мода, наркотики и статьи на темы секса. Эти же темы оставались и дальше в фокусе платформы.

В 1999 году Смит перевез журнал в Нью-Йорк и вывел его в сегмент онлайн-видео. Реклама стала основным источником доходов медиа в 2010-х.

Контент Vice был достаточно эклектичен: от видео принявшего ЛСД журналиста до отмеченных наградами документальных фильмов об ИГИЛ в Ираке и Сирии.

Репортаж Vice News из Херсона, который обстреливают российские войска после освобождения города украинской армией

Это привлекло внимание крупнейших медийных конгломератов. Fox дал $70 млн, после него в 2015-м Disney вложил $200 млн, а впоследствии удвоил эту инвестицию.

С таким уровнем финансирования Смит в 2015-м решил, что Vice нужно запустить собственный кабельный канал новостей. Его назвали Viceland, он быстро зашел в десятки стран благодаря серии совместных проектов.

То, что начиналось как печатный журнал, превратилось в продакшн-компанию, которая выпускает свой контент в разных странах и активно заключает лицензионные соглашения, а еще имеет собственное рекламное агентство.

В это время в игру вступил инвестфонд TPG, сделавший себе имя на инвестициях в проблемные активы в 90-х, спасая близкие к краху банки, авиакомпании и сети питания типа Burger King и J Crew.

Позже TPG выбрал другую стратегию и начал вкладывать деньги в компании, которые были на грани выхода на биржу и которым требовалось последнее вливание наличных денег. Так группа сделала большие ставки на Uber, Airbnb и Spotify, которые принесут ей немалые деньги.

Но такие инвестиции вкладывались в условиях, защищавших интересы инвесторов. TPG и еще один крупный инвестор Sixth Street за свои инвестиции требовали не простые акции, а привилегированные, дававшие 12% дивидендов в форме дополнительных акций и субординированного долга, а не наличных и других прав на привилегированные выплаты.

Согласно документам, поданным Vice на банкротство, такие условия стали частью «комплексной и ограничительной структуры капитала». Впрочем, эти инвестиции не мешали Vice брать кредиты, которые нужно в первую очередь вернуть в случае банкротства.

После инвестиций этих двух компаний оценка Vice достигла $5,7 млрд. Это более чем вдвое превышало тогдашнюю рыночную стоимость The New York Times и в 22 раза больше, чем Джефф Безос заплатил за The Washington Post в 2013-м.

И оценка стоимости компании в 2017-м была чем-то вроде миража. Хотя инвестиции TPG в привилегированные акции Vice повысили ее стоимость до $5,7 млрд, цифру создали преимущественно для маркетинговых целей, отмечает человек, близкий к финансам медиабанкрота.

IPO, которое так и не произошло

Трещины в империи Vice начали появляться еще до 2017 года, когда на горизонте появилась TPG.

Каналы Viceland, которые, по замыслу Смита, должны были «вернуть миллионы в ТВ», не оправдали ожиданий и привлекли небольшую аудиторию. Но компанию все еще хвалили за журналистику.

Vice очень много потратила на запуск телеканалов, что отразилось на финансах компании. В 2017 году Vice не хватило $100 млн, чтобы достичь установленной финансовой цели.

К финансовым проблемам добавились репутационные. The New York Times написала о неправомерном сексуальном поведении внутри компании.

Тем не менее, некоторые инвесторы обвиняют именно TPG в крахе Vice.

«Частный капитал высоко оценивает себя. Этим он накидывает петлю на шею. Чем дольше ты не достигаешь ликвидности, тем она все туже затягивается, – объяснил один давний акционер компании, имея в виду IPO или продажу компании. – Если этого не происходит в течение двух лет, частный капитал становится собственником компании».

TPG утверждает, что не обналичивала деньги из компании, то есть не истощала ее ограниченные ресурсы, а наоборот вкладывала свои дивиденды в Vice. В своем заявлении инвестгруппа написала, что «ситуация с ликвидностью Vice является результатом операционного ущерба и несостоятельности компании выплачивать долги, не связанные с инвестициями TPG».

Проблема Vice была не в условиях, на которых она получала инвестиции, а в том, что она продолжала «сжигать» наличные год за годом – $1 млрд за последние годы, считает один из ее инвесторов. Однако эти расходы не сопровождала жизнеспособная бизнес-стратегия, добавляет он.

Вечеринка по случаю запуска Viceland

Вечеринка по случаю запуска Viceland в Фонде Ангела Оренсанса

Стратегия привлечения постороннего частного капитала не очень подходит для таких творческих отраслей, как СМИ, считают эксперты. Ведь его цель – получать доходы от своих инвестиций. Один инвестор описал TPG как такую, что «душит Vice».

В 2018 году Смит пригласил ветерана медиа Нэнси Дюбук на роль гендиректора Vice, чтобы она взяла в свои руки «скучную корпоративную часть работы компании».

Однако в том году операционный ущерб медиа превысил $200 млн. Дюбук сократила расходы и штат работников в рамках реструктуризации компании.

Когда дела Vice уже шли не очень хорошо, новые и существующие инвесторы (Sixth Street, Disney, Technology Crossover Ventures, Lupa Джеймса Мердока и Antenna Group) продолжили вливать капитал в компанию в форме субординированного долга и привилегированных акций. Даже во время пандемии.

Sixth Street удалось собрать для Vice более $300 млн в 2020-м и 2021-м, пока инвестор тщетно искал покупателя или возможность вывести Vice на биржу из-за слияния со SPAC-компанией, согласно судебным документам.

В 2022 году TPG и Sixth Street взяли под свой контроль совет медиакомпании, надеясь продать Vice за $1,5 млрд или получить сотни миллионов за разные части организации.

Но этот процесс распродажи совпал с переоценкой стоимости медийных и технологических компаний, а также с замедлением рекламного рынка, ростом учетных ставок и неприязни Уолл-стрит к неприбыльным компаниям.

Наиболее судьбоносным инвестором Vice Media стал еще один опытный фонд – Fortress Investment Group. В 2019 году эта группа возглавила выдачу первоочередного обеспеченного кредита в $250 млн.

То, что срок погашения этого кредита пришелся на конец 2022-го, а также его приоритетность, делают Fortress главным претендентом на получение контроля над реорганизованной Vice Media.

Именно это и произошло на прошлой неделе, когда Vice подала документы на банкротство: Fortress предложила предварительное соглашение, согласно которому она «простит» $225 млн долга в обмен на право собственности на Vice.

Жизнь после банкротства

По словам инсайдеров, Fortress удовлетворена студией и подразделением телевизионных новостей Vice, а также рекламным агентством компании. А вот интернет-версия им не очень нравится, поэтому инвесторы планируют сокращать издержки за счет этой части бизнеса.

Приближенные к компании люди говорят о том, что структура расходов Vice существенно улучшилась с приходом частных инвесторов, пусть даже финрезультат еще не достиг желаемых уровней. Когда-то разрозненные медийные сегменты объединились, а штат сократили наполовину.

Инвесторы и инсайдеры Vice надеются, что в игру вступит еще кто-нибудь, желающий побороться за компанию. Они считают, что процедура банкротства позволит Vice избавиться от обременительных финансовых обязательств и стать более привлекательной для покупателей.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине