Шейн Сміт, головний виконавчий директор Vice Media Inc. /Getty Images
Категория
Компании
Дата

От $5,7 млрд до банкротства. Кто виноват в крахе медиа для миллениалов Vice Media, в которое инвестгиганты вливали миллиарды долларов. Разбор Financial Times

6 хв читання

Шейн Смит, главный исполнительный директор Vice Media Inc. Фото Getty Images

В 2017-м медиаресурс Vice Media, известный своими провокационными и признанными критиками документальными фильмами, оценивали в $5,7 млрд. На прошлой неделе он начал процедуру банкротства. По словам инвесторов и исполнительных директоров компании, анонимно поговоривших с Financial Times, во всем виноваты частные инвесторы. Так ли это. Forbes кратко пересказывает материал FT

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Vice Media – американо-канадской медиаплатформе и телерадиовещательной компании – прочили яркое будущее, но что-то пошло не так. После серии неудачных финансовых результатов, многих лет хаотического управления, рискованных операций и кризиса ликвидности Vice приступила к процедуре банкротства. Оценка стоимости в $5,7 млрд в 2017-м превратилась в менее $300 млн сегодня.

Банкротство Vice подняло проблему подходов к управлению своими «подопечными» владельцами медиа. Подобные компании-владельцы называют проклятием американских новостных медиа, ведь их цель – только прибыль.

Некоторые исполнительные директора и инвесторы Vice, среди которых акционер Джеймс Мердок, сын главы американского СМИ Fox Corporation Руперта Мердока, в крахе Vice обвиняют частную инвестиционную компанию TPG, которая в свое время инвестировала в это медиа $450 млн.

Банкротство Vice коснется владельцев медиахолдингов и финансовых корпораций – семьи Мердоков, гендиректора The Walt Disney Company Боба Айгера, британского бизнесмена и основателя WPP plc, крупнейшей в мире рекламной и PR-группы, Мартина Соррелла. Они инвестировали в Vice Media около $1,5 млрд.

Новичок в мире медиа

Vice основал канадский журналист, медиаменеджер и бывший миллиардер Шейн Смит почти 30 лет назад в Монреале как контркультурный журнал. В начале его читали несколько тысяч канадцев, которых интересовала музыка, мода, наркотики и статьи на темы секса. Эти же темы оставались и дальше в фокусе платформы.

В 1999 году Смит перевез журнал в Нью-Йорк и вывел его в сегмент онлайн-видео. Реклама стала основным источником доходов медиа в 2010-х.

Контент Vice был достаточно эклектичен: от видео принявшего ЛСД журналиста до отмеченных наградами документальных фильмов об ИГИЛ в Ираке и Сирии.

Репортаж Vice News из Херсона, который обстреливают российские войска после освобождения города украинской армией

Это привлекло внимание крупнейших медийных конгломератов. Fox дал $70 млн, после него в 2015-м Disney вложил $200 млн, а впоследствии удвоил эту инвестицию.

С таким уровнем финансирования Смит в 2015-м решил, что Vice нужно запустить собственный кабельный канал новостей. Его назвали Viceland, он быстро зашел в десятки стран благодаря серии совместных проектов.

То, что начиналось как печатный журнал, превратилось в продакшн-компанию, которая выпускает свой контент в разных странах и активно заключает лицензионные соглашения, а еще имеет собственное рекламное агентство.

В это время в игру вступил инвестфонд TPG, сделавший себе имя на инвестициях в проблемные активы в 90-х, спасая близкие к краху банки, авиакомпании и сети питания типа Burger King и J Crew.

Позже TPG выбрал другую стратегию и начал вкладывать деньги в компании, которые были на грани выхода на биржу и которым требовалось последнее вливание наличных денег. Так группа сделала большие ставки на Uber, Airbnb и Spotify, которые принесут ей немалые деньги.

Но такие инвестиции вкладывались в условиях, защищавших интересы инвесторов. TPG и еще один крупный инвестор Sixth Street за свои инвестиции требовали не простые акции, а привилегированные, дававшие 12% дивидендов в форме дополнительных акций и субординированного долга, а не наличных и других прав на привилегированные выплаты.

Согласно документам, поданным Vice на банкротство, такие условия стали частью «комплексной и ограничительной структуры капитала». Впрочем, эти инвестиции не мешали Vice брать кредиты, которые нужно в первую очередь вернуть в случае банкротства.

После инвестиций этих двух компаний оценка Vice достигла $5,7 млрд. Это более чем вдвое превышало тогдашнюю рыночную стоимость The New York Times и в 22 раза больше, чем Джефф Безос заплатил за The Washington Post в 2013-м.

И оценка стоимости компании в 2017-м была чем-то вроде миража. Хотя инвестиции TPG в привилегированные акции Vice повысили ее стоимость до $5,7 млрд, цифру создали преимущественно для маркетинговых целей, отмечает человек, близкий к финансам медиабанкрота.

IPO, которое так и не произошло

Трещины в империи Vice начали появляться еще до 2017 года, когда на горизонте появилась TPG.

Каналы Viceland, которые, по замыслу Смита, должны были «вернуть миллионы в ТВ», не оправдали ожиданий и привлекли небольшую аудиторию. Но компанию все еще хвалили за журналистику.

Vice очень много потратила на запуск телеканалов, что отразилось на финансах компании. В 2017 году Vice не хватило $100 млн, чтобы достичь установленной финансовой цели.

К финансовым проблемам добавились репутационные. The New York Times написала о неправомерном сексуальном поведении внутри компании.

Тем не менее, некоторые инвесторы обвиняют именно TPG в крахе Vice.

«Частный капитал высоко оценивает себя. Этим он накидывает петлю на шею. Чем дольше ты не достигаешь ликвидности, тем она все туже затягивается, – объяснил один давний акционер компании, имея в виду IPO или продажу компании. – Если этого не происходит в течение двух лет, частный капитал становится собственником компании».

TPG утверждает, что не обналичивала деньги из компании, то есть не истощала ее ограниченные ресурсы, а наоборот вкладывала свои дивиденды в Vice. В своем заявлении инвестгруппа написала, что «ситуация с ликвидностью Vice является результатом операционного ущерба и несостоятельности компании выплачивать долги, не связанные с инвестициями TPG».

Проблема Vice была не в условиях, на которых она получала инвестиции, а в том, что она продолжала «сжигать» наличные год за годом – $1 млрд за последние годы, считает один из ее инвесторов. Однако эти расходы не сопровождала жизнеспособная бизнес-стратегия, добавляет он.

Вечеринка по случаю запуска Viceland

Вечеринка по случаю запуска Viceland в Фонде Ангела Оренсанса

Стратегия привлечения постороннего частного капитала не очень подходит для таких творческих отраслей, как СМИ, считают эксперты. Ведь его цель – получать доходы от своих инвестиций. Один инвестор описал TPG как такую, что «душит Vice».

В 2018 году Смит пригласил ветерана медиа Нэнси Дюбук на роль гендиректора Vice, чтобы она взяла в свои руки «скучную корпоративную часть работы компании».

Однако в том году операционный ущерб медиа превысил $200 млн. Дюбук сократила расходы и штат работников в рамках реструктуризации компании.

Когда дела Vice уже шли не очень хорошо, новые и существующие инвесторы (Sixth Street, Disney, Technology Crossover Ventures, Lupa Джеймса Мердока и Antenna Group) продолжили вливать капитал в компанию в форме субординированного долга и привилегированных акций. Даже во время пандемии.

Sixth Street удалось собрать для Vice более $300 млн в 2020-м и 2021-м, пока инвестор тщетно искал покупателя или возможность вывести Vice на биржу из-за слияния со SPAC-компанией, согласно судебным документам.

В 2022 году TPG и Sixth Street взяли под свой контроль совет медиакомпании, надеясь продать Vice за $1,5 млрд или получить сотни миллионов за разные части организации.

Но этот процесс распродажи совпал с переоценкой стоимости медийных и технологических компаний, а также с замедлением рекламного рынка, ростом учетных ставок и неприязни Уолл-стрит к неприбыльным компаниям.

Наиболее судьбоносным инвестором Vice Media стал еще один опытный фонд – Fortress Investment Group. В 2019 году эта группа возглавила выдачу первоочередного обеспеченного кредита в $250 млн.

То, что срок погашения этого кредита пришелся на конец 2022-го, а также его приоритетность, делают Fortress главным претендентом на получение контроля над реорганизованной Vice Media.

Именно это и произошло на прошлой неделе, когда Vice подала документы на банкротство: Fortress предложила предварительное соглашение, согласно которому она «простит» $225 млн долга в обмен на право собственности на Vice.

Жизнь после банкротства

По словам инсайдеров, Fortress удовлетворена студией и подразделением телевизионных новостей Vice, а также рекламным агентством компании. А вот интернет-версия им не очень нравится, поэтому инвесторы планируют сокращать издержки за счет этой части бизнеса.

Приближенные к компании люди говорят о том, что структура расходов Vice существенно улучшилась с приходом частных инвесторов, пусть даже финрезультат еще не достиг желаемых уровней. Когда-то разрозненные медийные сегменты объединились, а штат сократили наполовину.

Инвесторы и инсайдеры Vice надеются, что в игру вступит еще кто-нибудь, желающий побороться за компанию. Они считают, что процедура банкротства позволит Vice избавиться от обременительных финансовых обязательств и стать более привлекательной для покупателей.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд