Рінат Ахметов /предоставлено пресс-службой СКМ
Категория
Компании
Дата

Фабрика предпринимательства им. Ахметова. Мгновенное закрытие «Медиа Группы Украина» оставило без работы сотни профессионалов. Как они строят бизнес на остатках медиаимперии

7 хв читання

Ринат Ахметов Фото предоставлено пресс-службой СКМ

10 месяцев назад Ринат Ахметов неожиданно заявил о закрытии своей медиаимперии – «Медиа Группы Украины». За более чем 20 лет самый богатый украинец вложил в нее сотни миллионов долларов, а на момент закрытия в МГУ работало почти 4000 человек. Часть из них попыталась построить свой бизнес на наследии МГУ. Что из этого вышло

Новый номер журнала Forbes

Новый номер журнала Forbes

Этот материал – из последнего номера Forbes. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: лучшие работодатели военного времени, 50 женщин-лидеров Украины, дилемма необанка Revolut, школа СЕО от Genesis, рекорды ОККО, взлет и падение Айбокс банка, железная леди ВСУ и еще более 10 историй.

Вечером 11 июля 2022 года директор линейки телеканалов «Футбол» Александр Денисов ехал на рабочую встречу, вдруг на телефон начали один за другим поступать уведомления. «Когда я доехал до места и прочитал сообщение, что МГУ прямо сейчас прекращает работу, у меня был полный шок», – вспоминает Денисов, проработавший на телеканалах Рината Ахметова 20 лет.

Приблизительно так же чувствовали себя все топ-менеджеры и более 3000 работников одной из крупнейших медиагрупп Украины. «29 июня президент подписал решение СНБО о реестре олигархов, после чего юристы СКМ сообщили, что рассматривается ряд вариантов. Но решение 11 июля было, мягко говоря, неожиданным, – говорит гендиректор МГУ Евгений Бондаренко. – Это как сорвать стоп-кран в самолете».

«Мы это называем «большое закрытие», – рассказывает Виктория Кузьмик, возглавлявшая диджитал-направление развлекательных проектов МГУ. – Сначала было не очень понятно, что группа будет делать с диджитальными правами на контент (сайты, соцсети, YouTube-каналы. – Forbes)».

Через несколько недель выяснилось, что последний формально не попадает в периметр антиолигархического закона, и группе не обязательно их удалять. «Мы могли отдать диджитал-права на контент любому, но при условии, что в случае дальнейшей его монетизации не будут использоваться торговые марки МГУ», – говорит Бондаренко.

Некоторые сотрудники МГУ увидели в этом возможность начать собственное дело. «Через несколько недель у меня уже была идея, что можно построить на семье футбольных YouTube-каналов МГУ без телевизионных трансляций и прав группы», – говорит Денисов.

Математику своих YouTube-проектов летом также считали Виктория Кузьмик, продюсер «Звездного пути» Марта Середа, ведущий «Украина 24» Алексей Суханов, глава новостного диджитала Ростислав Буняк и другие. Надо было торопиться. YouTube-каналы МГУ не обновлялись с 11 июля, а платформа быстро ухудшает рекомендательные показы «спящих» каналов. «Мы передавали сотрудникам YouTube-каналы, исходя из реалистичности бизнес-плана и опыта претендентов», – говорит Бондаренко.

Первым с МГУ договорился Буняк. Группа отдавала ему YouTube-каналы «Украина 24», где на тот момент было около 2,4 млн подписчиков, и канал «Сегодня» с более 700 000 подписчиков при условии переименования. Он также должен был отдавать МГУ большинство денег с монетизации контента, созданного до остановки медиахолдинга. Буняк с двумя коллегами назвал бывший канал «Украина 24» «Фабрика новостей» и уже 31 августа начал его обновлять.

«Фабриканты» сами пересматривали контент госиновещания и других партнеров, с которыми договорились о правах, нарезали интересующие YouTube новости и интервью, делали обложки и т.д. Менее чем через 10 дней канал вышел на целевой показатель 1,8 млн просмотров, что означало: математика проекта складывается, можно масштабироваться.

Буняк начал заказывать создание форматного контента у подрядчиков. На пике их количество достигало 40 команд, а на «Фабрике» выходило до 44 единиц контента в сутки. Среди подрядчиков были звезды новостного телевидения Василий Голованов, Наталья Влащенко, Евгений Киселев.

Сначала делали упор на актуальные интервью, затем начали производить больше новостного, хайпового контента. По данным socialblade, в октябре количество просмотров «Фабрики» достигло более 200 млн. Для хайпового контента с фокусом на войну RPM (Revenue per Mille) в Украине составляет около $0,5 за 1000 показов. Несложно посчитать, что Буняк построил бизнес, ежемесячно генерировавший более $100 000.

facebook.com/weukrainetv

Самый резонансный проект, созданный в сентябре 2022 года выходцами из МГУ – новостной телеканал «Мы – Украина». Его лицами стали бывшие ведущие каналов «Украина» и «Украина 24» Фото facebook.com/weukrainetv

Неплохое начало было также у стартапов Денисова и Кузьмик. В сентябре МГУ отдал Денисову семь футбольных YouTube-каналов, в том числе самый большой в этой нише канал-миллионник «Футбол 1,2,3», на схожих с Буняком условиях. Все деньги от нового контента уходят Денисову, монетизация старой библиотеки – МГУ (около 80%). «Сам по себе YouTube канал имеет мало ценности. Это как мощная Audi без бензина, – говорит Денисов. – Чтобы миллионник работал, должен быть новый качественный контент».

«Бензином» первого «распакованного» канала-миллионника «Футбол 2.0» стали обзоры и экспертные обсуждения матчей. У проекта отличная динамика: в марте – более 15 млн просмотров. Он со значительным отрывом опережает другие футбольные каналы, и это при том, что у Денисова почти нет трансляций самих матчей, обычно собирающих самую большую аудиторию.

«Мы «продаем» свою экспертизу по футболу, – объясняет Денисов. – Знаем, что нужно зрителям, и умеем делать обзоры и аналитику содержательно и интересно». В его бизнес-модели вернуть зрителей на почти остывшие каналы – половина дела. Нужен был финансовый партнер. Денисов договорился об эксклюзивном спонсорстве с беттинговой компанией Parimatch.

Детали контракта он не раскрывает, но говорит, что это обеспечивало до 90% поступлений и позволило проекту с первого месяца работать с прибылью. Сейчас в компании One Pitch Group Денисова работает более 30 человек и он готовится к открытию третьего канала (второй – новостной «Футбол Тайм»).

Кто вы и откуда, «Мы – Украина»? /facebook.com/weukrainetv

Кто вы и откуда, «Мы – Украина»?

Самый резонансный проект, созданный в сентябре 2022 года выходцами из МГУ – новостной телеканал «Мы – Украина». Его лицами стали бывшие ведущие каналов «Украина» и «Украина 24». Он транслируется в цифровой эфирной сети DVB-T2 на месте «Украина 24». Это шестой канал, попавший в общенациональный новостной «Марафон». Канал – детище Юрия Сугака (генпродюсер и владелец 3,5% канала) и Игоря Петренко (принадлежит 76%). Первый – бывший директор информвещания МГУ, второй – политолог и экс-редактор небольшого медиа realist.online.

Forbes обратился к ним за комментарием, Сугак посоветовал связаться с Петренко, последний прочитал, но не ответил на вопросы. Два собеседника Forbes не считают, что «Мы – Украина» следует рассматривать как бизнес-проект. «Полноценный новостной канал 24/7 – это минимум 100 сотрудников, и стоит это от $2 млн в месяц, – говорит бывший топ-менеджер МГУ. – Я не вижу, чтобы Сугак пытался сильно монетизировать канал». В ноябре 2022 года «Украинская правда» со ссылкой на анонимные источники предполагала, что канал «Мы – Украина» координируется Офисом президента.

В апреле стало известно, что ООО «Мы – Украина» получит из госбюджета на изготовление контента в течение 2023 года наибольшую среди участников «Марафона» сумму – 146 млн грн.

Бизнес Кузьмик основывается на умении управлять библиотекой сериалов в YouTube. Ей достались права на монетизацию на более чем 600 сериалов и развлекательных проектов, которые были на 11 бывших каналах МГУ. Самый большой – «Лучшие сериалы Ever» с более 5 млн подписчиков.

«Мы сочли и спрогнозировали доход от управления библиотекой, договорились об условиях с МГУ. Работать начали в начале 2023-го», – говорит Кузьмик. За первые три месяца ее команда повысила просмотры в 2–2,5 раза, в марте контент, которым она управляет, смотрели 80 млн часов. «Доход от монетизации вырос более чем в три раза, – рассказывает Кузьмик. – Грамотно разместить рекламу – отдельный навык».

Как наращивать просмотры и заработки на старом контенте? «Выбрать и нарезать интересные моменты, сделать подборки, «переодеть» сериал в современную обложку, перезалить, поднять что-то актуальное», – объясняет Кузьмик. Как пример она приводит сериал «Маркус», который в марте попал в тренды украинского YouTube, хотя впервые без особого успеха был опубликован еще в 2019 году. «Мы сменили обложку на более эмоциональную, подсветили, что это история о похищении детей, и на фоне новостей об ордере на арест Путина из-за незаконной депортации детей сериал взлетел», – объясняет Кузьмик.

Отдельное направление – перевод украинских сериалов на иностранные языки. Кузьмик адаптировала уже 11. Главный хит «Несладкая месть» посмотрели 354 000 часов в более чем 30 странах. «Мы бы быстрее развивали переводы, но найти в Украине людей, способных озвучить сериал по-английски на уровне Netflix, сложно, – говорит Кузьмик. – Думаю сделать озвучку отдельным направлением бизнеса». Ее компания 2Victory Digital, в которой работает 11 человек, также предоставляет консалтинговые услуги по развитию и монетизации YouTube. Виктория говорит, что уже было четыре клиента, и это направление приносит до 10% дохода.

Инвестиции в запуск 2Victory Digital составили $10 000. «Старту помогла компенсация, которую получали сотрудники МГУ во время увольнения (были выплачены от трех до 12 зарплат. – Forbes)», – говорит Кузьмик. Денисов не называет сумму инвестиций в «Футбол 2.0». «Первые недели мы делали проект за свой счет, а когда договорились с партнером (Parimatch. – Forbes), развивались при его поддержке», – рассказывает он.

Сложности роста

Путь YouTube-предпринимателей в Украине далеко не гладкий. Денисов за одну ночь потерял партнера: в марте СНБО ввел санкции против Parimatch, запретив ее деятельность. «В настоящее время это уже не убьет наш бизнес, – констатирует Денисов. – Мы на финишной стадии переговоров с несколькими партнерами».

Неприятности ждали и проект Буняка. В середине марта YouTube без предупреждений начал систематически понижать в рекомендательной отдаче контент «Фабрики». Ни одна из гипотез – техническая или контента – почему это может происходить, не подтвердилась. Буняк даже отказался от комментариев для этой статьи: мол, если тренд не изменится, то к моменту выхода журнала «Фабрики» уже не будет.

Каково это – быть предпринимателем после работы в многотысячной корпорации? «За 20 лет в МГУ я немного устал от митингов, планов и стратегий. Где-то я рад, что обстоятельства подтолкнули в собственное дело, – говорит Денисов. – Больше ответственности, от твоих решений зависит зарплата 30 человек, но и драйва больше. Я в хорошем тонусе».

Кузьмик до закрытия МГУ полагала, что никогда не будет предпринимателем. «Я вообще не думала о собственном бизнесе. Всегда смотрела на своих знакомых, которые сегодня продают елки, а завтра строят дома, как на людей с другой планеты, – говорит она. – Но оказалось, что это не так уж и страшно. Мне нравится».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине