Рінат Ахметов /предоставлено пресс-службой СКМ
Категория
Компании
Дата

Фабрика предпринимательства им. Ахметова. Мгновенное закрытие «Медиа Группы Украина» оставило без работы сотни профессионалов. Как они строят бизнес на остатках медиаимперии

Ринат Ахметов Фото предоставлено пресс-службой СКМ

10 месяцев назад Ринат Ахметов неожиданно заявил о закрытии своей медиаимперии – «Медиа Группы Украины». За более чем 20 лет самый богатый украинец вложил в нее сотни миллионов долларов, а на момент закрытия в МГУ работало почти 4000 человек. Часть из них попыталась построить свой бизнес на наследии МГУ. Что из этого вышло

Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.

Новый номер журнала Forbes

Новый номер журнала Forbes

Этот материал – из последнего номера Forbes. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: лучшие работодатели военного времени, 50 женщин-лидеров Украины, дилемма необанка Revolut, школа СЕО от Genesis, рекорды ОККО, взлет и падение Айбокс банка, железная леди ВСУ и еще более 10 историй.

Вечером 11 июля 2022 года директор линейки телеканалов «Футбол» Александр Денисов ехал на рабочую встречу, вдруг на телефон начали один за другим поступать уведомления. «Когда я доехал до места и прочитал сообщение, что МГУ прямо сейчас прекращает работу, у меня был полный шок», – вспоминает Денисов, проработавший на телеканалах Рината Ахметова 20 лет.

Приблизительно так же чувствовали себя все топ-менеджеры и более 3000 работников одной из крупнейших медиагрупп Украины. «29 июня президент подписал решение СНБО о реестре олигархов, после чего юристы СКМ сообщили, что рассматривается ряд вариантов. Но решение 11 июля было, мягко говоря, неожиданным, – говорит гендиректор МГУ Евгений Бондаренко. – Это как сорвать стоп-кран в самолете».

«Мы это называем «большое закрытие», – рассказывает Виктория Кузьмик, возглавлявшая диджитал-направление развлекательных проектов МГУ. – Сначала было не очень понятно, что группа будет делать с диджитальными правами на контент (сайты, соцсети, YouTube-каналы. – Forbes)».

Через несколько недель выяснилось, что последний формально не попадает в периметр антиолигархического закона, и группе не обязательно их удалять. «Мы могли отдать диджитал-права на контент любому, но при условии, что в случае дальнейшей его монетизации не будут использоваться торговые марки МГУ», – говорит Бондаренко.

Некоторые сотрудники МГУ увидели в этом возможность начать собственное дело. «Через несколько недель у меня уже была идея, что можно построить на семье футбольных YouTube-каналов МГУ без телевизионных трансляций и прав группы», – говорит Денисов.

Математику своих YouTube-проектов летом также считали Виктория Кузьмик, продюсер «Звездного пути» Марта Середа, ведущий «Украина 24» Алексей Суханов, глава новостного диджитала Ростислав Буняк и другие. Надо было торопиться. YouTube-каналы МГУ не обновлялись с 11 июля, а платформа быстро ухудшает рекомендательные показы «спящих» каналов. «Мы передавали сотрудникам YouTube-каналы, исходя из реалистичности бизнес-плана и опыта претендентов», – говорит Бондаренко.

Первым с МГУ договорился Буняк. Группа отдавала ему YouTube-каналы «Украина 24», где на тот момент было около 2,4 млн подписчиков, и канал «Сегодня» с более 700 000 подписчиков при условии переименования. Он также должен был отдавать МГУ большинство денег с монетизации контента, созданного до остановки медиахолдинга. Буняк с двумя коллегами назвал бывший канал «Украина 24» «Фабрика новостей» и уже 31 августа начал его обновлять.

«Фабриканты» сами пересматривали контент госиновещания и других партнеров, с которыми договорились о правах, нарезали интересующие YouTube новости и интервью, делали обложки и т.д. Менее чем через 10 дней канал вышел на целевой показатель 1,8 млн просмотров, что означало: математика проекта складывается, можно масштабироваться.

Буняк начал заказывать создание форматного контента у подрядчиков. На пике их количество достигало 40 команд, а на «Фабрике» выходило до 44 единиц контента в сутки. Среди подрядчиков были звезды новостного телевидения Василий Голованов, Наталья Влащенко, Евгений Киселев.

Сначала делали упор на актуальные интервью, затем начали производить больше новостного, хайпового контента. По данным socialblade, в октябре количество просмотров «Фабрики» достигло более 200 млн. Для хайпового контента с фокусом на войну RPM (Revenue per Mille) в Украине составляет около $0,5 за 1000 показов. Несложно посчитать, что Буняк построил бизнес, ежемесячно генерировавший более $100 000.

facebook.com/weukrainetv

Самый резонансный проект, созданный в сентябре 2022 года выходцами из МГУ – новостной телеканал «Мы – Украина». Его лицами стали бывшие ведущие каналов «Украина» и «Украина 24» Фото facebook.com/weukrainetv

Неплохое начало было также у стартапов Денисова и Кузьмик. В сентябре МГУ отдал Денисову семь футбольных YouTube-каналов, в том числе самый большой в этой нише канал-миллионник «Футбол 1,2,3», на схожих с Буняком условиях. Все деньги от нового контента уходят Денисову, монетизация старой библиотеки – МГУ (около 80%). «Сам по себе YouTube канал имеет мало ценности. Это как мощная Audi без бензина, – говорит Денисов. – Чтобы миллионник работал, должен быть новый качественный контент».

«Бензином» первого «распакованного» канала-миллионника «Футбол 2.0» стали обзоры и экспертные обсуждения матчей. У проекта отличная динамика: в марте – более 15 млн просмотров. Он со значительным отрывом опережает другие футбольные каналы, и это при том, что у Денисова почти нет трансляций самих матчей, обычно собирающих самую большую аудиторию.

«Мы «продаем» свою экспертизу по футболу, – объясняет Денисов. – Знаем, что нужно зрителям, и умеем делать обзоры и аналитику содержательно и интересно». В его бизнес-модели вернуть зрителей на почти остывшие каналы – половина дела. Нужен был финансовый партнер. Денисов договорился об эксклюзивном спонсорстве с беттинговой компанией Parimatch.

Детали контракта он не раскрывает, но говорит, что это обеспечивало до 90% поступлений и позволило проекту с первого месяца работать с прибылью. Сейчас в компании One Pitch Group Денисова работает более 30 человек и он готовится к открытию третьего канала (второй – новостной «Футбол Тайм»).

Кто вы и откуда, «Мы – Украина»? /facebook.com/weukrainetv

Кто вы и откуда, «Мы – Украина»?

Самый резонансный проект, созданный в сентябре 2022 года выходцами из МГУ – новостной телеканал «Мы – Украина». Его лицами стали бывшие ведущие каналов «Украина» и «Украина 24». Он транслируется в цифровой эфирной сети DVB-T2 на месте «Украина 24». Это шестой канал, попавший в общенациональный новостной «Марафон». Канал – детище Юрия Сугака (генпродюсер и владелец 3,5% канала) и Игоря Петренко (принадлежит 76%). Первый – бывший директор информвещания МГУ, второй – политолог и экс-редактор небольшого медиа realist.online.

Forbes обратился к ним за комментарием, Сугак посоветовал связаться с Петренко, последний прочитал, но не ответил на вопросы. Два собеседника Forbes не считают, что «Мы – Украина» следует рассматривать как бизнес-проект. «Полноценный новостной канал 24/7 – это минимум 100 сотрудников, и стоит это от $2 млн в месяц, – говорит бывший топ-менеджер МГУ. – Я не вижу, чтобы Сугак пытался сильно монетизировать канал». В ноябре 2022 года «Украинская правда» со ссылкой на анонимные источники предполагала, что канал «Мы – Украина» координируется Офисом президента.

В апреле стало известно, что ООО «Мы – Украина» получит из госбюджета на изготовление контента в течение 2023 года наибольшую среди участников «Марафона» сумму – 146 млн грн.

Бизнес Кузьмик основывается на умении управлять библиотекой сериалов в YouTube. Ей достались права на монетизацию на более чем 600 сериалов и развлекательных проектов, которые были на 11 бывших каналах МГУ. Самый большой – «Лучшие сериалы Ever» с более 5 млн подписчиков.

«Мы сочли и спрогнозировали доход от управления библиотекой, договорились об условиях с МГУ. Работать начали в начале 2023-го», – говорит Кузьмик. За первые три месяца ее команда повысила просмотры в 2–2,5 раза, в марте контент, которым она управляет, смотрели 80 млн часов. «Доход от монетизации вырос более чем в три раза, – рассказывает Кузьмик. – Грамотно разместить рекламу – отдельный навык».

Как наращивать просмотры и заработки на старом контенте? «Выбрать и нарезать интересные моменты, сделать подборки, «переодеть» сериал в современную обложку, перезалить, поднять что-то актуальное», – объясняет Кузьмик. Как пример она приводит сериал «Маркус», который в марте попал в тренды украинского YouTube, хотя впервые без особого успеха был опубликован еще в 2019 году. «Мы сменили обложку на более эмоциональную, подсветили, что это история о похищении детей, и на фоне новостей об ордере на арест Путина из-за незаконной депортации детей сериал взлетел», – объясняет Кузьмик.

Отдельное направление – перевод украинских сериалов на иностранные языки. Кузьмик адаптировала уже 11. Главный хит «Несладкая месть» посмотрели 354 000 часов в более чем 30 странах. «Мы бы быстрее развивали переводы, но найти в Украине людей, способных озвучить сериал по-английски на уровне Netflix, сложно, – говорит Кузьмик. – Думаю сделать озвучку отдельным направлением бизнеса». Ее компания 2Victory Digital, в которой работает 11 человек, также предоставляет консалтинговые услуги по развитию и монетизации YouTube. Виктория говорит, что уже было четыре клиента, и это направление приносит до 10% дохода.

Инвестиции в запуск 2Victory Digital составили $10 000. «Старту помогла компенсация, которую получали сотрудники МГУ во время увольнения (были выплачены от трех до 12 зарплат. – Forbes)», – говорит Кузьмик. Денисов не называет сумму инвестиций в «Футбол 2.0». «Первые недели мы делали проект за свой счет, а когда договорились с партнером (Parimatch. – Forbes), развивались при его поддержке», – рассказывает он.

Сложности роста

Путь YouTube-предпринимателей в Украине далеко не гладкий. Денисов за одну ночь потерял партнера: в марте СНБО ввел санкции против Parimatch, запретив ее деятельность. «В настоящее время это уже не убьет наш бизнес, – констатирует Денисов. – Мы на финишной стадии переговоров с несколькими партнерами».

Неприятности ждали и проект Буняка. В середине марта YouTube без предупреждений начал систематически понижать в рекомендательной отдаче контент «Фабрики». Ни одна из гипотез – техническая или контента – почему это может происходить, не подтвердилась. Буняк даже отказался от комментариев для этой статьи: мол, если тренд не изменится, то к моменту выхода журнала «Фабрики» уже не будет.

Каково это – быть предпринимателем после работы в многотысячной корпорации? «За 20 лет в МГУ я немного устал от митингов, планов и стратегий. Где-то я рад, что обстоятельства подтолкнули в собственное дело, – говорит Денисов. – Больше ответственности, от твоих решений зависит зарплата 30 человек, но и драйва больше. Я в хорошем тонусе».

Кузьмик до закрытия МГУ полагала, что никогда не будет предпринимателем. «Я вообще не думала о собственном бизнесе. Всегда смотрела на своих знакомых, которые сегодня продают елки, а завтра строят дома, как на людей с другой планеты, – говорит она. – Но оказалось, что это не так уж и страшно. Мне нравится».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине