Бывшая многолетняя пиарщица бизнесмена Максима Полякова, в последнее время консультировавшая непубличного IT-предпринимателя Максима Криппу, неожиданно приобрела два медиа, работающих на рынке более 10 лет. Сколько это ей стоило и откуда деньги – не рассказывает. Зачем Татьяне Снопко идти в украинский медиа-бизнес, который с натяжкой можно считать бизнесом
За последний год украинка Татьяна Снопко, 37, стала владелицей сразу двух заметных отечественных СМИ. Приобретение онлайн-медиа Delo.ua в декабре 2022-го прошло почти незамеченным, как и соглашение с владельцами сайта «Главком» Виктором Шлинчаком и Юлией Лымарь. Первым на эти покупки обратило внимание издание НВ. Оба сайта – давние и заметные игроки рынка, но смена владельцев СМИ – редкое для Украины явление. Чем показательны эти сделки.
Что известно о Снопко и при чем здесь Поляков и Криппа
«Мне сложно сказать, почему именно сейчас я попала под софиты», – говорит Снопко. На август 2023 года она владеет четырьмя украинскими юрлицами, свидетельствуют данные аналитической платформы YouControl.
Две из них – ООО «Медиамания» и ООО «Коммуникационный Хаб «Экономика» – обслуживают холдинг «Экономика+». В него входят одно из старейших ныне действующих онлайн-изданий с уклоном в бизнес-тематику Delo.ua (17 лет), «женский» портал WoMo и нишевый маркетинговый MMR. Delo имеет 1,8 млн визитов в месяц, свидетельствуют данные аналитической платформы SimilarWeb. В качестве новой владелицы «Экономики+» она уже отличилась на июльском ивенте WoMo – конференции SHE Congress в столичной гостинице Fairmont.
За другими ООО – «Украинские Медийные Системы» и «Хаб Главком» – стоит общественно-политический портал «Главком», которому уже 13 лет. Записи о бенефициарах «Главкома» в реестрах изменились в середине июня 2023 года. Однако передача интеллектуальных прав еще продолжается, до его завершения стороны отказываются комментировать соглашение. Сколько на это уйдет времени с учетом военного положения – неизвестно, говорит Снопко. Аудитория «Главкома» – 4–7 млн визитов в месяц.
Нынешняя медиаменеджер начинала в спортивной журналистике – в середине 2000-х была главредом спортивного издания в днепровском издательстве «Арт-Пресс». Однако большую часть карьеры Снопко провела в холдинге Noosphere украинского предпринимателя Максима Полякова. «Я 8,5 года работала с господином Поляковым, я обязана ему опытом, знаниями и возможностями», – говорит она о бывшем работодателе. Сотрудничество прекратилось в октябре 2021-го.
С начала полномасштабной войны Снопко была проджект-менеджером в чешском журналистском инкубаторе Novinářský inkubátor, сообщается в ее Linkedin. 12 апреля 2022 года известный американский журналист Bloomberg Эшли Венс разместил в своем Linkedin фото Снопко с призывом помочь найти для нее работу. «Недавно моей любимой подруге Тане Снопко пришлось уехать из Украины в Чехию, – написал автор известной бизнес-книги об Илоне Маске. – Если у кого-то есть потенциальные подсказки относительно открытых вакансий, я уверен, что Татьяна оценит эту информацию».
«Снопко многое прошла с Поляковым и построила весь PR Noosphere, однако инициатива покинуть компанию была за ней», – рассказывает Forbes на условиях анонимности менеджер, работавший в холдинге Полякова в то же время, когда и Снопко. «В холдинге на нее злились, что она ушла», – добавляет он.
Поляков – не слишком публичный миллионер из технологического мира. В декабре 2022-го Forbes оценивал его состояние в $800 млн, Поляков занял 11-е место в списке самых богатых украинцев. Один из самых известных его проектов – космическая компания Firefly Aerospace, разработавшая ракету Alpha. В преддверии большой войны Поляков по требованию правительства США должен был продать свою долю в Firefly. Сначала он импульсивно заявил о передаче своих 58% компании бывшему CEO Firefly Маркьюзику. Но, наконец, о покупке всех акций украинца 24 февраля 2022 года объявила американская AE Industrial Partners.
Однако в его портфеле не только космический бизнес вроде разработчика оптических спутников из ЮАР Dragonfly или сервиса спутниковой аналитики EOSDA. До 2019-го одним из самых больших активов империи Полякова был разработчик онлайн-казино Murka, которого приобрела американская инвестгруппа Blackstone.
Снопко связана с еще одним непубличным предпринимателем – Максом Криппой. «Мы знакомы. Все», – лаконично отвечает на вопрос о связях Снопко. Детали сотрудничества с Криппой она не раскрывает, описывая его как «консультацию». Когда Forbes писал один из материалов, где было упоминание о Криппе, Снопко общалась с редакцией, представляя его интересы.
Что известно о Криппе? Он отказывается от интервью через третьих лиц, а его фото – редкость в публичном пространстве. Криппа – бывший деловой партнер Полякова. В 2012-м предприниматели имели общий бизнес в сфере гемблинга, свидетельствуют материалы давнего судебного дела. Поляков и Криппа судились с Сергеем Токаревым и Рустамом Гильфановым из-за разделения в ноябре 2013 года их совместных бизнес-проектов: онлайн-казино GGS и GMS.
Более публичная сфера интересов Криппы – украинский киберспорт. Он – первый инвестор кибеспортивного транслятора Maincast, говорил Forbes основатель компании Виталий Волочай. Криппа – обладатель еще двух киберспортивных легенд: команды NAVI и разработчика игры S.T.A.L.K.E.R. GSC Game World, свидетельствуют данные из открытых реестров.
С осени 2022 года на сайте Delo.ua появилось по меньшей мере 15 публикаций по отдельному тегу «Максим Криппа», где бизнесмен освещается как благотворитель и владелец NAVI. На «Главком» Криппа пока упоминается дважды как благотворитель и владелец NAVI в новостях за май и июль 2023 года.
Причастность Криппы и Полякова к покупке украинских медиаактивов Снопко все трое отрицают. «У меня ни с кем из них и с ними обоими вместе нет общих проектов. Пока», – говорит Снопко. Похожие по содержанию комментарии Криппа и Поляков через своих посредников передали изданию НВ.
«На данном этапе мне партнеры не нужны», – утверждает Снопко. Она не исключает, что инвестиции понадобятся в будущем, но привлекать их стартапу лучше «на как можно более позднем этапе». Снопко отказалась разглашать сумму сделки. «Я общалась со многими медиаменеджерами, и оценка у всех базируется на собственных KPI – у кого-то на количестве вложенных денег, у кого-то на потенциальном количестве звонков от президента», – добавила она.
Вопрос Forbes по поводу источников финансирования сделок Снопко проигнорировала.
Как выглядят «Экономика+» и «Главком» в цифрах
Основанный в середине 1990-х издательский дом «Экономика+» не впервые меняет собственника. Кроме основателей Игоря Ляшенко и Станислава Шума, компанией владели немецкая издательская группа Handelsblatt и EastOne LLC Виктора Пинчука. Последняя осенью 2014-го продала актив тогдашнему гендиректору Ирине Рубис.
Через пять лет его выкупил днепровский предприниматель и бывший бизнес-партнер Геннадия Корбана Константин Паршин. После смены владельца издательство возглавил Илья Чудновский – экс-генеральный директор издательского дома «Капитал» с орбиты подсанкционного первого вице-премьера и и.о. премьер-министра времен Сергея Арбузова. Через неделю из Delo.ua уволилась часть редакции, в том числе главред Дарья Куренкова и ее заместитель Сергей Чепинский.
Самое большое издание группы – бывшая печатная газета, а ныне портал Delo.ua с 1,8 млн сеансов в месяц. В нишевых MMR и WoMo показатели более скромные – 166 000 и 169 000 визитов соответственно, свидетельствуют данные Similarweb (здесь и далее указана статистика Similarweb за июнь 2023 года и данные YouControl). Среди источников дохода – организация деловых ивентов и конференций.
Финансовые показатели обоих принадлежащих Снопко юрлиц за время войны просели. «Медиамания» – убыточна, выручка упала с 3,3 млн грн в 2021-м до 1,7 млн грн по итогам 2022-го.
«Коммуникационный Хаб «Экономика» в 2022 году получил 35 700 грн чистой прибыли. Однако выручка сократилась с рекордных 13,7 млн грн в 2021-м до 4,8 млн грн.
«Главком» – зарегистрированное в 2009-м информационное агентство. Основатели – выходцы из связанного с Игорем Коломойским холдинга «Главред-медиа» Виктор Шлинчак и Юлия Лымарь.
Аудитория «Главкома» – 4–7 млн визитов в месяц, более 83% читателей – из Украины. Финансовые данные не были опубликованы. Одно из приобретенных юрлиц «Хаб Главком» зарегистрировано в мае 2023 года.
В чем ценность онлайн-медиа
Заметные соглашения на украинском медиарынке бывают нечасто. Один из последних примеров – поглощение «Украинской правды» компанией Dragon Capital в мае 2021 года. Тогда опрошенные Forbes эксперты называли большой диапазон возможных оценок – от $500 000 до $2,5 млн за вычетом долгов.
Сейчас подобные издания в Украине чуть ли не всегда дотационны, поэтому их оценивают не по мультипликатору к прибыли или EBITDA, а по охвату и уровню доверия аудитории, говорит сооснователь Megogo Федор Дроздовский. «Знаю цену подобного медиа, поэтому могу с высокой вероятностью предположить, что сумма сделки составила от $3-3,5 млн за оба издания. – говорит он. – Они должны стоить почти одинаково, но «Главком» несколько дороже».
Вычислить стоимость медиаактива исходя из публичных данных почти невозможно, скептически говорит исполнительный директор УП Андрей Боборыкин. «В Украине медиакомпания стоит столько, сколько за нее готовы заплатить, потому что продается фактически торговая марка», – добавляет он.
С этим согласны и другие опрошенные Forbes медиаменеджеры и инвестбанкиры. В 2019 году Константин Паршин мог купить «Экономику+» за $0,5–1 млн, оценивал в комментарии MC Today основатель издания «Наш Киев» Дмитрий Федоренко. Но рыночные расклады на втором году войны поменялись.
Телевидение пострадало больше всего – рекламный ТВ-рынок в 2022-м упал более чем в пять раз, до 2,6 млрд грн. Крупные онлайн-медиа, наоборот, в большинстве своем нарастили выручку, но в гривне.
Стоимость актива зависит от его бизнесового или политического влияния, говорит Федоренко. «Учитывая, что сейчас на кону большой передел российских бизнес-активов, покупка Delo.ua является достаточно логичным шагом», – говорит он. Аргумент Федоренко – метрики издания не измеряются специализированной платформой Gemius, а значит, владельцы не рассматривают его как медийный бизнес.
Выручка ООО «Коммуникационный хаб «Экономика» в 2022 году сократилась до 4,8 млн грн с рекордных 13,7 млн грн в 2021-м. Довоенные официальные выручки юрлиц Delo.ua похожи на настоящие, считает Екатерина Венжик, бывшая шеф-редактор Delo.ua и CEO технологического издания Speka. «1–1,5 млн в месяц – реальный уровень дохода для медиа», – говорит она, предполагая, что цифры могли быть и больше. Однако в 2022-м выручка просела почти в три раза, поэтому «Экономика+» – вероятно дотационный актив, предполагает Венжик.
Зачем тогда нужен этот актив? «Я даже не могу сказать, что рынок дикий. Его нет», – говорит Снопко. «Я из ІТ-индустрии, для меня медиа – это, в первую очередь, продукт, платформа, работа с трафиком», – говорит она, добавляя, что традиционный для digital-активов подход – оценка по 4–6 чистым годовым доходам.
Дополнить деловые СМИ и ивент-платформу общественно-политическим изданием – часть стратегии. «Цель – иметь максимально разношерстное портфолио», – говорит новая владелица, косвенно подтверждая гипотезу о создании нового медиахолдинга. «Для меня это digital-актив в первую очередь», – говорит она.
Дисклеймер: текст был обновлен после публикации, добавлен комментарий сооснователя Megogo Федора Дроздовского.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.